Обратная связь
|
Порядок проведения лабораторной работы 1. Ознакомиться с устройством лабораторной установки и порядком работы с аналитическими весами.
2. Взвесить фильтр на аналитических весах.
3. Вставить фильтр в патрон, а патрон в воздухозаборное отверстие пылевой камеры.
4. Включить аспиратор и секундомер. Время прокачки воздуха, в зависимости от скорости пробоотбора, рекомендуется установить 5-30 мин (меньшее время при большей скорости).
5. Отключить установку.
6. Извлечь фильтр из патрона и произвести повторное взвешивание.
7. Измерить температуру и барометрическое давление.
8. Результаты исследования занести в протокол. (Таблица 2)
9. По формулам (1)-(2) рассчитать фактическую концентрацию пыли, сравнить с существующими нормами (Таблица 6). Расчет привести в отчете.
10. По таблице 3 определить класс условий труда в помещении.
11. Определить фактическое состояние условий труда на рабочем месте.

Хст – оценка в баллах класса условий труда, определяемая по таблице 3;
Тс – продолжительность смены, мин;
Тпр – продолжительность воздействия вредного фактора, мин.
12. Определить по таблице 4 размер доплат к тарифной ставке, в зависимости от фактического состояния условий труда, которая устанавливается на предприятии, на период до устранения вредного фактора.
13. Сделать вывод:
· класс условий труда по запыленности
· размер доплат к тарифной ставке при вредном классе.
Таблица 2
Протокол проведения эксперимента
Вид пыли
| Масса фильтра до отбора пробы m1, г
| Масса фильтра после отбора пробы
m2, г
| Объемная скорость пробоотбора Q л/мин
| Длительность пробо-отбора
Т, мин
| Температура воздуха t,°С.
| Давление Р, мм рт.ст.
|
|
|
|
|
|
|
| |
Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД)
(Выписка из «Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» Руководство Р 2.2.2006-05)
Таблица 3
| Классы условий труда
| Показатели
| Допустимый
| Вредный
| Опасный (экстремальный)**
|
|
| 3.1
| 3.2
| 3.3
| 3.4
|
| Превышение ПДК, раз
| Концентрация пыли
| £ ПДК
| 1,1 - 2
| 2,1 - 5
| 5,1 - 10
| > 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хст
|
|
**Угольная и другая органическая пыль в концентрациях, превышающих 200 – 400 мг/м3, представляет опасность для возникновения пожаров и взрывов.
Таблица 4
Хф, балл
| < 2
| 2,1-4,0
| Размер доплат к тарифной ставке, %
|
|
|
Контрольные вопросы
1. Дайте определение аэродисперсных систем.
2. Перечислите основные параметры определения степени воздействия на организм человека веществ, находящихся в аэрозольном состоянии.
3. Перечислите факторы, влияющие на поступление пылевых частиц в организм и их задержку в органах дыхания.
4. Перечислите классификации пылей.
5. Что такое ПДК?
6. Каким образом осуществляется контроль за соблюдением среднесменных ПДК?
7. Перечислите мероприятия по защите от действия пыли.
8. В соответствии с какими документами должен проводиться контроль за содержанием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия в воздухе рабочей зоны?
9. В чем сущность весового метода определения концентрации пыли?
10. В чем отличия допустимого класса условий труда и вредного класса условий труда?
Индивидуальное задание
Таблица 5
№ п/п
| Профессия
| Вид пыли
| Масса фильтра до отбора пробы
m1, г
| Масса фильтра после отбора пробы
m2, г
| Объемная скорость пробоотбора
Q л/мин
| Длительность пробо-отбора
Т, мин
| Температура воздуха
t,°С.
| Давление
Р, мм рт.ст.
| Время воздействия вредного фактора Тпр, ч.
| 1.
| Электросварщик
| Сварочный аэрозоль
| 0,3851
| 0,3885
|
|
|
|
|
| 2.
| Электросварщик
| Сварочный аэрозоль
| 0,2851
| 0,2879
|
|
|
|
| 5,5
| 3.
| Электросварщик
| Сварочный аэрозоль
| 0,2851
| 0,2911
|
|
|
|
| 6,5
| 4.
| Токарь, слесарь-ремонтник
| Железо
| 0,3746
| 0,3836
|
|
| *
| *
|
| 5.
| Токарь
| Алюминий
| 0,3658
| 0,3715
|
|
| *
| *
| 6,8
| 6.
| Токарь
| Алюминий
| 0,3612
| 0,3653
|
|
| *
| *
| 6,5
| 7.
| Шлифовщик
| Пыль абразивная
| 0,2497
| 0,2536
|
|
| *
| *
| 5,9
| 8.
| Шлифовщик
| Пыль абразивная
| 0,2480
| 0,2512
|
|
| *
| *
| 6,2
| 9.
| Токарь
| Пыль абразивная
| 0,2475
| 0,2543
|
|
| *
| *
| 6,8
| 10.
| Токарь
| Аэрозоли металлов (железо)
| 0,3692
| 0,3798
|
|
| *
| *
|
| 11.
| Токарь
| Аэрозоли металлов (железо)
| 0,4292
| 0,4388
|
|
| *
| *
|
| 12.
| Токарь
| Аэрозоли металлов (железо)
| 0,3892
| 0,4021
|
|
| *
| *
| 5,5
| 13.
| Слесарь-ремонтник (ЖКХ)
| Кварцевое стекло
| 0,2532
| 0,2558
|
|
| *
| *
|
| 14.
| Слесарь-ремонтник (ЖКХ)
| Кварцевое стекло
| 0,2732
| 0,2754
|
|
| *
| *
| 3,5
| 15.
| Слесарь-ремонтник (ЖКХ)
| Кварцевое стекло
| 0,3332
| 0,3369
|
|
| *
| *
| 3,8
| 16.
| Столяр
| Пыль
древесная
| 0,1124
| 0,1178
|
|
| *
| *
|
| 17.
| Столяр
| Пыль
древесная
| 0,2121
| 0,2160
|
|
| *
| *
|
| 18.
| Столяр
| Пыль
древесная
| 0,3307
| 0,3381
|
|
| *
| *
|
| 19.
| Маляр
| Глина
| 0,1469
| 0,1497
|
|
| *
| *
|
| 20.
| Маляр
| Глина
| 0,4174
| 0,4199
|
|
| *
| *
| 3,5
| 21.
| Маляр
| Цемент
| 0,3211
| 0,3298
|
|
| *
| *
|
| 22.
| Маляр
| Цемент
| 0,3213
| 0,3283
|
|
| *
| *
| 4,5
| 23.
| Маляр
| Известняк
| 0,1201
| 0,1213
|
|
| *
| *
| 4,2
| 24.
| Маляр
| Известняк
| 0,1198
| 0,1215
|
|
| *
| *
| 3,8
| 25.
| Библиотекарь
| Пыль бумажная
| 0,1221
| 0,1702
|
|
| *
| *
|
| 26.
| Библиотекарь
| Пыль бумажная
| 0,2121
| 0,2411
|
|
| *
| *
|
| * - Температуру воздуха определить по психрометру, атмосферное давление - по барометру.
ПДК некоторых видов пылей
(Выписка из ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»)
Таблица 6
№
| Наименование
вещества
| ПДК
мг/м3
| Класс
опасности
| Особенности действия на организм
| 1.
| Железо
| -/10
|
| Ф
| 2.
| Алюминий
| 6/2
|
| Ф
| 3.
| Пыль абразивная
| -/6
|
| Ф
| 4.
| Кварцевое стекло
| 3/1
|
| Ф
| 5.
| Пыль бумажная
| -/2
|
| А
| 6.
| Пыль древесная
| -/6
|
| Ф
| 7.
| Глина, цемент
| -/8
|
| Ф
| 8.
| Известняк
| -/6
|
| Ф
|
Условные обозначения:
Ф – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия;
А – вещества, способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях;
ПДКмакс.разовая/ПДКср.см.
Лабораторная работа 3
|
|