Объединённая Галиной Резапкиной типология Дж. Холланда с классификацией Е.А. Климова По мнению автора более корректно сравнивать профессии, относящиеся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. С учетом новых и наиболее востребованных профессий список приобрел такой вид:
Автомеханик (Р)
| Физиотерапевт (С)
| Специалист по защите информации (И)
| Логистик (П)
| Оператор связи (О)
| Кинооператор (А)
| Водитель (Р)
| Продавец (С)
| Инженер-конструктор (И)
| Менеджер по продажам (П)
| Диспетчер (О)
| Дизайнер компьютерных программ (А)
| Ветеринар (Р)
| Эколог (С)
| Биолог-исследователь (И)
| Фермер (П)
| Лаборант (О)
| Дрессировщик (А)
| Агроном (Р)
| Санитарный врач (С)
| Селекционер (И)
| Заготовитель сельхозпродуктов (П)
| Микробиолог (О)
| Ландшафтный дизайнер (А)
| Массажист (Р)
| Воспитатель (С)
| Преподаватель (И)
| Предприниматель (П)
| Администратор (О)
| Режиссер театра и кино (А)
| Официант (Р)
| Врач (С)
| Психолог (И)
| Торговый агент (П)
| Страховой агент (О)
| Хореограф (А)
| Ювелир-гравер (Р)
| Журналист (С)
| Искусствовед (И)
| Продюсер (П)
| Редактор (О)
| Музыкант (А)
| Дизайнер интерьера (Р)
| Экскурсовод (С)
| Композитор (И)
| Арт-директор (П)
| Музейный работник (О)
| Актер театра и кино (А)
| Верстальщик (Р)
| Гид-переводчик (С)
| Лингвист (И)
| Антикризисный управляющий (П)
| Корректор (О)
| Художественный редактор (А)
| Наборщик текстов (Р)
| Юрисконсульт (С)
| Программист (И)
| Брокер (П)
| Бухгалтер (О)
| Литературный переводчик (А)
|
Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта — «+» в строке «С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая — социальному (С).
Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 — ярко выраженный тип; 5–7 — средне выраженный тип; 2–4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.
В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.
1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип: социальный.
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ.Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ.Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
4. ОФИСНЫЙ.Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации,предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ.Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
6. АРТИСТИЧЕСКИЙ.Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.
Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям изображена в виде шестиугольника, углы которого отмечены буквами, обозначающими каждый из шести типов и расположенными в определенном порядке: Р — реалистический тип, И — интеллектуальный, А — артистический, С — социальный, П — предпринимательский, О — офисный.
Сама идея связи между психологическим типом человека и его профессией необыкновенно интересна, потому что дает возможность не только выявить профессиональный тип личности, но и увидеть родственные и противопоказанные виды деятельности. Вдумчивая интерпретация методики позволяет понять, почему ученым и представителям «помогающих» профессий обычно не свойственен повышенный интерес к материальному благополучию; почему люди артистического склада не выносят жестко регламентированной работы. Возможности этой методики далеко не исчерпаны.
Хотя предложенный вариант нельзя считать бесспорным (может, кто-нибудь знает безупречные методики?), несколько лет работы по этой методике с подростками и взрослыми, а также положительные отзывы позволяют рекомендовать его к работе в условиях предпрофильной подготовки. Важным дополнением является краткий словарь профессий, в котором приводится содержание профессиональной деятельности, профессионально важные качества и медицинские противопоказания.
Принцип дублирования, или перекрытия, тестов предполагает использование не одной, а двух-трех методик разного типа. Методика Холланда может дополняться Матрицей выбора профессии, Опросником профессиональных склонностей. Это повысит прогностическую ценность консультации и позволит сузить поле выбора профессии.
Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова в модификации Г.В. Резапкиной)
Инструкция. В бланке рядом с номером высказывания поставьте «+», если оно вам подходит.
1. С удовольствием ухаживаю за растениями, животными.
2. Могу подолгу что-нибудь мастерить.
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
4. Мне нравится что-нибудь вычислять, чертить.
5. Легко знакомлюсь с людьми.
6. Охотно читаю о растениях, животных.
7. Мое техническое творчество обычно вызывает интерес у товарищей, старших.
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
9. Знакомые считают, что у меня есть художественные способности.
10. С удовольствием общаюсь с самыми разными людьми.
11. Я хорошо себя чувствую наедине с растениями или животными.
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин.
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
15. Легко улаживаю разногласия между людьми.
16. Мне кажется, что я чувствую состояние растений и животных.
17. Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой.
18. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
19. Знакомым нравится, как я пою, танцую, рисую, пишу стихи (хотя бы одно).
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
21. Охотно наблюдаю за растениями или животными.
22. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
23. Без особого труда усваиваю иностранные языки.
24. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, му-зыке и т. п.
25. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
По каждому столбцу подсчитайте сумму плюсов. Наибольшая сумма указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек).
4–5 баллов – выраженный интерес, 2–3 – умеренный интерес; 0–1 – отсутствие интереса.
Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми.
Профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).
Техника.К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.
Профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).
Природа.К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.
Профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).
Знак.К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).
Искусство.К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант).
Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.
Методика основана на профессиональных интересах. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.
Опросник представляет собой 24 предложения, которые надо завершить одним из трех вариантов. Простая и удобная в обработке и интерпретации, методика выявляет склонности к работе с людьми, исследовательским, практическим, эстетическим, экстремальным, планово-экономическим видам деятельности.
Инструкция. При выборе профессии важно учитывать свои склонности, то есть влечения к каким-либо занятиям. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.
1.
| А
|
|
| Б
|
| В
| 2.
|
| А
|
| Б
| В
|
| 3.
| А
| Б
|
| В
|
|
| 4.
|
|
| А
|
| Б
| В
| 5.
| А
| Б
| В
|
|
|
| 6.
| А
| Б
|
|
|
| В
| 7.
|
| А
| Б
| В
|
|
| 8.
| А
|
|
|
| Б
| В
| 9.
|
| А
|
| Б
| В
|
| 10.
|
|
|
| А
| Б
| В
| 11.
| А
| Б
| В
|
|
|
| 12.
|
|
| А
| Б
| В
|
| 13.
| А
|
|
|
| Б
| В
| 14.
|
| А
|
| Б
| В
|
| 15.
| А
|
| Б
|
| В
|
| 16.
| А
|
| Б
|
|
| В
| 17.
|
|
|
| А
| Б
| В
| 18.
| А
| Б
| В
|
|
|
| 19.
|
|
| А
|
| Б
| В
| 20.
| А
|
| Б
|
|
| В
| 21.
|
| А
| Б
| В
|
|
| 22.
|
| А
| Б
| В
|
|
| 23.
|
| А
|
| Б
|
| В
| 24.
| А
|
|
|
| Б
| В
| Сумма баллов
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
|
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;
в) заниматься расчетами, вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) механиком;
б) спасателем;
в) бухгалтером.
5. Будущее людей определяет:
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В людях я ценю прежде всего :
а) дружелюбие;
б) смелость;
в) аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы:
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о:
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на:
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с людьми;
б) с машинами и механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна:
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни:
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о:
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы:
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о:
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю:
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о:
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка.Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10–12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;
7–9 баллов – склонность к определенному виду деятельности;
4–6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;
0–3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
|