Тема VIII. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ (2 часа)
Основные понятия: перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки, структура подготовленности занимающегося.
Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Долгое время спортивную тренировку рассматривали как повторное выполнение спортивного упражнения для достижения наилучшего результата в беге, прыжках, гребле, лыжном спорте и др. Но уже в 30-х годах этого столетия в спортивной тренировке стали видеть более сложный процесс, направленный на развитие физических и морально-волевых качеств, на обучение спортивной технике и тактике и их совершенствование.
Тренировка в том или ином виде спорта практически проводится не по непрерывно возвышающейся линии, а определенными этапами. Принято тренировку в течение года делить на три периода: подготовительный, основной и переходный.
Начало и продолжительность каждого периода зависят от вида спорта, степени подготовленности спортсмена и условий, в которых проводится тренировка. Подготовительный период тренировки, например, для лыжников обыкновенно начинается ранней осенью или в конце лета, а для легкоатлетов – ранней весной или в конце зимы. При этом, естественно, основной период для лыжников падает на зимний сезон, а для легкоатлетов – на летний.
Наибольшая физическая нагрузка приходится на основной период. В этом периоде спортсмен достигает наивысшей степени тренированности («спортивной формы») и участвует в соревнованиях.
Задачей подготовительного периода, как говорит само название, является подготовка организма спортсмена к высоким нагрузкам основного периода.
Переходный период решает задачу постепенного перехода от длительной и весьма интенсивной работы (связанной с участием в соревнованиях) основного периода к относительному отдыху. Однако резкое снижение интенсивности и длительности нагрузок в переходном периоде не рекомендуется, так как это представляет собой нарушение установившегося жизненного стереотипа, связанного с приспособлением организма к регулярным высоким нагрузкам, к определенному тренировочному режиму. При этом происходит нарушение регуляторной деятельности центральной нервной системы, проявляющееся, в частности, в расстройстве функций вегетативных органов – главным образом сердечно-сосудистой системы.
Отдых в переходном периоде тренировки должен быть активным. В это время спортсмен продолжает тренироваться, однако с меньшей нагрузкой и преимущественно в смежных и вспомогательных для него видах спорта.
Из переходного периода тренировки спортсмен в свое время вступает снова в подготовительный период, затем в основной ит. д. При этом из года в год (до определенного возраста) исходный уровень работоспособности спортсмена, вступающего в подготовительный период, должен повышаться.
Несоблюдение периодизации круглогодичной тренировки может быть чревато отрицательными последствиями; очень длительное и непрерывное поддерживание организма на максимальном уровне тренированности основного периода представляет собой большой нервный труд и может, в конце концов привести к перетренировке.
Рациональное планирование круглогодичной тренировки в значительной мере способствует также и оптимальному планированию многолетней подготовки. Последняя во многом связана с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно в процессе многолетней подготовки выделяют три возрастных зоны – первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (см. таблицу 1).
Таблица 1.Возрастные границы зон спортивных достижений
В некоторых видах спорта
Вид спорта,
дисциплины
| Возрастные границы
| первых больших
успехов
| оптимальных
возможностей
| поддержания высоких
результатов
| муж.
| жен.
| муж.
| жен.
| муж.
| жен.
| Плавание, м.
100, 200, 300
| 17-18
| 14-16
| 19-22
| 17-20
| 22-25
| 21-23
| Бег, м. 100-400
5000-10000
| 19-22 24-26
| 17-20
-
| 22-26 26-30
| 20-24
-
| 27-28
31-35
| 25-26
-
| Метания:
ядро
диск
копье
|
22-23 23-24 24-25
|
18-20 18-21 20-22
|
24-25 25-26 26-27
|
21-23 22-24 23-24
|
26-27
27-28
28-29
|
24-25
25-26
25-26
|
Такое деление позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, наиболее точно определить период напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов. Замечено, однако, что примерно 15-20% из общего числа одаренных спортсменов оказывается в зоне оптимальных возможностей несколько раннее указанной границы (обычно на 1-3 года).
Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.
Таким образом, при перспективном планировании наивысших результатов спортсмена, следует ориентироваться на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс у юных спортсменов в пубертатном периоде, когда закладывается фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, этот период сопровождается диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов:
1) начальной подготовки;
2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений (см. таблицу 2).
Таблица 2. Возрастные границы спортсменов на различных этапах
Многолетней подготовки
Этап многолетней подготовки
| Возрастные границы по видам спорта
| Бег, дистанции
| Лыжные гонки
| Плавание,
дистанции (м)
| средние
| длинные
| 100, 200
| 400, 800, 1500
| Начальный
мужчины
женщины
|
10-12 10-12
|
11-13
-
|
11-13
11 13
|
8-10
8-10
|
8-10
8-10
| Предварительной базовой
мужчины
женщины
|
13-15 13-15
|
13-15
-
|
14-16
14-16
|
11-12
10-12
|
11-12
10-12
| Специализированной базовой
мужчины
женщины
|
16-20 16-19
|
17-22
-
|
17-22
17-20
|
13-18
12-16
|
13-16
13-15
| Максимальной реализации
индивидуальных возможностей
мужчины
женщины
|
21-25 20-23
|
23-30
-
|
23-30
21-27
|
19-22
17-19
|
17-20
16-18
| Сохранения достижений
мужчины
женщины
|
26-29 24-28
|
31-35
-
|
31-35
28-32
|
23-25
20-22
|
21-23
19-20
|
Задачами этапа начальной подготовки являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.
Основными задачами тренировки на этапе предварительной базовой подготовки являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устой-чивого интереса спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной подготовке.
Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специальная тренировка. Вместе с тем на этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование строится на разнообразном материале вида спорта, избранного для специализации. В результате работы на этом и последующем этапах многолетней подготовки спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику многих десятков специально-подготовительных упражнений.
В начале этапа специализированной базовой подготовки основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовки, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. Например, будущие марафонцы вначале часто специализируются в беге на более короткие дистанции.
Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика.
Основная задача этого этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигает максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, возрастает объем специальной психической, тактической и интегральной подготовки.
Для этапа сохранения достижений характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы.Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической подготовленности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.
Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном! этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. И, как правило, ранее применявшимися вариантами планирования тренировочного процесса, методами и средствами не удается добиться не только прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне. Поэтому на этом этапе, как никогда ранее, следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению комплексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут также способствовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в макроцикле эффективным может оказаться планирование ударных микро- и мезоциклов с исключительно высокой тренировочной нагрузкой.
Структура подготовленности занимающегося.В многолетней тренировке выделяют две стороны: ее структуру и динамику направленности занятий, которые учитываются при планировании.
Структура многолетней тренированности состоит из 4 циклов начального, предрекордного, рекордного и завершающего (см.рис.1).
|
Мастер спорта
международного класса
международного класса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Циклы
| Начальный
| Предрекордный
| Рекордный
| Завершающий
| Этапы
| Начальной подготовки
| Предвари-тельной
базовой подготовки
| Специаль-ной базовой подготовки
| Максимальной реализации индивидуальных
возможностей
| Сохранения достижений
|
Рис. 1. Структура многолетней тренировки спортсменов
Как видно из рисунка, предрекордный цикл делится в свои очередь на два этапа.
Установлено, что самыми важными циклами многолетней тренировки являются начальный и предрекордный. Если тренеры форсируют подготовку своих воспитанников на этих циклах, то вначале результаты быстро растут, но затем где-то на уровне I разряда, наступает стабилизация роста квалификации спортсменов. С другой стороны, в каждом виде спорта есть своя возрастная граница, раньше которой невозможно звание мастера спорта. Например, в мужской гимнастике этот рубеж равен 18 годам, в плавании – 13-14 годам для девочек и 15-16 годам у мальчиков и т. д.
Исходя из этих положений, в каждом виде спорта может быть определен оптимальный начальный возраст для специализации и лучший вариант направленности занятий в первых двух циклах многолетней тренировки.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Васильева В.В. «Гигиена спортивной тренировки». В кн.: «Очерки по гигиене физических упражнений и спорта». А.А.Минх. Москва, «Медицина», 1976, стр. 189-216.
Головин В.А. и др. (ред.). «Физическое воспитание». Москва, «Высшая школа», 1983, стр.200-223.
Гритченко Н.В. «Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры». Москва, «Медицина», 1972, стр.34-41.
Запарожанов В.А. «Планирование и учет в спорте». В кн.: «Теория спорта», ред. В.Н.Платонов. Киев, «Вища школа», 1987, стр.372-386.
Лехтман Я.Б. «Тренировка» В кн.: «Физиологические основы физической культуры и спорта». Москва, «Физкультура и спорт», 1955, стр.217-216.
Платонов В.Н. (ред.). «Теория спорта». Киев, «Вища школа», 1987, стр.295-310.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(обязательная тематика)
|