Обратная связь
|
ЧАСТЬ 1. СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ, ЭТИКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра геоэкологии и природопользования
И. А. Ильиных
Экологическая этика
Учебное пособие
Горно-Алтайск, 2009
Печатается по решению методического совета
Горно-Алтайского госуниверситета
УДК –
ББК –
Авторский знак –
Ильиных И.А. Экологическая этика : учебное пособие.– Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. – 238 с.
Рецензенты:
Важов В. М., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина, академик РАЕН.
Мананкова Т. И., кандидат географических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.
Пособие включает в себя учебные материалы по дисциплине «Экологическая этика» для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Природопользование». Представляет собой органически связанное с учебно- методическим комплексом по экологической этике учебное пособие, которое построено таким образом, чтобы у студентов могло сформироваться собственное отношение к изучаемым темам, благодаря большому количеству оригинальных текстов, вопросов для размышления и практическим работам.
Для студентов и аспирантов. Может быть полезно в качестве источника информации для всех, кого беспокоят нравственные проблемы взаимодействия человека с миром в целом и миром природы в частности.
© Ильиных И.А., 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………….....
|
| | | Часть 1. Связь экологии, этики и экологической этики…………….....
|
| Занятие 1. Введение в экологическую этику…………………………
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Гусейнов А.А. Этика…………………………………………..
|
| Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике…………..
|
| Ильиных И.А. Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром ………
|
| Мантатов В.В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности…………………………………...
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 2. Идеал экологической этики………………………………
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Ильенков Э.В. Идеал…………………………………………..
|
| Идеал……………………………………………………………
|
| Ильиных И.А. Идеальный образ отношений «человек-природа»…………………………………………………..
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 3. Добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы……………………………….
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Добро и зло……………………………………………………..
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики…………………………………………….
|
| Занятие 4. Системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса……………………………...
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Лайтман М. Кризис и его решение…………………………...
|
| Сухонос С.И. Кризис западного мировоззрения: человечество без будущего………………………………
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 5. История развития и основные направления экологической этики………………………………………
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику (отрывок)…...
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 6. Экологическая этика в философских учениях различных эпох…………………………………………….
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Павлова Т.Н. Исторический характер этики и биоэтики……
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 7 . Экологическая этика в религиозных воззрениях………
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Павлова Т.Н. Религии и животные…………………………...
|
| Содоноков Н.А. Язычество (отрывок)………………………..
|
| Коротенко В., Домашов И., Постнова Е., Кириленко А. Экологическая этика или разговор об истоках…………
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
| |
| Часть 3. На пути к новому типу отношений «человек-природа»……...
|
| Занятие 8. Физическое и духовное единство мироздания………….
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Ильиных И.А. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения………………………….
|
| Томилин К.А. Вокруг трепещет пульс вселенной: А.Л.Чижевский (конспект)……………………………….
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 9. Устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием………………………………….
|
| Практическая работа……………………………………………….
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Рамачарака Основы миросозерцания индийских йогов…….
|
| Шри Ауробиндо Человек……………………………………..
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 10. Сознание человека и других существ…………………..
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Смысловое наполнение слова сознание……………………...
|
| Понятие сознания в психологии……………………………...
|
| Сознание с точки зрения физики……………………………..
|
| Ильиных И.А. Сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность…………..
|
| Лермонтов В. Сила поющего сердца. Сокровенные истории (отрывок)…………………………………………………..
|
| Белимов Г.С. Сознание в живой природе и экологическая этика……………………………………………………….
|
| Ришар М. Францизск Ассизский и волк……………………..
|
| Проявление сознания в растениях……………………………
|
| Немецкие ученые исследуют память и сознание растений…
|
| Пушкин В.Н. Цветок отзовись!.................................................
|
| Андреев Д. Роза мира (отрывок)……………………………...
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 11. Ощущения и чувства…………………………………….
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Ильиных И.А. Ощущения и чувства………………………….
|
| Меркулов А. Органы чувств в растительном царстве………
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 12. Высшие чувства и состояния сознания……………….
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Любовь………………………………………………………….
|
| Кэрролл Ли Четыре признака чистой любви………………...
|
| Лосский Н.О. Условия абсолюного добра (отрывок)……….
|
| Рамта Белая книга (отрывок)…………………………………
|
| Салара Как жить большой жизнью на маленокой планете: путеводитель по незримому(отрывок)…………………..
|
| Ильиных И.А. Эстетический аспект экологической этики…
|
| Практическая работа………………………………………………..
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 13. Эволюция экологического сознания…………………….
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Ильиных И.А. Сущность и типы экологического сознания...
|
| Павлова Т.Н. История возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение к природе……………………………………………………
|
| Дерябо С.Д. Экологическое сознание………………………..
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
| |
| Занятие 14. Самостоятельная ценность природы. Природоохранная этика………………………………….
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Ильиных И.А. Основания абсолютной ценности природы…
|
| Борейко В. Внутренняя и идеальные ценности дикой природы……………………………………………………..
|
| Борейко В. Дикая природа: любите или не приближайтесь...
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
|
| Занятие 15. На пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству………………………
|
| Информация для размышления……………………………………
|
| Ильиных И.А. На пути к новому экологическому мировоззрению……………………………………………
|
| Леопольд О. Календарь песчаного графства (конспект)……
|
| Ильиных И.А. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты»…………………
|
| Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации…...
|
| Вопросы для размышления………………………………………...
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этика – практическая философия. Философия – (любовь к мудрости) особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Необходимость философского познания мира диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Экологическая этика – новая сфера человеческой активности, основанной на новом мировоззрении, появившемся в результате открытия новых знаний и нового отношения человека к миру, или другими словами, экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость.
Долгое время человеческая цивилизация смотрела на мир природы с точки зрения его использования для удовлетворения многочисленных потребностей человека, причем осуществлявшихся очень часто в ущерб природе. Издержки такого мировоззрения мы сейчас имеем в виде различных кризисов (экологического, демографического, психологического и т.п.), чтобы выйти из системы кризисов необходимо изменить экологическое мировоззрение общества и каждого отдельного человека.
В рамках старого мировоззрения природа – это бездушное не обладающее сознанием и не способное вступать с человеком ни в какие отношения существо. Человек даже и не задумывается о дереве, травинке, камне – он просто их использует. А между тем природа живет своей внутренней жизнью, она способна вступать с человеком в отношения и реагировать на проявления чувств, эмоций, переживаний. Сегодня существует необходимость открыться миру природы, начать учиться чувствовать ее, учиться гармонично взаимодействовать с ней, если уж не для нее, так для человека самого, для продления дней Homo sapiens на Земле. Выхода иного нет. Или мы вливаемся в жизнь природы и стараемся жить в гармонии с ней или человечество перестает существовать, третьего не дано.
Курс «экологическая этика» был введен в качестве учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «природопользование». Целью курса является пробуждение сознания человека для взаимодействия с миром природы как с миром живых существ, обладающих сознанием, способных чувствовать других существ и человека и вступать в отношения с другими существами и человеком.
Предлагаемая Вашему вниманию книга представляет собой материал для организации практических работ и семинарских занятий. Поэтому данное учебное пособие выстроено таким образом, чтобы помочь студентам осуществлять следующие задачи: проанализировать сущность этических идей Востока, Запада, России; выявить взаимосвязи этики и экологии; осуществить поиск новых идеалов в отношениях с природой и поиск возможности для их реализации; осознать абсолютную самоценность природы; осмыслить научные, философские, религиозные знания, необходимые для формирования экологического мировоззрения; понять необходимость трансформирования «Эго-Я» в трансперсональное «Эко-Я».
Учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть является вводной и помогает студентам понять связь экологии, этики и экологической этики; вторая часть помогает раскрыть предпосылки возникновения и проследить историю развития идей экологической этики; третья часть создает основания для того, чтобы понять необходимость выстраивания новых отношений человека и природы, развить новое экологическое мировоззрение, обнажить ту часть сознания человека, которая будет помогать по-новому воспринимать мир в целом, и мир природы в частности.
Каждое занятие содержит практическую работу, вопросы для размышления и информацию для размышления, которые помогают создать основания для собственной индивидуальной экологоэтической позиции по предложенной теме.
Данное учебное пособие оргнически связано с учебно-методическим комплексом по экологической этике, изданным РИО ГАГУ в 2008 году. Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника по специальности «Эколог-природопользователь»; рабочую программу дисциплины с технологической картой; тематику лекционного курса; методические указания к выполнению практических работ, вопросы к семинарам по трём темам; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; темы рефератов и курсовых работ; контрольные вопросы, выносимые на зачёт; контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой системе оценки знаний.
Основной трудностью курса «экологическая этика» является внутренняя душевная переработка информации в согласии с собственной совестью – общение с совестью всегда очень болезненный процесс – в результате чего должно произойти изменение сознания и мировоззрения обучающегося, что может вступать в конфликт с доминирующим мировоззрением общества на первых этапах, когда нет четкой внутренней уверенности в правильности экологоэтических знаний и установок.
Изменение сознания и мировоззрения – процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека, но важно какой вектор оно берет вначале жизненного пути, поэтому студенческие годы – время для закладывания осмысленных ориентиров, поэтому экологическая этика активно участвует в этом процессе и помогает создавать основы нового экологического мировоззрения. Экологическую этику можно назвать лабораторией по трансформации мировоззрения, где каждый размышляющий изменяя свое мировоззрение и сознание изменяет сознание и мировоззрение общества и таким образом меняет мир.
Автор-составитель
ЧАСТЬ 1. СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ, ЭТИКИ И
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
ЗАНЯТИЕ 1
|
|