Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир, в модификации А.А. Реана)
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы делятся здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция. «Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале».
Шкала мотивов профессиональной деятельности
Мотивы профессиональной
деятельности
|
|
|
|
|
| В очень незначительной мере
| В достаточно незначительной мере
| В небольшой, но и в немаленькой мере
| В достаточно большой мере
| В очень большой мере
| 1. Денежный заработок
|
|
|
|
|
| 2. Стремление к продвижению по работе
|
|
|
|
|
| Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе, возможно и дробное).
Интерпретация результатов. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ = ВПМ>ВОМ.
Таблица Мотивационные комплексы (пример)
Мотивы профессиональной деятельности
| ВМ
| ВПМ
| ВОМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми (См таблицу с примером). И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности негативнее, чем во втором. Во втором случае, по сравнению с первым, имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным (Реан А.А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = - 0,585).
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Тест «Восприятие индивидом группы»
Цель методики – выявление особенностей восприятия индивидом группы.
Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего.
Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.
По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.
Текст опросника
1. Лучшими партерами в группе я считаю тех, кто:
а) знает больше, чем я; б) все вопросы стремится решать сообща; в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход к обучающимся: б) создают условия для помощи со стороны других;
в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.
Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы пИ+лП+мК, где п, л, м – количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому».
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива
Предлагаемая методика позволяет определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата коллектива, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции. Опросник может использоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах.
Из предлагаемого перечня ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак «+».
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Тест «Стиль взаимодействия»
Цель методики – определить стиль взаимодействия индивида с окружающими людьми.
Инструкция.
Перед вами 20 утверждений. Оцените по 5-балльной шкале, как часто (5 – наиболее часто) интересующий вас человек поступает тем или иным образом при взаимодействии с другими людьми.
№ п./п.
|
Действия
|
Баллы
| 1.
| Указывает, что надо делать
| 5 4 3 2 1
| 2.
| Выслушивает мнения других
| 5 4 3 2 1
| 3.
| Дает возможность другим участвовать в принятии решения
| 5 4 3 2 1
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 1
I. Организационные вопросы практики.. 1
II. Программа практики.. 2
III. Отчетная документация практикантов.. 3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методы обучения. 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Активные методы обучения. 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Функции и виды лекций. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Лекция в высшей школе. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Семинарское занятие в высшей школе. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Практическое занятие в высшей школе. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Лабораторное занятие. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Памятка лектору. 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Цели педагогического общения. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Профессионально важные качества педагога, необходимые для общения с аудиторией. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Программа индивидуальной беседы со студентом.. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Методика «Мотивация обучения в вузе». 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Мотивация профессиональной деятельности. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Тест «Восприятие индивидом группы». 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Тест «Стиль взаимодействия». 18
СОДЕРЖАНИЕ. 18
|