Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЧАСТЬ 1. СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ, ЭТИКИ И

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра геоэкологии и природопользования

И. А. Ильиных

Экологическая этика

Учебное пособие

 

Горно-Алтайск, 2009


Печатается по решению методического совета

Горно-Алтайского госуниверситета

 

УДК –

ББК –

Авторский знак –

 

Ильиных И.А. Экологическая этика : учебное пособие.– Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. – 238 с.

 

 

Рецензенты:

Важов В. М., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина, академик РАЕН.

 

Мананкова Т. И., кандидат географических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.

 

Пособие включает в себя учебные материалы по дисциплине «Экологическая этика» для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Природопользование». Представляет собой органически связанное с учебно- методическим комплексом по экологической этике учебное пособие, которое построено таким образом, чтобы у студентов могло сформироваться собственное отношение к изучаемым темам, благодаря большому количеству оригинальных текстов, вопросов для размышления и практическим работам.

Для студентов и аспирантов. Может быть полезно в качестве источника информации для всех, кого беспокоят нравственные проблемы взаимодействия человека с миром в целом и миром природы в частности.

 

© Ильиных И.А., 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….....
   
Часть 1. Связь экологии, этики и экологической этики…………….....
Занятие 1. Введение в экологическую этику…………………………
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Гусейнов А.А. Этика…………………………………………..
Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике…………..
Ильиных И.А. Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром ………    
Мантатов В.В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности…………………………………...  
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 2. Идеал экологической этики………………………………
Информация для размышления……………………………………
Ильенков Э.В. Идеал…………………………………………..
Идеал……………………………………………………………
Ильиных И.А. Идеальный образ отношений «человек-природа»…………………………………………………..  
Практическая работа………………………………………………..
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 3. Добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы……………………………….
Информация для размышления……………………………………
Добро и зло……………………………………………………..
Практическая работа………………………………………………..
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики…………………………………………….
Занятие 4. Системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса……………………………...
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Лайтман М. Кризис и его решение…………………………...
Сухонос С.И. Кризис западного мировоззрения: человечество без будущего………………………………  
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 5. История развития и основные направления экологической этики………………………………………
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику (отрывок)…...
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 6. Экологическая этика в философских учениях различных эпох…………………………………………….
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Павлова Т.Н. Исторический характер этики и биоэтики……
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 7 . Экологическая этика в религиозных воззрениях………
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Павлова Т.Н. Религии и животные…………………………...
Содоноков Н.А. Язычество (отрывок)………………………..
Коротенко В., Домашов И., Постнова Е., Кириленко А. Экологическая этика или разговор об истоках…………  
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Часть 3. На пути к новому типу отношений «человек-природа»……...
Занятие 8. Физическое и духовное единство мироздания………….
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Ильиных И.А. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения………………………….  
Томилин К.А. Вокруг трепещет пульс вселенной: А.Л.Чижевский (конспект)……………………………….  
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 9. Устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием………………………………….
Практическая работа……………………………………………….
Информация для размышления……………………………………
Рамачарака Основы миросозерцания индийских йогов…….
Шри Ауробиндо Человек……………………………………..
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 10. Сознание человека и других существ…………………..
Практическая работа………………………………………………..
Информация для размышления……………………………………
Смысловое наполнение слова сознание……………………...
Понятие сознания в психологии……………………………...
Сознание с точки зрения физики……………………………..
Ильиных И.А. Сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность…………..  
Лермонтов В. Сила поющего сердца. Сокровенные истории (отрывок)…………………………………………………..  
Белимов Г.С. Сознание в живой природе и экологическая этика……………………………………………………….  
Ришар М. Францизск Ассизский и волк……………………..
Проявление сознания в растениях……………………………
Немецкие ученые исследуют память и сознание растений…
Пушкин В.Н. Цветок отзовись!.................................................
Андреев Д. Роза мира (отрывок)……………………………...
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 11. Ощущения и чувства…………………………………….
Информация для размышления……………………………………
Ильиных И.А. Ощущения и чувства………………………….
Меркулов А. Органы чувств в растительном царстве………
Практическая работа………………………………………………..
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 12. Высшие чувства и состояния сознания……………….
Информация для размышления……………………………………
Любовь………………………………………………………….
Кэрролл Ли Четыре признака чистой любви………………...
Лосский Н.О. Условия абсолюного добра (отрывок)……….
Рамта Белая книга (отрывок)…………………………………
Салара Как жить большой жизнью на маленокой планете: путеводитель по незримому(отрывок)…………………..  
Ильиных И.А. Эстетический аспект экологической этики…
Практическая работа………………………………………………..
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 13. Эволюция экологического сознания…………………….
Информация для размышления……………………………………
Ильиных И.А. Сущность и типы экологического сознания...
Павлова Т.Н. История возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение к природе……………………………………………………    
Дерябо С.Д. Экологическое сознание………………………..
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 14. Самостоятельная ценность природы. Природоохранная этика………………………………….
Информация для размышления……………………………………
Ильиных И.А. Основания абсолютной ценности природы…
Борейко В. Внутренняя и идеальные ценности дикой природы……………………………………………………..  
Борейко В. Дикая природа: любите или не приближайтесь...
Вопросы для размышления………………………………………...
   
Занятие 15. На пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству………………………
Информация для размышления……………………………………
Ильиных И.А. На пути к новому экологическому мировоззрению……………………………………………  
Леопольд О. Календарь песчаного графства (конспект)……
Ильиных И.А. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты»…………………  
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации…...  
Вопросы для размышления………………………………………...

 




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Этика – практическая философия. Философия – (любовь к мудрости) особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Необходимость философского познания мира диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Экологическая этика – новая сфера человеческой активности, основанной на новом мировоззрении, появившемся в результате открытия новых знаний и нового отношения человека к миру, или другими словами, экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость.

Долгое время человеческая цивилизация смотрела на мир природы с точки зрения его использования для удовлетворения многочисленных потребностей человека, причем осуществлявшихся очень часто в ущерб природе. Издержки такого мировоззрения мы сейчас имеем в виде различных кризисов (экологического, демографического, психологического и т.п.), чтобы выйти из системы кризисов необходимо изменить экологическое мировоззрение общества и каждого отдельного человека.

В рамках старого мировоззрения природа – это бездушное не обладающее сознанием и не способное вступать с человеком ни в какие отношения существо. Человек даже и не задумывается о дереве, травинке, камне – он просто их использует. А между тем природа живет своей внутренней жизнью, она способна вступать с человеком в отношения и реагировать на проявления чувств, эмоций, переживаний. Сегодня существует необходимость открыться миру природы, начать учиться чувствовать ее, учиться гармонично взаимодействовать с ней, если уж не для нее, так для человека самого, для продления дней Homo sapiens на Земле. Выхода иного нет. Или мы вливаемся в жизнь природы и стараемся жить в гармонии с ней или человечество перестает существовать, третьего не дано.

Курс «экологическая этика» был введен в качестве учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «природопользование». Целью курса является пробуждение сознания человека для взаимодействия с миром природы как с миром живых существ, обладающих сознанием, способных чувствовать других существ и человека и вступать в отношения с другими существами и человеком.

Предлагаемая Вашему вниманию книга представляет собой материал для организации практических работ и семинарских занятий. Поэтому данное учебное пособие выстроено таким образом, чтобы помочь студентам осуществлять следующие задачи: проанализировать сущность этических идей Востока, Запада, России; выявить взаимосвязи этики и экологии; осуществить поиск новых идеалов в отношениях с природой и поиск возможности для их реализации; осознать абсолютную самоценность природы; осмыслить научные, философские, религиозные знания, необходимые для формирования экологического мировоззрения; понять необходимость трансформирования «Эго-Я» в трансперсональное «Эко-Я».

Учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть является вводной и помогает студентам понять связь экологии, этики и экологической этики; вторая часть помогает раскрыть предпосылки возникновения и проследить историю развития идей экологической этики; третья часть создает основания для того, чтобы понять необходимость выстраивания новых отношений человека и природы, развить новое экологическое мировоззрение, обнажить ту часть сознания человека, которая будет помогать по-новому воспринимать мир в целом, и мир природы в частности.

Каждое занятие содержит практическую работу, вопросы для размышления и информацию для размышления, которые помогают создать основания для собственной индивидуальной экологоэтической позиции по предложенной теме.

Данное учебное пособие оргнически связано с учебно-методическим комплексом по экологической этике, изданным РИО ГАГУ в 2008 году. Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника по специальности «Эколог-природопользователь»; рабочую программу дисциплины с технологической картой; тематику лекционного курса; методические указания к выполнению практических работ, вопросы к семинарам по трём темам; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; темы рефератов и курсовых работ; контрольные вопросы, выносимые на зачёт; контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой системе оценки знаний.

Основной трудностью курса «экологическая этика» является внутренняя душевная переработка информации в согласии с собственной совестью – общение с совестью всегда очень болезненный процесс – в результате чего должно произойти изменение сознания и мировоззрения обучающегося, что может вступать в конфликт с доминирующим мировоззрением общества на первых этапах, когда нет четкой внутренней уверенности в правильности экологоэтических знаний и установок.

Изменение сознания и мировоззрения – процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека, но важно какой вектор оно берет вначале жизненного пути, поэтому студенческие годы – время для закладывания осмысленных ориентиров, поэтому экологическая этика активно участвует в этом процессе и помогает создавать основы нового экологического мировоззрения. Экологическую этику можно назвать лабораторией по трансформации мировоззрения, где каждый размышляющий изменяя свое мировоззрение и сознание изменяет сознание и мировоззрение общества и таким образом меняет мир.

Автор-составитель


ЧАСТЬ 1. СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ, ЭТИКИ И

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

 

ЗАНЯТИЕ 1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.