Обратная связь
|
Основные общеисторические категории «долг», «нравственность», «мораль» Тема
«Медицинская этика и деонтология в деятельности медицинского работника»
Вопросы, разбираемые на занятии:
1. Краткая история развития этики и деонтологии.
2. Основные этические категории «мораль», «долг», «нравственность».
3. Биомедицинская этика.
4. Кодекс профессиональной этики медицинских сестёр Республики Беларусь.
5. Деонтологические требования, предъявляемые к личности медицинского работника.
6. Медицинский этикет, взаимоотношения медработников в коллективе.
7. Причины возникновения и профилактика миелогений.
Краткая история развития этики и деонтологии.
Этика – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Под этикой следует понимать науку о сущности, законах возникновения, развития и функциях морали, об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Термин “этика” был введен Аристотелем, который понимал ее как философию нравственного поведения людей.
Медицинскую этику надо рассматривать, как специфическое проявление общей этики. Медицинская этика - это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения.
Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики входят и те, от успешного решения которых зависит жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих массового поколений. К ним относятся: борьба против создания и накопления оружия поражения (ядерное, химическое, бактериологическое), охрана окружающей среды и т.д. Суть медицинской этики очень точно сформулировал акад. А.Ф.Билибин: “ Медицина для истинного медика больше, чем профессия, - она образ жизни”.
Основные общеисторические категории «долг», «нравственность», «мораль»
Долг и должностные обязанности — понятия не однозначные. Неисполнение должностных обязанностей, предписанных администрацией в соответствующих инструкциях, влечет за собой одну из мер дисциплинарного наказания. Нравственный долг среднему медработнику прививается воспитанием и самосовершенствованием. Он должен превращаться в глубокое внутреннее убеждение, в потребность трудиться с душевной теплотой и полной отдачей.
Долг является фундаментальным понятием морального сознания и этической мысли, которое отражает безусловно обязывающий характер нравственных ценностей и принципов. Понятие "долг" применяется по отношению к совокупности действий, которая в соответствии с этими ценностями и принципами вменяется к исполнению нравственному субъекту. Когда человек говорит: "это мой долг", он указывает на моральную необходимость совершить определенный поступок или воздержаться от него, несмотря на противодействующие психологические факторы, которые вслед за И. Кантом можно обозначить как склонность. Нарушение долга влечет за собой самоосуждение и в некоторых случаях делает оправданным внешнее осуждение. Долг существует в отношении определенных обязывающих субъектов, в кантовской формулировке - он "осуществляет цель воли [определенного] лица", что оформляется с помощью устойчивой формулировки "долг перед кем-то". Однако необходимо учитывать, что субъекты, перед которыми существует долг, не всегда являются непосредственной целью, мотивированного долгом поступка: уважение к потребностям и интересам нечеловеческих живых существ может быть продиктовано не долгом перед природой, а долгом перед людьми; спасение гениальной картины, сопряженное с риском для жизни, может являться выражением долга не перед самим художественным творением, а перед аудиторией, способной оценить ее эстетические свойства; внимание к личной гигиене может выступать не как долг перед самим собой, а как долг перед обществом и т.д.
Это различие играет существенную роль в процессе осмысления и уточнения человеком своей системы обязанностей. В силу этого оно становится предметом специальной этической рефлексии.
Понятие долга тесно связано с понятием обязанности. Однако между ними существуют определенные смысловые отличия. Если под долгом чаще подразумевается практическое воплощение всей полноты нравственных требований или какой-то их части, но взятой в качестве целостного нормативного комплекса, то обязанность представляет собой нравственную необходимость исполнить отдельное требование, находящееся в пределах долга. Дополнительное смысловое разграничение между этими понятиями касается того, что слово "долг" окружено более мощной эмоциональной аурой, изначально обладает оттенком возвышенности, в то время как слово "обязанность" может относиться как к самым тривиальным, так и к самым значительным проявлениям человеческой жизни. Кроме того, со словом "долг" принято связывать высокую степень сознательности исполнения нравственных требований, преобладание таких мотивов поведения, которые возникают на основе фундаментальных убеждений, в то время как слово "обязанность" может применяться к любым формам вменения определенных действий.
Значение слова Мораль по Ожегову:
Мораль - Нравственные нормы поведения, отношений с людьми
Мораль - наука о добре и правилах человеческого поведения, о целях жизни, о принципах действия. Мораль формировалась в античности, как наука о человеке ( Сократ ) – противопоставляя себя физике, науке о природе (ионийские философы ). Мораль отвечает на вопрос об истинном предназначении человека; следовательно, она составляет ту часть философии, которая непосредственно затрагивает каждого из нас. Всякое свободное и продуманное действие предполагает, что его цель считается приемлемой, т.е. оно предполагает моральное размышление и решение . Вообще, как только мы начинаем размышлять о нашей жизни и о том смысле , который мы хотим ей придать, встает проблема морали. В истории философии эта проблема получила два основных варианта решения: согласно первому, высшей целью человека является счастье ( эпикуреизм , английский утилитаризм ); согласно второму, последняя цель – это добродетель , или исполнение долга ( стоицизм , мораль Канта). Моральный человек, по Канту, – не тот, кто счастлив, но тот, кто «заслужил» счастье; именно в этой заслуге и состоит вся моральная ценность. В целом моральность того или иного поступка зависит не от его содержания, но от нашей манеры его совершать: например, можно подать милостыню из выгоды, надеясь таким образом «заполучить» себе место в раю, или же из минутного чувства жалости. В действительности, моральный человек – это не тот, кто помогает нищим из расчета или, руководствуясь чувством , но тот, кто делает это из принципа . Моральным будет только такое человеческое поведение , которое будет выражением рационального и сознательно применяемого «принципа». Сегодня мораль представляет собой, прежде всего, теорию взаимоотношений с другим, философию «общения»: именно в непосредственном отношении с «лицом» другого приобретает человек первоначальный опыт моральных ценностей (например, поймать взгляд другого – значит понять, что к нему нельзя применять насилие).
Значение слова Нравственность по Ожегову:
Нравственность - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
Биомедицинская этика
Для европейской культуры самым древним, наиболее распространенным и универсальным сводом важнейших норм врачебной этики является "клятва Гиппократа", почти в неизмененном виде дошедшая до нас из IV века до н.э..
В клятве Гиппократа можно найти, по крайней мере 10 этических норм:
1) уважать жизнь;
2) не способствовать посягательству на жизнь («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария»);
3) не причинять вреда больному;
4) не поступать несправедливо по отношению к больному «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»);
5) уважать права больного;
6) руководствоваться только пользой для больного («В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел и женщинами и мужчинами, свободными и рабами»);
7) не разглашать чужих тайн;
8) соблюдать врачебную тайну («Чтобы при лечении, а также и без лечения я не увидел и не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу об этом, считая подобные вещи тайной»);
9) почитать своих учителей ("Клянусь… считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями");
10) хранить нравственную чистоту и непорочность ( ... Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.).
Начало современного этапа истории медицинской этики связано со второй мировой войной. В приговоре врачам-нацистам был сформулирован знаменитый Нюрнбергский кодекс (1947) — 10 этических правил проведения экспериментов на человеке, главными из которых являются: обязательность добровольного осознанного согласия, право испытуемого на отказ от участия в эксперименте, исключение экспериментов, заведомо ведущих к смерти или инвалидности испытуемого.
В 1948 году Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) приняла Женевскую декларацию, в которой подтверждается приверженность принципу конфиденциальности врачебной деятельности. В декларации формулируются требования к врачу не допускать, чтобы соображения религиозной, национальной, партийной, политической принадлежности или социального положения препятствовали ему выполнять свой долг в отношении пациентов. В 1949 году ВМА приняла Международный кодекс медицинской этики. Дальнейшее развитие Международный кодекс медицинской этики получил в результате принятия на Всемирных медицинских ассамблеях, организованных ВМА, таких исторических деклараций в области медицинской этики, как Хельсинкская (1964 г.), развивающая идеи Нюрнбергского кодекса 1947 года, Лиссабонская (1981г.) о правах пациента, Венецианская (1983 г.) о терминальной стадии болезни и ряда других. К сожалению, идеологические барьеры не позволили советским медикам участвовать в деятельности ВМА и внести свой вклад в развитие медицинской этики. Практически без участия отечественных специалистов проходило формирование в последние десятилетия новой медицинской этики, вызванной к жизни все ускоряющимся научно-техническим прогрессом в медицине. Преодоление клинической смерти, возможность неопределенно долго поддерживать жизнь коматозных больных, пересадка сердца и других органов, отбор и сохранение трансплантатов, приживление тканей, искусственное изменение пола, искусственное оплодотворение, генная инженерия — эти и другие достижения медицины и биологии поставили на повестку дня острейшие этические проблемы. С такими ситуациями человечество ранее не встречалось: право больных на эвтаназию, достойную смерть при полной информированности о болезни, права умирающих как потенциальных доноров органов, этическая допустимость применения современных методов медико-генетического контроля и многие другие.
В результате философского и этического осмысления такого рода проблемных ситуаций, возникающих в клинической практике, в 70-х годах появилась биоэтика (сам термин предложен В.Р. Поттером в 1971 году), как идеология защиты прав человека в современной медицине. Классическая врачебная этика была патерналистской. Этическая позиция врача определялась девизом: «Благо больного — высший закон». Но при этом характер моральных взаимоотношений врача и пациента был заведомо асимметричным: всю (или почти всю) полноту ответственности за принятие клинических решений врач берет на себя. Что касается пациента, то независимо от того, имеет он профессиональную медицинскую подготовку или не имеет, в принятии клинических решений он считается этически некомпетентным.
Приоритетной ценностью является здесь моральная автономия личности. Пациент признается этически компетентным. Ответственность за принятие решений распределяется между врачом и пациентом. Система ценностей, определяющая моральный выбор врача и больного, не связана жестко с медицинской традицией, поскольку, прежде всего, основывается на приоритете прав пациента, а не врача.
Биоэтика опирается на четыре основных принципа:
• автономия;
• не причинение вреда;
• благодеяние;
• справедливость.
Общие принципы биомедицинской этики реализуются посредством более конкретных этических норм.
• правдивость;
• приватность;
• конфиденциальность;
• лояльность;
• компетентность.
Норма правдивости предполагает обязанность и врача, и больного говорить правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создание атмосферы терапевтического сотрудничества и право больного на информацию о своей болезни, лечении и прогнозе. Вместе с тем, норма правдивости не имеет абсолютного характера, поскольку применение ее в определенных ситуациях может причинить больному несомненный вред (ятрогении) и вступить в противоречие с соответствующим этическим принципом. Когда этическая норма противоречит этическому принципу, предпочтение следует отдавать принципу. Следует всегда различать этическую разницу между умолчанием правды во благо больного и прямым обманом его.
Норма приватности подразумевает обязанность врача уважать право больного на личную жизнь и не вторгаться в нее, тем более грубо, без согласия больного или строгой необходимости. Нарушение нормы приватности, не продиктованное строгой терапевтической необходимостью, считается неоправданным нарушением автономии личности.
Норма конфиденциальности предполагает доверительность отношений врача и больного и неразглашение без разрешения больного информации, сообщенной врачу больным или полученной врачом в ходе обследования и лечения больного. Полная конфиденциальность практически недостижима, т.к. в обществе существуют ее ограничения по закону (например, в интересах следствия и суда), и, кроме того, она может в определенных обстоятельствах противоречить интересам сохранения жизни и здоровья других лиц.
|
|