Обратная связь
|
Рекомендации по подготовке и проведению занятий Развитие детского изобразительного творчества требует правильной организации, четкой продуманной системы. НОД по продуктивным видам деятельности проводят только в первую половину дня, так как в это время больше возможностей создать хорошее освещение. Важно воспитателю выбрать место своего расположения, чтобы все дети хорошо могли видеть его лицо. Поэтому стоять на фоне окна (свет сзади) нецелесообразно. Перед занятием комнату необходимо проветрить. Во время его проведения воспитатель должен постоянно контролировать правильную осанку детей, так как им приходится относительно долго сидеть.
Подготовку НОД по продуктивным видам необходимо осуществлять в трех направлениях: подготовка воспитателя, подготовка детей и подготовка материала.
Подготовка студента к проведению НОД по продуктивным видам начинается с планирования работы и изучения задач Программы, по которой работает ДОУ. Полезно познакомиться с содержанием методической литературы, примерными конспектами занятий. Подход к этой работе должен быть творческим. Не следует переписывать все подряд, необходимо выбирать самые эффективные методы и приемы обучения, соотнося их с решением поставленных задач по конкретной группе детей. Целесообразно планировать три задачи: изобразительную, техническую, воспитательную. Важно продумать активизацию словаря детей, предварительную работу, материалы, методику проведения занятия.
Обязательно накануне занятия воспитатель - практикант должен потренироваться в технике и способах изображения. Даже если методика его проведения не предусматривает показ образцов, необходимо выполнить их, чтобы выяснить возможные трудности у детей и заранее продумать приемы их преодоления.
Подготовка детей. Решение задач НОД по продуктивным видам возможно лишь при условии проведения грамотной предварительной работы. Без создания, зрительных представлений и знаний по теме предстоящего изображения нельзя рассчитывать на успех. В течение недели, предваряющей проведение занятия, необходимо спланировать и провести предварительную работу. В зависимости от вида и темы занятия возможны следующие приемы:
1.Экскурсии, во время которых уточняются представления детей о природе, труде взрослых, улице города и пр.
2.Наблюдения живых объектов изображения в естественных условиях: птиц, животных, человека.
3.Игры, во время которых уточняются представления о предметах: их форме, строении, цвете, относительном соотношении частей (мяч, посуда, транспорт и пр.).
4.Рассматривание предметов с натуры, альбомов, малой скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстраций и т.д.
5.Чтение художественной литературы, рассказывание фольклорных произведений.
6.Беседы по теме предстоящего занятия, во время которых можно предложить старшим дошкольникам продумать содержание и последовательность работы.
7.Задание детям 5-7 лет самостоятельно провести наблюдение по темам, например «Дом, в котором я живу», «Как я провел выходной день» и пр.
Подбор и подготовка материалов. Студенту необходимо заранее проверить качество и наличие всех необходимых материалов, наглядных пособий и оборудования. Накануне занятия готовится глина, нарезается и подписывается бумага, точатся карандаши. Клей и краски готовятся в день занятия. После того как дети уберут игрушки, воспитатель предлагает всем принять участие в самообслуживании: организации рабочего места. В каждой группе дети раскладывают только то, что им по силам. Например, взрослый расставляет в младших группах пластмассовые плоские баночки с водой, клей. Дети могут приготовить для себя листы бумаги, тряпочки и другой безопасный материал. С середины средней группы вводится дежурство по занятиям. Дежурные следят за правильностью организации рабочего места, выполняют поручения воспитателя, докладывают о готовности всех детей. Роль воспитателя в руководстве дежурством и самообслуживания заключается в обучении детей правильно располагать материал: эстетично и удобно. Начинать занятие можно лишь тогда, когда воспитатель проверит обеспечение материалами каждый стол. Нелишне иметь запас материалов на отдельном столе или на полке «под рукой».
Выбор методов и приемов
В одном занятии могут применяться самые разнообразные методы и приемы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Рассмотрим это положение на примере занятий, направленных на решение разных изобразительных задач. Когда дети овладеют рядом формообразующих навыков и тем самым получат возможность передавать несложные предметы в станичном положении, педагог ведет их к передаче этих предметов в движении. Используя различные методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, воспитатель организует наблюдения движений в жизни или на занятиях рисованием и лепкой (за животными или за детьми, которые изменяют положение рук, ног, корпуса). Помогает и рассматривание игрушек.
Передача движений в самой простой форме доступно детям только после 4 лет. В подготовительной к школе группе ребята могут сами объяснить, что и как изменяется в фигуре, когда человек идет на лыжах, катается на коньках, везет тяжелые сани, как кошка выгибает спину и т. п.
Прежде чем показать, как лучше передать то, или иное движение, надо предоставить ребятам возможность самим попробовать выразить его в рисунке (лепке), организовав предварительные наблюдения, пояснив, с чего надо начинать, как последовательно выполнять изображение. Способ изображения движения чаще всего не показывается. Детей подводят к его осознанию и применению путем анализа движущихся частей, их формы и положения в пространстве.
Когда перед детьми ставится задача передать в рисунке, лепке, аппликации несложный сюжет, выполнить иллюстрации к литературному произведению, воспитатель применяет исследовательский и эвристический методы, однако при реализации темы у детей могут возникнуть затруднения в выполнении отдельных изображений. Если ребята уже усвоили способ построения изображений, последовательность их создания, то достаточно предоставить им наглядный материал для уточнения представлений о внешнем виде предмета (это может быть иллюстрация, игрушка и др.).
Может быть, понадобится показ способа рисования той или другой части предмета, и в этих случаях педагог прибегает к информационно-рецептивному методу. Но спешить с демонстрацией способа изображения не следует, надо выяснить сначала, что затрудняет детей, чтобы оказанная помощь не лишала их самостоятельности.
Например, ребята рисуют на тему «Кем ты хочешь быть?». Одной девочке для воплощения ее замысла потребовалось нарисовать человека в профиль. Ребенок в замешательстве: в таком положении фигуру не изображали. Однако педагог не спешит показать готовый способ. Он предлагает посмотреть, как выглядит идущий человек в профиль. Проведенный анализ позволяет девочке соотнести стоящую перед ней задачу с теми способами изображения, которыми она владеет и ребенок рисует фигуру человека самостоятельно. Здесь видно сочетание информационно-рецептивного, репродуктивного и эвристического методов.
|
|