Первичные – замыслы, идеи, сценарии Философия. Мировоззрение. Культура. Социальный статус и функции философии.
Философия- это наука, которая изучает наиболее общие законы развития, как целостную систему
Мировоззрение – совокупность общих взглядов на мир и на отношение человека к нему. Главная составляющая – отношение человека к миру (природе, обществу, людям). Формы мировоззрения: обыденное познании, мифология, религия, искусство, наука и др.
Культура в широком смысле – совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. Ценность служит фундаментом любой культуры.
Культура является одним из важнейших предметов философского познания. Культура- творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания, а также совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры - язык, знаковые системы, используемые людьми для общения друг с другом. Виды культуры по Соркокину:
1)Идеанациональная система культуры – базируется на принципах сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Потребности и цели людей духовны и достигаются по мере освобождения от соблазнов.
2)Идеалистическая –промежуточная между идеанациональной и чувственной культурой. Ценности, не только Бог но и земля.
3)Чувственная – на основе принципа: объективная действительность и смысл ее чувственный. Только то что видим, слышим, чувствуем –реально имеет смыл. Ценность – повседневная жизнь в реальном мире.
Социальный статус - характеризует положение человека в обществе, отражая его социальные связи, права и обязанности Социокультурный статус философии, то есть её роль и место в жизни общества определяется социальными функциями, которые она выполняет.
Функции философии:
1) мировоззренческая (дать целостную картину мира,представить мир как целое)
2) методологическая (разработать всеобщие, обосновать частные и общенаучные методы познания)
3) критическая (критический отбор, накопление опыта миропонимания и его передача последующим периодам истории
4) информационно – коммуникативная (способность философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании).
5) интегрирующая (обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему)
6) воспитательная (способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека)
7) прогнозтическая(занимается прогнозированием)
8) Онтологическую - вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии действительности, человека и его предметной деятельности.
9) Гносеологическая - в создании обобщенной картины познания, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления.
10) Аксиологическая функция - критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения человека в мире культуры.
11) Праксеологическая функция - в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.
Многомерность философии. Предметна область и проблемное поле философии
За долгие годы своего развития философия стала многомерным, внутренне неоднородным знанием, каждый из разделов которого изучает определенную область реальности и существует относительно самостоятельно:
1) онтология – учение о бытии всего сущего, его сущности и всеобщих принципах организации;
2) социальная философия – учение об обществе как самоорганизующейся системе, его структуре и социальной динамике;
3) антропология – учение о человеке, его сущности, деятельности, соотношении общества и личности;
4) гносеология – учение о познании, его способах и формах, об истине и её критериях;
5)методология – учение о философских и научных методах исследования;
6) аксиология – учение о ценностях, значимых для человека явлениях и предметах, определяющих интересы, потребности и мотивы его деятельности.
Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия:
–проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего.
–проблема познания человека и смысла его существования. С точки зрения Сократа - важнейшим для человека является самопознание. Эту линию продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».
–проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному Например. для Канта, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание.
Проблемное поле философии-тематическое поле философии, совокупность всех тем и проблем, изучаемых текущей, существующей в данный момент, философией.
По всей широте проблемные поля Философии науки центральной проблемой для нее всегда оставалось осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни общества, способов и последствий взаимодействия с др. формами практического и духовного освоения реальности. В настоящее время возрастает значение относительно самостоятельного аспекта философии науки, отражающего роль науки и научные знания в формировании личности. 3 Философское осмысление бытия с позиции объективного идеализма
Бытие – способ существования (многообразиекачественных алгоритмов и закономерностей) объективной реальности.
Объективный идеализм может быть:
- религиозным (божественный разум – это и ест замыслы)
- нерелигиозным
Идеалисты считают, что в структуре природы есть сфера бытия – она идеальная.
«Космический логос» - мыслительные процессы в природе, в их структуре образуются идеи, замыслы.
Все команды в материю поступают из бытия
Закон – материализация какого-либо алгоритма взаимодействий
Первичные – замыслы, идеи, сценарии
Мыслительный процесс в природе – это информационный процесс
Идеи и замыслы материализуются и управляют материей.
Парменид – в структуре природы есть процессы которые очень похожи на мыслительные процессы человека, т.. все зависит от замысла (сценария) в мыслительном процессе
Платон –эйдосы (замыслы, идеи) появляются в природе из оболочки извне. Он разделял оболочку бытия на 3 сферы:
1) эйдосное единое
2) мировой ум (общемировая информационная программа)
3) мировая душа (программа функционирования в сложных системах, чтобы все было согласовано)
Аристотель:
1 мыслительные процессы протекают в структуре материального мира;
2 материя не абсолютно пассивна, должны быть благоприятные свойства. Если будут противоречия между материей и процессами, то ничего не получится.
Лейбниц:мир – продукт излучения божества, понимаемого как первичное Единство
Гегель: реальный мир – результат саморазвития абсолютного духа, который похож на сложную идею, сценарий и он пронизывает всю материю.
4 Философское осмысление бытия с позиции метириализма
Бытие – способ существования (многообразиекачественных алгоритмов и закономерностей) объективной реальности.
Материя – самодостаточна. Все процессы события – предопределены материальными силами, свойствами, в результате получаются закономерности. Т.е. бытие мира заключается в его материальности.
От суммы фундаментальных материальных свойств зависит:
1) качественное многообразие веществ;
2) агрегатное состояние
3) алгоритмы, закономерности;
4) логика мировых событий
Материя – первична
Основание мира:
- свойства воды (Фалес)
- частицы воздуха (Анаксимен)
- свойства огня (Гераклит)
- свойства атомов (Демокрит)
- физическое поле (Анаксимандр)
Движение пространства и времени – развитая форма материалистического обоснования бытия
|