Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Как можно правильно оценить интеллект?

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначае­мый IQ,который позволяет соотнести уровень интеллек­туальных возможностей индивида со средними показателя­ми его возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст — 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, та­ков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, на­званный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Сред­нее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие — к 200. Стандар­тное (то есть среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84—100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), ре­зультаты которых соответствуют крайним показателям шка­лы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом: IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальны­ми способностями (IQ от 116 до 180).

Психологи и психиатры используют термин «олигофре­ния» («малоумие»), которым обозначают врожденную или приобретенную в раннем детстве (до трехлетнего возраста) недоразвитость интеллекта. Врожденное слабоумие (олиго­френию) следует отличать от приобретенного, которое на­зывают деменцией.



Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи при сохранности эволюционно более древних фун­кций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявля­ется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, по­этому его критические возможности снижены, ассоциа­тивно-логическая память остается малоразвитой.

По между­народным стандартам (они сейчас носят «щадящий» харак­тер) при IQ = 50—70 имеет место легкая умственная от­сталость, при IQ = 50 — средней тяжести; при IQ = 35 — резко выраженная.

Самая тяжелая форма слабоумия — идиотия — характе­ризуется IQ =20, речь и мышление практически не форми­руются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя сте­пень называется имбецильностью (IQ = 20—50). Словарный запас имбецилов включает до 300 слов, они обучаемы, неплохо ориентируются в привычной житейской обстанов­ке. У них большая внушаемость, склонность к слепому под­ражанию. Имбецилы нуждаются в опеке, хотя многие стре­мятся к самостоятельной жизни, любят жениться, выходить замуж, находя партнеров среди себе подобных.

Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ = 75), которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватно и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замеча­ется не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебилизм особенно проявля­ется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие де­бильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.

Степень дебилизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализирован­ные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способ­ности обычно тесно связаны друг с другом. У человека снормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уро­вень лежит в области IQ(коэффициента интеллекта), рав­ного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить теста­ми. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд—Бине и шкалы Векслера. При IQвыше 120 корреляция между творческой и интеллекту­альной деятельностью исчезает, поскольку творческое мыш­ление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Творческое мышление

1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

2) подвижно,т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

3) оригинально,оно порождает неожиданные, небаналь­ные, непривычные решения.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окру­жение для реализации того потенциала, который в различ­ной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Ферпосон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способ­ствуют «высвобождению» творческих возможностей учащих­ся, повышению интеллектуального уровня и профессио­нальных умений. (Cтоляренко)

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности

Понятие о воле

Когда люди, располагающие равными знаниями и умениями, придержи­вающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к ре­шению стоящей перед ними задачи, или когда при столкно­вении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связы­вают с проявлениями их воли.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправ­ленных действий и поступков. Воля соотносится со всем созна­нием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В осно­ве этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов воз­буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим психологи выделяют в качестве конкретизации указанной выше общей функции, две другие — активизирующуюи тормо­зящую.Иногда первую функцию обозначают термином побуди­тельнаяили стимулирующая.

Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. (Рогов)

При помощи волевого усилия человек не уничтожает непро­извольную активность, а только изменяет ее форму или подав­ляет внешнее проявление. Поэтому воля — это еще и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами, страстями. Воля — это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность. (Рогов)

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.