Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Загрязнение и опасности почв

Основным критерием гигиенической оценки опасности загрязнения почвы вредными веществами является предельно допустимая концентрация (ПДК) химических веществ в почве.Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почв гигиенические нормативы ГН 2.1.7.2041-06. ПДК представляет собой комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве, так как используемые при их научном обосновании критерии отражают все возможные пути опосредованного воздействия загрязнителя на контактирующие среды, биологическую активность почвы и процессы ее самоочищения. При этом каждый из путей воздействия оценивается количественно с обоснованием допустимого уровня содержания веществ по каждому показателю вредности. Наименьшее из обоснованных уровней содержание является лимитирующим и принимается за ПДК вещества, так как отражает наиболее уязвимый путь воздействия данного токсиканта.

В общем плане при оценке опасности загрязнения почв химическими веществами следует учитывать:

а) Опасность загрязнения тем больше, чем больше фактические уровни содержания контролируемых веществ в почве (С) превышают ПДК. То есть, опасность загрязнения почвы тем выше, чем больше значение коэффициента опасности (К ) превышает 1, т.е.:

С

К = ----

ПДК

б) Опасность загрязнения тем выше, чем выше класс опасности контролируемых

веществ.

в) Оценка опасности загрязнения любым токсикантом должна проводиться с учетом буферности почвы, влияющей на подвижность химических элементов, что определяет их воздействие на контактирующие среды и доступность растений. Чем меньшими буферными свойствами обладает почва, тем большую опасность представляет ее загрязнение химическими веществами. Следовательно, при одной и той же величине К опасность загрязнения будет больше для почв с кислым значением pH, меньшим содержанием гумуса и более легким механическим составом. Например, если К вещества оказались равными в дерново-подзолистой супесчаной почве, в



дерново-подзолистой суглинистой почве и черноземе, то в порядке возрастания опасности загрязнения почвы могут быть расположены в следующий ряд: чернозем - суглинистая дерново-подзолистая почва - супесчаная дерново-подзолистая почва.

 

Выводы: Согласно МУ 2.1.7.730-99 "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест" Опасность загрязнения по меди 1,2 - слабо загрязненная (кратность превышения до 10), по нитратам 1,58 - - слабо загрязненная (кратность превышения до 10), по бенз-а-пирену - загрязненная загрязненная (кратность превышения от 10 до 100),

По остальным химическим элементам указанных в задании, загрязнения почвы - чистые (кратность превышения ≤ 1).

Оценка санитарно-эпидемиологического состояния почвы.

Бактериологические и гельминтологические показатели в отличие от косвенных химических показателей являются прямыми показателями степени фекального загрязнения почвы, т. е. позволяют дать непосредственную оценку степени чистоты почвы. Кроме того, эти показатели позволяют установить давность загрязнения. Для недавнего загрязнения почвы характерно увеличение общего числа бактерий и преобладание неспороносных форм, обнаружение большого количества яиц гельминтов. Преобладание форм Cl. perfringens свидетельствует о давнем загрязнении почвы.

Санитарно-энтомологические показатели позволяют судить о загрязнении почвы отдельными видами отбросов и неудовлетворительном состоянии очистки в целом или определенных ее этапов. Наличие мух и их личинок является прямым показателем загрязнения почвы и неудовлетворительного состояния очистки.

Выводы:

Общее число бактерий в 1 г - 1,3*104 - почва относительно безопасная (десятки тысяч)

Коли-титр - 0,02 - почва относительно безопасная (1,0-0,01)

Титр анаэробов, г - 0,08 почва относительно безопасная (0,1-0,001)

Число яиц гельминтов в 1 кг почвы - 6 - почва относительно безопасная (до 10).

Число личинок и куколок мух на 25 м2 - 4 - почва относительно безопасная (1-10)

Задача № 3.

Разрешение на выброс в атмосферу загрязняющих веществ на предприятии. Плата за выброс загрязняющих веществ в пределах ПДВ и за сверхнормативные и аварийные выбросы. Зависимость платы от класса опасности загрязняющих веществ.

Понятие о ПДВ

Предельно допустимый выброс − это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы. Каждое предприятие, которое имеет один или несколько источников загрязнения атмосферы, должно разрабатывать проект нормативов ПДВ – проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Разработкой ПДВ решаются конкретные практические задачи, выполнение которых крайне важно как для государства, так и для предприятия:

− на основе исследований рассчитываются нормативы предельных выбросов и составляется проект нормативов ПДВ, в котором, кроме обоснования допустимых выбросов, содержатся разработки по периодичности контроля выбросов и предложения по их оптимизации;

− исследуются состав и количество загрязняющих выбросов предприятия, состояние атмосферы в прилегающем к предприятию районе и разрабатываются меры по сокращению выбросов и снижению уровня вредных веществ, а также особые меры на период неблагоприятной метеорологической обстановки;

− разработка проекта ПДВ и его согласование дают предприятию законное право на атмосферные выбросы и правовую защиту перед контролирующими органами, в полномочия которых при отсутствии проекта входит наложение штрафов и приостановление процесса производства.

ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет, что предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы таким образом, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создают приземную концентрацию, превышающую их ПДК для населения, растительного и животного мира.

Значения ПДВ устанавливаются во всех видах проектной документации на строительство новых и реконструкцию существующих предприятий. ПДВ устанавливается как для строящихся, так и для действующих предприятий.

Величина предельно допустимого выброса (ПДВ) вредных веществ является одним из основных показателей экологической безопасности предприятий. Если на участке строительства (реконструкции) предприятия сумма фонового загрязнения атмосферы и приземных концентраций, создаваемых выбросами данного предприятия, выше ПДК - строительство (реконструкция) не разрешается органами экологической и санитарной инспекций. Чем сильнее фоновое загрязнение воздуха на участке строительства, тем меньше величина ПДВ для проектируемого предприятия. ЕслиСф ≥ ПДКм.р. - строительство (реконструкция) не разрешается.

Поэтому технологи и проектанты стремятся использовать в проекте предприятия малоотходные, экологически безопасные технологии и оборудование, обеспечивающее минимальную величину выброса вредных веществ (г/с). Уменьшить величину выброса можно также путем улавливания вредных веществ в устье источника выбросов пыле-газоочистными аппаратами. Уменьшить величины приземных концентраций можно путем увеличения высоты выброса (трубы) и увеличения расстояния до границы санитарно-защитной зоны с жилой застройкой, где должно соблюдаться ПДКм.р. Во всех случаях решения принимаются по результатам расчета рассеивания вредных веществ в атмосфере после выброса их из источника.

Степень опасности загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха выбросами вредных веществ определяется путем сравнения с ПДКм.р., рассчитанного значения приземной концентрации вредных веществ, С (мг/м3), которое устанавливается на границе с жилой застройкой при наиболее неблагоприятных метеорологических условиях (когда скорость ветра достигает опасного значения uМ).

Должно соблюдаться условие:

Cп +Cфп ≤ ПДКм.р.п (1.1)

где Cп и Cфп - соответственно расчетная и фоновая концентрация n-ого вещества на границе санитарно-защитной зоны предприятия с жилой застройкой;

При одновременном совместном присутствии в атмосфере нескольких вредных веществ, обладающих согласно СН 245-71суммацией биологического действия, их безразмерная суммарная концентрация не должна превышать единицы при расчете по формуле

 

(1.2)

где С1, С2 … Сn - концентрации отдельных вредных веществ в атмосферном воздухе в одной и той же точке местности, мг/м3;

ПДК1, ПДК2… ПДКn - соответствующие максимально разовые предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, мг/м3 (принимаются по СН 245-71);

Cф1, Сф2 … Сфn - соответствующие фоновые концентрации вредных веществ (мг/м3) - принимаются по данным городской гидрометеослужбы.

3.2. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ);

Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" в соответствии с "Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий" ОНД-86, Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТом 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в результате проведения процедуры согласования проекта ПДВ. (ст.14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" с изменением от 22.08.2004 №122-ФЗ)

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения влечет наложение административного штрафа (ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях. №195 ФЗ от 30.12.2001 г.)

Разрешение на предельно допустимые выбросы позволяет уменьшить платеж за загрязнение атмосферного воздуха в 25 раз и осуществлять его за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а не за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователя. (п. 7 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды" утвержден постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. №632).

Экологические платежи.

Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:

-Возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

-Стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;

-Стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

*Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

*Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

*Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

-В размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

-В пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

-За сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сврехлимитное загрязнение.

Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

-Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг);

-Платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально.

Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

Все платежи за загрязнение окружающей среды поступают через налоговые органы в государственный бюджет, в том числе:

В федеральный бюджет – 19%;

В бюджет субъекта федерации – 81%.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.