Обратная связь
|
Пол и психология воспитания в семье В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами входят те, что определяются полом. Современна я наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация. Половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой – это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.
Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства.
Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.
Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. Уже в три года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходимо правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека.
Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку – девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, в играх. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, и т.д.
В три года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская и мужская. В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу.
У четырех - пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, но и половым органом.
С пяти-шести лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-видео героев.
Примерно в 4 – 5 лет ребенок начинает осознавать тот факт, что в мире взрослых людей существуют определенные табу сексуального характера. Половое воспитание детей в этот период должно быть особенно активным. Обязательно разговаривайте с ребенком на соответствующие темы. Ребенок предпочитает бегать по дому голышом? Объясните ему, что так делать не принято. Малыш интересуется, откуда берутся дети? Ни в коем случае не замалчивайте эту тему, не отшучивайтесь и не уходите от ответа.
Постарайтесь в доступной для ребенка форме объяснить, как именно происходит зачатие и появление на свет малыша. Конечно же, многие папы и мамы тушуются, не зная, как преподнести эту информацию. На помощь им придет специальная литература. Существует достаточно много книг, посвященных такой проблеме, как половое воспитание детей дошкольного возраста. Однако прежде чем прочитать ребенку ту или иную книгу, обязательно ознакомьтесь с ней сами. Как правило, после прочтения подобной литературы на несколько лет у ребенка пропадут все вопросы.
Но будьте крайне внимательными и тщательно фильтруйте всю информацию, которую ребенок получает с экрана телевизора и книг. В этот период очень важно, чтобы ребенок не видел никаких слишком откровенных сцен, и уж тем более сцен с насилием. Кроха еще настолько мал, что не в состоянии будет отфильтровать подобную информацию. И в итоге ребенок может получить достаточно серьезную психологическую травму, которая будет давать о себе знать на протяжении всей его жизни.
Половое воспитание младших школьников – самое легкое, так как первая волна любопытства и интереса к сексуальной стороне жизни человечества уже осталась позади, а до второй еще далеко. Поэтому в этот период родители должны всего лишь прививать ребенку правильные взгляды на отношения полов, и в частности, для мальчиков, весьма актуально правильное восприятие девочек и женщин.
Именно сейчас самое время для того, чтобы научить ребенка подавать девочке руку на выходе из транспорта, пропускать в дверях, помогать одеваться. Улыбнулись? А ведь именно этого так часто не хватает во многих мужчинах. И этот этап воспитания очень тесно связан с сексуальным воспитанием.
Кстати говоря, половое воспитание девочек в этом возрасте немного сложнее – ведь именно сейчас настало время рассказать дочери о том, что такое менструация, почему она существует, про то, какие гигиенические меры необходимы в этот период. Не стоит полагать, что в 7 – 8 лет эта информация еще преждевременна – у современных девочек зачастую менструация начинается очень рано. И гораздо хуже будет, если она застанет ребенка неожиданно – ваша дочь может испугаться. На Западе эту тему давно включили в программу полового воспитания учащихся. Наши же школы подобных дисциплин пока не предлагают, поэтому столь почетная миссия целиком и полностью возлагается на плечи родителей.
Половое воспитание подростка – самая сложная задача. Ведь сексуальная неграмотность в этом возрасте с очень высокой долей вероятности может обернуться серьезными проблемами, такими как венерические заболевания и нежелательная беременность. Да и про эмоциональную сторону вопроса также не стоит забывать. Вы ведь не хотите, чтобы ваш ребенок вступил во взрослую жизнь с теми или иными комплексами? А значит, беседы о половом воспитании в этом возрасте просто необходимы.
Практически всегда именно в подростковом возрасте ребенок сталкивается с первой любовью. И помощь родителей в этот период крайне важна. Как правило, ребенок еще не в состоянии сам выбрать себе подругу или друга. Поэтому он просто создает в своей голове идеальный образ. И иногда случайно находит его в том или ином человека. И далеко не всегда оказывается прав. Именно тут очень важна роль родителей. Конечно же, не стоит навязчиво лезть в личную жизнь ребенка. Но, тем не менее, «держать руку на пульсе» вы просто обязаны, чтобы ребенок не натворил глупостей.
У девочек, как правило, сексуальное влечение к противоположному полу выражено гораздо менее ярко, чем у мальчиков. Как правило, девочка ищет влюбленности, ласки, заботы и нежности. Чаще всего девочка воспринимает своего молодого человека скорее как друга, нежели полового партнера. Прогулки под луной, танцы, стихи – вот далеко не полный список того, о чем мечтает ваша дочь.
Мальчики же, напротив, сознательно стремятся именно к половому контакту. И родители должны позаботиться о том, чтобы он стал безопасным. Объясните ребенку, что такое контрацепция, ненавязчиво посоветуйте наиболее оптимальный для него вариант. Если вы не можете переступить через себя и поговорить с ребенком на столь откровенную тему, хотя бы позаботьтесь о том, чтобы ему в руки попалась необходимая литература.
Обязательно разговаривайте с сыном или дочкой о дружбе, уважении, девичьей чести, мужском достоинстве. Учите ребенка правильному отношению к противоположному полу – он наверняка еще скажет вам спасибо за это. Вы же не хотите вырастить из сына отъявленного эгоиста и ловеласа, а из дочери – циничную стерву или девушку легкого поведения? Поэтому не жалейте времени и сил, общайтесь со своими детьми – и у вас все обязательно получится! Ведь половое воспитание в школе вряд ли справится с этой задачей.
Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился.
Необходимость полового воспитания ребенка необходимо, оно должно формировать у детей начала настоящих мужчины и женщины. Следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские и женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, а девочка помогает папе чинить скамейку в саду.
Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна.
Конфликты поколений
Изменяется не только мода, но и педагогические и медицинские парадигмы, и даже понятия о том, каким человек должен быть. В нашей стране за последние 20 лет произошли просто космические преобразования. На уровне семьи, семейной системы столь быстрая смена образцов почти неизбежно приводит к конфликтам.
“Конфликт отцов и детей”. Для некоторых этот конфликт может обостриться настолько, что делает очень проблематичным совместное проживание в одной квартире представителей разных поколений. Полнейшее взаимное непонимание, точнее, нежелание понимать, вражда, отсутствие уважения, постоянное напряжение пагубно сказываются на здоровье и нервной системе враждующих сторон. Особенно это относится к пенсионерам, оказавшимся свободными от выполнения каждодневных профессиональных обязанностей на протяжении многих лет. Теперь, когда они вынуждены изменить свои привычки, сменить образ жизни и ее темп, привыкнуть к новому режиму, спокойное и доброжелательное отношение близких им становится особенно необходимо. Они нуждаются в поддержке родственников как никогда. Но если семейная обстановка далека от благоприятной и оставляет желать лучшего, переживания в связи с этим ложатся двойным бременем на плечи пенсионеров. Почему же это происходит? В чем причины подобных конфликтов?
Прежде всего нужно отметить, что у молодежи и людей пожилого возраста разные взгляды на многие вещи, разные жизненные ценности, темперамент, энергия, возможности и др. Но это совсем не обязательно должно приводить к конфликтам. Проблемы обостряются при взаимном неуважении, неприязни, отсутствии терпимого отношения друг к другу. Для создания доброй, благоприятной атмосферы в семье нужно ценить достоинства друг друга, те положительные качества, которые свойственны одному поколению, но могут отсутствовать у представителей другого.
Пожилые люди нередко забывают о том, что когда-то сами были молодыми и тоже, как и современная, да и любая другая молодежь, совершали необдуманные поступки, на которые теперь, с высоты своего возраста и жизненного опыта, смотрят с сожалением и даже возмущением. Поэтому старые люди должны, опираясь на свой опыт, оберегать от подобных поступков молодежь, чтобы те могли избежать плохих последствий, поощрять и направлять их энергию и инициативу, поддерживать их благородные начинания, одобрять их стремления и гордиться успехами.
Не все новшества, исходящие от молодых, негативны и должны быть осуждены и отвергнуты. Если влияние пожилых людей в семье на молодежь велико, этим нужно дорожить и использовать во благо.
Последние 50-60 лет, то есть время после Второй мировой войны, наличие противостояния между отцами и детьми фактически постулируется культурой. Возникло устойчивое понятие «подростковый возраст», «подростковый бунт». Это и есть ожидаемое от взрослеющего ребенка поведение.
|
|