Примеры МДИ с описанием их проведения. Например, музыкально – дидактическая игра «Зайка».
Цель игры: развитие у детей младшего дошкольного возраста ладового чувства, эмоционального отклика на контрастную музыку изобразительного характера, формирование элементарных представлений ребенка о жанровой принадлежности музыки
( плясовая, колыбельная).
Ход игры: на фланелеграф прикреплены 2 карточки: 1 –я карточка на ярко – оранжевом фоне с изображением пляшущего Зайки, 2 –я карточка на темно – синем фоне с изображением спящего Зайки.Звучат 2 контрастных музыкальных фрагмента в живом исполнении либо в записи. После первого детям задаётся вопрос « Что делает Зайка?» - покажите картинку, «Какой Зайка?» ( веселый, радостный, он пляшет, улыбается).
После 2 –го фрагмента дети, показывая картинку, говорят: «Зайка спит, он притих». А педагог добавляет, обогащая словарь музыкально – образных характеристик : « И музыка колыбельной мягкая, тихая, нежная, напевная».
По аналогии с данной игрой студенты могут назвать игры «Солнышко и тучка» для детей младшего дошкольного возраста, « Разное настроение» ( дети выбирают одну карточку из 5 предложенных, соответствующую настроению музыки), «Котёнок Фунтик» для среднего возраста (дети моделируют при помощи маленьких деталей (бровки, ротик) различное настроение котенка: обиженное, грустное; сердитое и весёлое).
Среди игр на развитие музыкально – слуховых представлений можно назвать такие, как : «Куда шагает песенка, а ну –ка отгадай» для детей старшего дошкольного возраста, где ребенку предлагается для прослушивания мелодия ( в восходящем, либо в нисходящем движении, звучащая на одном звуке, на разных звуках). На фланелеграфе расположены 4 разноцветные карточки с нотоносцем, на котором расположены нотки – солнышки в различном порядке.
Ребенок может ответить: « Это розовая песенка. Она шагает вверх» и т. д. Прекрасно развивают слух ребенка такие игры, как: «Где мои детки?», «Я иду по лесенке», « Волшебный мешочек»и др.
Подбирая игры на развитие чувства ритма, студенты могут назвать следующие: « Три медведя»,( дети по ритмической пульсации угадывают героя сказки), « Ритмические полоски» ( дети старшего дошкольного возраста выкладывают цветными полосками ритмический рисунок , показанный педагогом).
В инструкции по проведению МДИ (она размещается в конверте или под крышкой коробки для игры) студенту следует указать:
- название игры,
-возрастную группу,
-цель игры,
- наглядный материал: количество карточек, их размер, что на них изображено ( картинок, игрушек, предметов, фишек и др.).
- музыкальный материал ( музыкальные фрагменты с указанием автора музыки и если нужно слов, фрагменты звучания различных музыкальных инструментов, перечислить каких).
- количество играющих,
- ход игры.
Игры эстетично оформить в отдельной коробке (конверте). В дневнике по практике студент даёт подробный план - конспект проведения игры, в приложении к конспекту даётся инструкция к её проведению.
ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение музыкального развлечения, праздника для детей
Рекомендации к подготовке и проведению музыкального развлечения
Т. к. музыкальное развлечение требует задействованности нескольких взрослых, студенты планируют одно развлечение на 2-4 человека на свою возрастную группу или на 2 близкие по возрасту группы.
1. Выбирается форма музыкального развлечения.
2. Определяется время проведения, зрительская аудитория (количество детей).
2. Составляется сценарий.
3. Распределяются роли (для взрослых и детей).
4. Продумывается: ТСО, оформление зала, простейшие декорации, костюмы, атрибуты.
5. Подбирается музыкальный материал к развлечению.
Рекомендуемые формы развлечений
1. Тематические музыкальные вечера.
Беседы – концерты.
3. Театрализованные музыкальные представления :
а) музыкально – драматические спектакли;
б) детские оперы,
в) детские мюзиклы;
4. Народные игры с пением.
5. Музыкальные забавы.
6. Музыкальные атракционы.
7. Концерты детской самодеятельности.
9. Музыкальные шоу ( «Угадай мелодию», «Поле чудес» с музыкальными заданиями, «Музыкальный брейн – ринг» и др.)
При подготовке к музыкальному развлечению в ДОУ следует учитывать:
1.Художественные достоинства материала и качество его использования как взрослыми, так и детьми;
2.Занимательность содержания, новизна его элементов; доступность музыкального и литературного репертуара.
3.Учет возрастных и интеллектуальных особенностей детей и уровня их развития; направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;
4.Соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10—15 в младшем дошкольном возрасте и до 25- 30 мин. в старшем).
К дневнику по практике прилагается сценарий развлечения и диск с музыкальным материалом к нему.
МДК.02.01. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
Содержание
Учебная практика:
1.Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности.
Производственная практика:
1.Организация общения детей в совместной деятельности.
2.Проведение игр на развитие навыков общения, внимания и интереса к партнеру по общению, умения входить в контакт, вести диалог.
3.Организация общения с детьми в различных видах деятельности
(игровой, трудовой, продуктивной, бытовой)
Учебная практика:
Задание 1.Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности
Вопросы к анализу организации общения с детьми в различных видах деятельности.
1.Организация пространства для общения.
2.Получилось общение или нет. Если нет, то почему?
3.Использовались ли поощрения в ходе общения?
4.Особенности поведения детей, мимика, жесты, интонации речи.
5.На какие вопросы дети наиболее активно отвечали и почему?
6.На какие вопросы дети не смогли ответить и почему?
7.Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.
8.Какие задачи решены в результате общения?
Выполнение задания.
1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)
Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми
Место проведения:
Дата и время проведения:
Возрастная группа:
Воспитатель:
Студент(ка):
Вид деятельности, продолжительность наблюдения
| Фотозапись
деятельности и общения воспитателя с детьми
| Действия и реакции детей
| примечание
| Не менее 2-х видов
| | | | 2. Анализ организации общения воспитателя с детьми :
I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям
1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.
2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.
3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.
4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.
II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают
1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).
2. По модальности (положительные, отрицательные).
3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).
4. По характеру (общие, дифференцированные).
III. Требования воспитателя к детям
1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).
2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).
3. По модальности (положительные, отрицательные).
4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).
IV.Вопросы воспитателя к детям
1. По содержанию (деловые, личностные).
2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно - дисциплинирующие)
Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.
Производственная практика:
ЗАДАНИЕ 1.Организация общения детей в совместной деятельности.
Цель:изучение уровня развития коммуникативных умений.
Материал: 2 силуэтных изображения рукавичек, 2 одинаковых набора карандашей (по 6 шт.)
Место проведения:
Время проведения:
Дети:
Возраст:
|