Сроки и организация проведения практики Вузовская_практика_магистров_2007_май.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ
Учебно-методическое пособие для вузов.
Составители: И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Л.А. Кунаковская,
З.Д. Черемисова
Воронеж 2007
Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1401-4 от 27 апреля 2007 г.
Рецензент к.п.н., доцент кафедры педагогики ВГПУ Л.Э. Заварзина
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов-магистрантов 5-6 курсов факультетов ВГУ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным компонентом образовательного процесса является научно-педагогическая практика магистрантов, которая логически завершает их подготовку как преподавателей средне специальных учебных заведений и вузов.
Основная цель научно-педагогической практики – показать, что в современных условиях процесс профессионального образования специалистов выходит за рамки овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Процесс высшего профессионального образования разворачивается сегодня в более широком социальном контексте и направлен на подготовку компетентного специалиста, обладающего высоким уровнем культуры, проблемным аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными способностями, социально-психологической компетентностью.
В ходе практики студенты знакомятся с современным состоянием образовательного процесса в высшем учебном заведении, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения в высшей школе, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своего профессионального «Я».
Основной целью научно-педагогической практики является освоение основ педагогической учебно-методической работы, подготовка будущего магистра к реализации образовательного процесса в колледжах, в средних профессиональных училищах, в высших учебных заведениях.
Основными задачами научно-педагогической практики являются:
1) подготовка будущих преподавателей к реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования;
2) формирование у магистрантов-практикантов умений разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся;
3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами при изучении психолого-педагогических и методических дисциплин, с профессионально-педагогической деятельностью;
4) подготовка будущих преподавателей к воспитательной деятельности со студентами: создание условий для утверждения отношений сотрудничества студентов и преподавателей, развития студенческого самоуправления, общественных студенческих организаций и объединений;
5) выявление преемственности и взаимосвязей научно-исследовательс-кого и учебно-воспитательного процессов в средней и высшей школах, возможностей использования преподавателем собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса, повышения его качества;
6) развитие профессионального мышления, совершенствование системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего преподавателя, а также его активности, направленной на гуманизацию общества;
7) выработка у магистрантов творческого подхода к собственной профессиональной деятельности, приобретение ими опыта рефлексивного отношения к своему труду, актуализация потребности в самообразовании и личностном развитии.
Настоящее учебно-методическое пособие призвано помочь магистрантам в определении содержания и организации своей работы в период педагогической практики, выполнении учебных заданий, подготовке необходимой (в том числе отчетной) документации1.
_______
1. При подготовке пособия использованы материалы:
Педагогическая практика в вузе : программа и методические рекомендации для студентов 4-5 курсов факультетов педагогической направленности / [сост. Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, З.Д. Черемисова.]. – Воронеж, 2004. – 26 c.
I. Организационные вопросы практики
Требования к организации практики
В результате прохождения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности в профессиональной области на основе:
- отбора содержания и построения занятий в различных типах образовательных учреждений с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики;
- актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса;
- учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов).
В результате прохождения практики магистрант должен уметь:
- подготовить и провести по заданию руководителя практики учебные занятия, посетить и проанализировать занятия опытных преподавателей и своих коллег;
- формулировать и решать свои задачи, возникающие в ходе научно-педагогической деятельности.
Сроки и организация проведения практики
Научно-педагогическая практика проводится на 5-6 курсах, как правило, на выпускающих кафедрах высшего учебного заведения, осуществляющих подготовку магистров.
Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются в соответствии с учебными планами и годовым календарным учебным графиком.
Практика организуется с отрывом от учебных занятий. Непосредственно со студентами работают научный руководитель магистранта и преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии. Рабочий график и индивидуальный план студента определяется совместно с руководителями практики в течение первой недели практики.
Магистранты проходят практику в составе учебной подгруппы. Координирует работу подгрупп факультетский руководитель научно-педагогической практики.
Базы практики – средне специальные и высшие учебные заведения.
В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедрах применительно к учебному процессу.
В начале семестра руководителем практики проводится установочная конференция для магистрантов. В ней участвуют студенты и вузовские преподаватели. На этой конференции студенты получают Программу и Методические рекомендации по научно-педагогической практике, знакомятся с вузовскими преподавателями, читающими конкретную дисциплину, уточняют с ними дату и время «выхода» в вузы.
За время прохождения научно-педагогической практики студент обязан:
1) принять участие в установочной и заключительной конференциях по практике;
2) посетить несколько аудиторных занятий преподавателя-предметника с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога и осуществления психолого-педагогического анализа учебной группы;
3) провести 3-8 учебных занятий (лекция, семинар, лабораторное или практическое занятие) на младших курсах вуза (Приложения 1, 2, 3, 4);
4) представить план-конспект (текст) лекции, семинара, практического, лабораторного занятия преподавателю вуза за неделю до его проведения (Приложения 1, 2, 3, 4);
5) регулярно посещать занятия, проводимые другими студентами-практикантами;
6) принимать участие в обсуждении самостоятельно проведенных и посещенных учебных занятий;
7) вести научно-исследовательскую работу по изучению личности студента и академической группы.
По окончании практики организуется заключительная конференция. На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных документов (см. ниже) и письменных отзывов вузовских преподавателей комиссия в составе научного руководителя магистранта, преподавателя кафедры педагогики и педагогической психологии проводит зачет с дифференцированной оценкой.
При оценке работы студента в ходе научно-педагогической практики комиссия исходит из следующих критериев:
- профессионализм и систематичность работы магистранта в период практики;
- степень ответственности в выполнении профессионально-педагогической деятельности;
- степень активности участия во всех направлениях деятельности вузовского преподавателя;
- качество выполнения учебных заданий по практике;
- отзыв педагогов-методистов о работе студента-практиканта;
- профессионализм, качество и своевременность оформления отчетной документации.
Магистрант, не выполнивший план научно-педагогической практики в установленном настоящей Программой объеме, не допускается к зачету по данному виду учебной работы. Если магистрант получает неудовлетворительную оценку на зачете, он обязан пройти научно-педагогическую практику повторно в полном объеме в следующем семестре (учебном году). В случае длительной болезни практиканта в период прохождения им научно-педагогической практики она может быть продлена для него персонально на основании представленных медицинских документов.
II. Программа практики
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки магистров на основе ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей выпускающих кафедр.
Программу практики целесообразно увязать с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру, в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения. В период прохождения научно-педагогической практики студент должен:
- ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ;
- освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры;
- изучить современные образовательные технологии высшей школы;
- получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения;
- изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием.
В период практики следует ориентировать студента на подготовку и проведение лабораторных работ, практических занятий и занятий по курсовому проектированию по профилю специализации. Рекомендуется чтение пробных лекций в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой. Возможно, участие студента в приеме зачетов совместно с руководителем. Целесообразно также его привлечение к профориентационной работе со школьниками.
Конкретное содержание практики планируется научным руководителем студента, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики. Отмечаются темы проведенных лекционных, лабораторных и практических занятий с указанием объема часов.
Научно-педагогическая практика включает в себя:
- учебную и внеаудиторную деятельность по преподаваемой дисциплине;
- воспитательную деятельность;
- научно-исследовательскую работу.
Ниже предлагается примерное содержание научно-педагогической практики.
|