Обратная связь
|
Диалектический материализм и материалистическое понимание истории общества в марксистской философии Наследницей немецкой классической философии и многих других европейских философских школ, начиная с мудрецов Древней Греции и заканчивая мыслителями конца XVIII - начала XIX в, является марксистсь ька философия ее основу образовали исследования фундаментальных философских проблем, которые концентрируются вокруг отношения человека к миру и отношение мира к человеку, отношений людей между собой и сущности и человека вообще Однако создатели этой философии поставили цель теоретически обосновать неизбежность освобождения порабощенного человечества и предприняли попытку реализовать ее на уровне исторического подхода к инт ерпретации действительности Такой подход, а также содержательная единство философских идей с политико - экономическими и социальными аспектами мировоззрения, органический синтез материализма и диалектики, распространение матер иалистичнои диалектики на познание общества и философских закономерностей, четко выраженная партийность предопределяют принципиальные отличия марксистской философии от других философских учений Она вместе с экономическим и социально-политическим учением, составляет идеологическую систему, которая называется марксизмом Создали ее К Маркс и Ф Энгель Енгельс.
Карл Генрих Маркс (1818-1883) родился в городе Трире (Германия) в семье адвоката Учился на юридическом факультете Боннского (1835-1836) и Берлинского (1836-1841) университетов, где изучал, головни им образом, философию и историю После знакомства с гегелевской философией присоединился к младогегельянцев, которые представляли радикальное крыло гегелевской философской школли.
Летом 1844 г в \"Экономическо-философских рукописях\" К Маркс попытался разработать средствами философского анализа целостное мировоззрение, осуществить синтез экономического, философского и социально-политического подходов к изучению человека и общества Главное в этой работе - идеи отчуждения человека в обществе и преодоление этого отчуждения в исторической перспективй перспективі.
Категория \"отчуждение\" в философии и экономической теории отражает социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в господствующую над ней самостоятельную силу, а осо обистости - на объект эксплуатации и манипулирования, стихийностью общественного развития, отсутствием контроля за условиями, средствами и продуктами труда, господством овеществленного труда над трудом живым Впервые эту категорию проработали в своих произведениях теоретики \"общественного договора\" - Т Гоббс, Ж-Ж Руссо, а также Г Гегель, Л Фейербах и и Гегель, Л. Фейербах та ін.
К Маркс обратил внимание на противоречивый характер труда, которая может принести человеку и удовольствие, и страдания Зависит это не столько от содержания труда, сколько от совокупности общественных отношений, в которых в она осуществляется отчужденного труда становится лишь тогда, когда средства производства не принадлежат рабочему, продукт труда является собственностью хозяина этих средств, а в процессе труда сам рабочий принадлежит владельцу средств производства В этих условиях труд противостоит человеку как враждебная сила, рабочий в ней не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не свободно развивает свою физическую и духовную энергию, а энергия свою физическую природу и разрушает свои духовные силсили.
По Марксу, за отчуждением труда неизбежно наступает политическое, духовное и социальное отчуждение, то есть потери в человека, основные причины которого он видел в господстве частной собственности, в безобразном су в совместной разделении труда, доводит человека до состояния функции в стихийном характере общественного движения Эти и другие положения К Маркс позже углубленно исследовал в главном труде - \"Капитале\" Не все они выдержали проверку временем, однако сочетание в \"Рукопись\" реального подхода к конкретной действительности с постижением далеких горизонтов общественного развития объясняет неослабевающий к ним интересамослабний до них інтерес.
конце августа 1844 г в Париже состоялась встреча Маркса с Фридрихом Энгельсом (1820-1895), во время которой оказалась полное единство их взглядов С тех пор началась их настоящая дружба и почти 40 0-летняя сотрудничество Первым ее плодом стала книга \"Святое семейство\" (1845) Позднее появилась \"Немецкая идеология\" (1845-1846) В этих работах они сформулировали идею, что общественное бытие определяет общественное св идомисть, указали на основную роль способа производства в жизни общества, на историческую изменчивость общественного устройства, которая подготовлена ??изменением способов производства Следует подчеркнуть принципиальные видминнос те этих и других работ Маркса и Энгельса Первая из них заключается в критической направленности анализа философского наследия Авторы критически преодолели идеализм Гегеля и антропологический материализм Фейербаха, сб еригаючы рациональные аспекты их философии Второе отличие - последовательность, т.е. развитие, уточнение, обоснование в последующих трудах идей и положений, высказанных или указанных в предыдущих пр ацяазначених у попередніх працях.
Основное содержание \"Святого семейства\" - критика субъективного идеализма младогегельянцев и, наконец, гегелевского идеализма и идеализма вообще, но одновременно и разработки материалистической диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, соотношения единичного и общего и др. В работе развиты также идеи \"Экономическо-философских рукописей 1844 года\" об определяющей роли в жизни суспильс тва материального производства, об отчуждении, и разработаны новые - о роли народных масс и личности в истории, о производственных отношениях, об истории как деятельность человека, имеющего определенную мсту, и др. В \"Немецкой идеологии\" К Маркс и Ф Энгельс снова обратились к критике идеализма младогегельянцев, но уже в связи с разработкой, главным чипом, концепции материалистического понимания истории В пра эти впервые определяются предпосылки такого понимания Основой истории есть люди, их деятельность и материальные условия жизни Деятельность человека имеет две стороны - производство (отношение людей к природе) и союз ния (отношение людей друг к другу), производство и общения взаемозумовлюються, но определяющим является производство Дальнейший анализ этого взаимодействия привел их, впервые в истории философской мысли, к диалектики производительных сил и производственных отношений Она, в свою очередь, стала основой анализа общей структуры общества: производительных сил, производственных и иных общественных отношений, политической и юры щения надстройки, форм общественного сознания, а также общей закономерности ее исторического развития закономірності її історичного розвитку.
В \"Немецкой идеологии\" К Маркс и Ф Энгельс начали разработку учения о общественные формации В этой работе отличали их по историческим доминантными формами собственности: первобытнообщинная - античная фео одальна - буржуазная - коммунистическая В процессе становления и развития буржуазной формы частной собственности они различали фазы ремесла, мануфактуры и крупной промышленности Выводом из этого исследования стало обоснование неизбежности пролетарской, коммунистической революции как результата развития противоречий между производительными силами и производственными отношениями буржуазного обществого суспільства.
1845 г К Маркс написал \"Тезисы о Фейербаха\", главная идея которых - решающая роль материальной практики в жизни общества Практика анализируется также как исходный пункт, основа, критерий истины и ме ета познания В одиннадцать тезисе Маркс сформулировал одну из главных отличий своего мировоззрения от предыдущего: \"Философы лишь по-разному объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его, щоб змінити його".
Непосредственным теоретическим источником марксистской философии была немецкая классическая философия ее критическое переработки и дальнейшее развитие закончились созданием Марксом и Энгельсом диалектического матер Риализ Эта философия рассматривает единство мира не в его бытии, а в его материальности; рассматривает движение как форму существования материи, сознание - как свойство особой материи, которой является мозг л Иудины Диалектика она определяет как науку об общих законах движения внешнего мира и человеческого мышления Развитие рассматривается как движение, но такой, что якобы повторяющее пройденные уже этапы, но повторяет их иначе, на более высокой базе (\"отрицание отрицания\"), по спирали, а не по прямой линии, как движение скачкообразный, с перерывами постепенности, преобразованиями количества на качество, внутренними импульсами, с Адане противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на определенное тело, или в пределах определенного явления, или внутри определенного общества; взаимозависимость и неразрывную связь всех составляющих каждой го явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения и т.п. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного и безусловного; во всем она видит непрерывный процесс вы возникновение и уничтожение, бесконечного восхождения от низшего к высшему Она является отражением этого процесса в сознании Материалистическая диалектика - аналог действительности, и потому функционально является не только теорети чною, но и истинно научной методологической основой познания и практической деятельности материалистической диалектики, систему ее принципов, законов, категорий и идей Маркс и Энгельс впервые применили в дос дование человека и общества, создав исторический материализм - науку о всеобщие законы развития общества Человек-не только продукт природы, как в Фейербаха, а главным образом еще и субъект обще льно-исторической деятельности и культуры, суть которой заключается в совокупности всех общественных отношений Развитие общества - естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, что происходит с а определенными объективными законамб'єктивними законами.
Марксистская философия, наконец, есть открыто партийной Она партийная и в том смысле, что претендует на роль методологии и мировоззрения освободительного движения пролетариата, и в том, что является мировоззренческой и метод логического основой марксизма в целом, и в том, что она - диалектического и исторического материализмам.
В последующий период теоретической деятельности, опираясь на опыт буржуазных революций 1848-1851 pp и Парижской Коммуны 1871 p, К Маркс и Ф Энгельс развивали созданную ими философию как методологию и мир тогляду рабочего движения В январе-марте 1850 г Маркс написал работу \"Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год\", в которой упорное появились термины \"диктатура пролетариата\" и формула \"обобществления за средств производства \"В книге\" Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта \"К Маркс пришел к выводу о необходимости слома буржуазной государственной машины как условии победы пролетарских революциймашини як умови перемоги пролетарської революції.
Однако наибольший вклад К Маркса в развитие философии - его экономические труды, в которых он изложил целостное формулировкам основных идей диалектического материализма, распространенного на человеческое общество и йог го историю Главным трудом К Маркса стал \"Капитал\" Его созданию он посвятил 40 лет своей жизни в нем К Маркс исследовал капиталистический способ производства, экономические законы движения буржуазного общества Его философское значение состоит в дальнейшем разработке диалектического метода и обосновании материалистического понимания истории Вопреки Гегелю, Маркс рассматривал диалектику как логику р озвитку явлений и процессов, существующих вне сознания и независимо от нее: понятие, научные абстракции - отражение в мышлении вещей и процессов, которые происходят в действительностиаються в дійсності.
В \"Капитале\" Маркс рассмотрел материалистическую диалектику в двух разных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т.е. посредством диалектики развития самого объекта, а также отражены их его аналогов в сознании познающего субъекта, и специфических законов процесса познания, которые совпадают с законами развития объекта познания Субъективная диалектика есть и логикой, и гносеологией на те и основании, что человеческое мышление и мир развиваются по одним законамми законами.
В \"Капитале\" раскрыты также другую, не менее важную черту взаимоотношений диалектического подхода к действительности и материалистического объяснения мира Маркс доказал, что теория познания только тогда будет научной, к когда базируется на принципах диалектики Принципиальное значение этого вывода заключается в преодолении характерного для большинства предыдущих философских учений разрыва между бытием и сознанием, между законами об ' объективной реальности и законами логического мышления, между содержанием познания и формой познания, наконец, - в противопоставлении онтологии и гносеологии К Маркс исходил из того, что по содержанию законы бытия и зак они познания тождественны, они отличаются только по форме Поскольку бытие диалектическое, то познание бытия не может быть не диалектическим При этом названа тождество у Маркса предполагает и специфические законы р озумовои деятельности, т.к. общие законы диалектики в познании отражаются по-своему: диалектическая тождество всегда конкретна, она предполагает противоречия, противоречивый характер любой едно вудь-якої єдності.
Философское значение \"Капитала\" состоит и в том, что в нем материалистическую диалектику применен для исследования конкретного объекта - капиталистической общественной формации Принципы, законы, категории ее, элементы диалектики в их системной целостности образовали методологию этого произведения и определили его структуру и результаты проведенного исследования, разработки и логике понятий, весь арсенал логических познавательных средств, таких как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, идеализация и формализация, моделирование тощювання тощо.
Дальнейшее исследование философского значения \"Капитала\" как с точки зрения развития диалектики, диалектической логики, так и с точки зрения формирования и анализа концепции современного мирового развития, составляет не только исторический, но и актуальный теоретический интересамий інтерес.
Вместе с Марксом и вместе с ним материалистическую диалектику развивал Ф Энгельс, которому принадлежит решение многих философских проблем Поэтому К Маркса можно понять, лишь учитывая содержание всех произведений у Энгельса К значительных из них относятся: \"Положение рабочего класса в Англии\" (1845), \"Анти-Дюринг\" (1878), \"Развитие социализма от утопии к науке\" (1880), \"Диалектика природы\" (1882), ейербах и конец классической немецкой философии \"(1886) и др. В этих и других работах Энгельс сформулировал основной вопрос философии, обосновал объективную диалектику природы, совершил диалектико - матер иалистичне обобщение достижений естествознания, показал всеобщность законов диалектики, рассмотрел субъективную диалектику мышления как отражение и выражение диалектики миру мислення як відображення і вираження діалектики світу.
Вместе с К Марксом Ф Энгельс развивал материалистическое понимание истории, особенно выделяя роль способа производства материальных благ, доказывал, что производство, а следом и обмен его продуктов является ос снова каждого общественного строя, способ производства определяет распределение, а вместе с ним и разделение общества на классы от производства зависит и политика классов, государств Политическая власть может действовать в нап рями экономического развития, тогда она ускоряет его, вопреки ему, тогда она, как правило, падает под давлением экономического развития не только политическая власть, но и другие виды надстройки итоге определяется ются экономическим развитием Это касается также общественного сознанияомості.
Результаты собственных исследований и вклада Энгельса к разработке материалистического понимания истории Маркс подвел 1853 г в предисловии «К критике политической экономии\" Суть их такова
1 В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, независимые от их воли отношения - производственные отношения, которые соответствуют конкретному степени развития материальных производительными их сил.
2 Совокупность этих отношений образует экономическую структуру общества, реальный базис, на котором поднимается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания
3 Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще
4 Не сознание определяет бытие людей, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание
бы На определенном этапе развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с имеющимися производственными отношениями Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их Кайдо даны Тогда наступает эпоха социальных революцийції.
6 с изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке
7 Ни общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие, производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют матер риальный условия их существования в недрах старого общества Поэтому человечество ставит перед собой всегда только такие задачи, которые способно решить, поскольку за близкого рассмотрения всегда оказывается, что именно с авдання возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже есть или находятся в процессе становленияня.
8 Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства Развиваясь в недрах буржуазного общества, производительные силы создают вместе материальные условия для решения этого антагонизма Поэтому буржуазной общественной формацией заканчивается предыстория человеческого обществтва.
1875 p К Маркс написал работу \"Критика Готской программы\", в которой изложил свою позицию по проблеме диалектики коммунистической формации, охарактеризовал ее процессы, которые состоят из трех основных последовательность в них этапеовних етапів.
Первом этапу соответствует политический переходный период революционного превращения капиталистического общества в коммунистическое, государство которого не может быть ничем иным, как революционной диктатурой пролета ариат.
Следующим этапом является социализм Это первая фаза коммунистического общества, потому что социализм выходит из капиталистического общества, а не развивается на собственной основе, и поэтому во всех аспектах - в эконо омическим, нравственному и умственному - сохраняет еще родовые признаки старого общества, из недр которого он вийшов.
Высшая фаза коммунистического общества - собственно коммунизм Он станет реальностью лишь тогда, когда \"исчезнет подчинения человека разделения труда, угнетает ее, когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут производительные силы, и все источники общественного мно тства польются полным потоком, лишь тогда будет возможно полностью преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество будет способным написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому из а потребностью! за потребою!".
После смерти К Маркса, Ф Энгельс вынужден был прекратить свои теоретические исследования и уделить главное внимание завершению написания \"Капитала\" Маркса, переизданию многих его и своих произведений В последнем нний период своей жизни он написал несколько крупных теоретических сочинений, в частности книгу \"Происхождение семьи, частной собственности и государства\" (1884 і держави" (1884).
Марксистская философия с момента возникновения и до воспринималась и воспринимается в обществе неоднозначно Известно, что К Маркс и Ф Энгельс создали философию, основные идеи которой можно выразить такими постулатами и выводамами.
• Во-первых, в марксистской философии впервые представлено действительный объект философии: природа и сущность человека, природа и сущность мира, взаимоотношения в системе \"Человек - Мир\"
• Во-вторых, К Маркс и Ф Энгельс создали диалектико - материалистическую философию время они тщательно исследовали предыдущие философские теории Результатом стал синтез метафизического материализма и и идеалистической диалектики в диалектическом материализме Марксистская философия возникла как прямое и непосредственное продолжение философских учений прошлого, особенно Г Гегеля и Л Фейербахйербаха.
• В-третьих, марксистская философия впервые стала не только теоретическим мировоззрением, но и методологической основой научного познания и практического действия В разработанных и развитых К Марксом и Ф Энгельсом принц ципах, законах, категориях, элементах и ??методах материалистической диалектики воплощены самые значительные достижения предшествующей философской мысли и содержатся неограниченные эвристические возможности на перспективу в разных ее измеренияхрах.
• В-четвертых, К Маркс и Ф Энгельс распространили диалектический материализм на познание человеческого общества, что дало им возможность открыть материалистическое понимание истории, создать учение об общественно--экономические формации, изучать развитие общества как естественно-исторический, закономерный процесс, в котором возможны и научное управление, и научное предвидение и прогнозирование разработать реальное спиввид ношения между исторической необходимостью и свободой, историческим детерминизмом и субъективным фактором, экономикой и политикой, экономикой, политикой и идеологией тощщо.
• В-пятых, К Маркс и Ф Энгельс впервые осуществили диалектико - материалистический анализ достижений современного им естествознания, заложили основы нового философского знания-философских вопросов естественных их наук, создали методологию науки, применение которой способствует и современным научным открытием Этот тезис признается самими естествоиспытателями Хорошо известна мысль А Эйнштейна о том, что знание диалекты ки и методологии сегодня физику необходимы не меньше, чем владение содержанием теоретических проблем по своему фахофахом.
Однако эти и другие достижения марксистской философии не дают никаких оснований для абсолютизации ее роли и значения, объявления ее \"наиболее совершенным учением, вершиной всей философской мысли Против и аких оценок восстает сама суть этой философии - диалектический материализм, поскольку для диалектической философии нет ничего постоянного, застывшего, неизменного, раз и навсегда данного Преобладание их в нед Авни истории было обусловлено деятельностью тоталитарных командно-административных политических систем в бывшем СССР и других странах разрешалось только такие мысли, которые отвечали их интересам когда философию было преобразовано в служанку политики, а философы словно забыли о своем истинном предназначении, преимущественно комментируя политические решения и высказывания политических лидеров в одобренных властей й аспектах Следует особо подчеркнуть то печальное обстоятельство, что в официальной идеологии и политике истинный марксизм признавался основном лишь на словах действительности диалектическая философия заменялась метаф изичною, диалектика - догматизмом, эклектизмом и софистикиикою.
Оценку марксистской философии, как и любой другой, дает сама жизнь, реальная общественно-историческая практика, является критерием истины Однако необходимы и серьезные ее теоретические исследования и обобщения
Представляется, что политизация марксистской философии во времена сталинизма и постсталинизму имела некоторую основу и в ней самой К Маркс и Ф Энгельс изначально поставили свою философию на службу пролетарии иату, его борьбе за коммунизм Духовной оружием этой борьбы пролетариата, результатом которой должно стать установление его диктатуры и после этого построение коммунизма, они считали свою философию Оскол ки любая борьба за власть является политической (тоже марксистский тезис), постольку политическая направленность этой философии очевидна Однако этот вывод не был и не мог быть причиной крайней политизации Маркс истськои философии в XX в XX ст.
Философия и политика всегда взаимосвязаны Философская и политическая сознания - две грани единого целого, т.е. мировоззрения индивидов, социальных групп и слоев, классов, общества Направленность филос Софии Маркса и Энгельса на политику только одного класса объясняется общественно-историческими условиями середины XIX в, когда она создавалась Философия всегда была, есть и будет теоретическим отражением и теле енням своей эпохи Марксистская философия формировалась тогда, когда в общественную жизнь энергично укоренявся капитализм с его промышленным производством Продуктом капитализма стал рабочий класс Сама жизнь показывало тогда исследователям ту объективную закономерность, вместе с масштабностью промышленного производства и его усовершенствованием увеличивается численность рабочего класса и растут его качественные х арактеристикы, а ведущей прогрессивной тенденцией развития общества становится превращение в работающих всех его членов, что, в свою очередь, приводит к отмиранию общественных классов и государства Отсюда в исновкы о тождестве интересов рабочего класса и общечеловеческих интересов и о всемирно-историческую миссию пролетариата быть могильщиком капитализма и создателем коммунизмомунізму.
Не знали К Маркс и Ф Энгельс, да и не могли знать, что в мире произойдут такие качественные экономические и социально-политические изменения, которые приведут к социалистической революции в России, а затем и в некоторых др. ших странах; что в огромной стране - Советском Союзе - будет построен социализм, но казарменный, тоталитарный, деспотический, а по его образу и подобию - в некоторых странах Европы, Азии, Латинской Америки Не могли они знать и о том, что в конкретных исторических условиях второй половины XX в рабочий класс в развитых капиталистических странах будет интегрирован в \"средние слои\", а потому их вывод о его исторической миссии окажется безжизненнымься нежиттєвим.
Не выдержали проверки временем и много других идей и выводов марксизма и его философии И в этом нет ничего удивительного Не все учения прошлого и данные науки вполне подтверждаются общественной практикой Необычным для философского мировоззрения XX-XXI вв есть лишь стремление объявить одну философскую систему единственно правильным, да еще и во всех ее аспектах, причем на всю последующую человеческую историю, а теорети чне осмысления новых общественных процессов и новых данных науки заменить приспособления к устаревших положений предшествующей философии То, что это произошло с марксистской философией - вина не ее создателей ( К Маркса, Ф Энгельса, их соратников), а следующие интерпретаторов от философии и политиколітики.
Истинно научная оценка марксизма и его философии еще произойдет При изучении и исследовании философии К Маркса и Ф Энгельса для наших современников является чрезвычайно актуальным видеть ее достижения и ограниченности енисть, отличать марксизм от антимарксизму, извлекать уроки из исторической практики марксистского мировоззрения и его антиподов для того, чтобы способствовать преодолению стереотипов и догм, которые сложились в индив идуальний и общественном сознании, утверждать творчество в познавательной и учебной деятельностисті.
Марксистская философия - существенный наследственный этап истории философской мысли Отменить ее невозможно, подвергнуть забвению - бесперспективно и нецелесообразно, ведь мировоззрение людей формируется и совершенствуется как последовательный процесс с содержанием в новом мышлении всего позитивного из предыдущего и с устранением из него устаревшего и негативного Дальнейшие достижения в области философии обычно будут в определенной м Ирой результате решения многих проблем, впервые выдвинутых философией К Маркса и Ф Энгельсльса.
|
|