Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КАЛЕНДАРЬ ПЕСЧАНОГО ГРАФСТВА

(Конспект Поющего Ветра)

Проблемы новой этики

«Мы пока не научились ценить дикую природу как фактор социального благополучия. Одни утверждали, что дикую природу надо сохранить как источник мяса, другие – как источник денег, третья, четвертые, пятые и так далее считали, что её необходимо сохранять в интересах науки, воспитания молодёжи, сельского хозяйства, искусства, здравоохранения и даже военной готовности» (с. 194). Таким образом, мы сопоставляем не сопоставимое. Это разные вещи, все в равной мере ценные: «Значит, если мы способны жить без гусиной музыки, с тем же успехом мы можем покончить со звёздами, закатами и «Илиадами». Но суть в том, что мы были бы глупцами, если бы покончили с ними» (с.197).

Отсюда происходит ценностная деформация всяких развлечений на лоне природы. Например, охоты (охоту Леопольд всячески любит). Увлечения – это бунт, против стереотипов. А настоящий охотник основывается на спортивном кодексе и пытается общаться с животными. Довольно непривычно для современного мира.

Нужна «этика земли». «Этика – это своего рода зарождающийся общественный инстинкт» (с. 201). Он проходит свои стадии эволюции, всё более расширяя категории, к которым относится. Так, этические правила древней Греции не распространялись на рабов (человеческий скот). Затем, произошёл трудный отказ от рабства и перенесение категорий этики на отношения человека и общества. «Развитие этики можно выразить не только через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле – это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Этика в философском смысле – это различие общественного и антиобщественного поведения» (с. 200).



«Все сложившиеся до сих пор этические системы опираются на одну предпосылку – индивид является членом сообщества, состоящего из взаимосвязанных частей. Инстинкт побуждает его соперничать за место в обществе, но этика одновременно побуждает его к сотрудничеству.

Этика земли попросту расширяет пределы общества, включая в него почвы, воды, растения и животных, которые все вместе объединяются словом «земля»

Этика земли меняет роль человека, превращая его из завоевателя сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена» (с. 202).

Это расширение вполне логично. Ведь природа и общество суть взаимосвязаны. «Изменения растительного покрова воздействовали на ход истории» (с. 204). Эту фразу О. Л. иллюстрирует это высказывание событиями эпохи американских первопоселенцев, которые продвигались в глубь континента, по течению Миссисипи, следуя за тростниковыми землями.

Этика земли возлагает на человека необходимость охраны природы. «Охрана природы – это состояние гармонии между человеком и землёй» (с. 205). В качестве первого шага охраны природы предполагается «всемерно расширять экологическое просвещение» (т ж). Но «Обязательства обретают силу лишь в сочетании с совестью , и перед нами стоит задача сделать объектом общественной совести не только людей, но и землю» (с. 207). Совесть – это внутренний фактор, она не может опираться на соображения экономической ценности. Нечто может быть экономически не ценно, но в следствие сложных взаимосвязей в биоте, привести к её гибели. Кроме того, до какой степени государству будет хватать денег на природоохранительные мероприятия и всякие экономические поощрения? Здесь нужна мораль, а не экономика.

«Этика, дополняющая и контролирующая экономическое отношение к земле, предполагает существование мысленного образа земли как биологического механизма» (с. 212). Классическая пирамида выгладит так: Это сложная система, взаимосвязи внутри которой представляют собой пищевые взаимоотношения элементов. Количество особей каждой ступени уменьшается от нижней к верхней. «Человек стоит на одной из промежуточных ступеней, рядом с медведями, енотами и белками, которые едят как мясную, так и растительную пищу» (с. 213). Связь между ступенями такова, что каждую последующую ступень кормят все необходимые звенья нижележащих. Далее смерть и тление возвращают вещества в землю – это такой же необходимый элемент, как и все цепи питания, потому как почва – это самая низшая ступенька, питающая все высшие. «Когда в одной части системы происходит изменения, многие другие части вынуждены приспосабливаться к нему» (с. 214). По мере эволюции все цепи удлинялись и усложнялись. Эволюционные изменения происходили медленно.

Человек со своими орудиями получил возможность влиять быстро и стразу на многие звенья цепи. Что важно понять из всего этого современному человеку: «

1) земля – это не просто почва.

2) Местные растения и животные поддерживали энергетическую систему в действии, ввезенные же, возможно, сохранят её, а возможно, разрушат.

3) Изменения, вносимые человеком отличаются от эволюционных изменении, и последствия их бывают гораздо опаснее, чем предполагалось или предвиделось» (с. 215).

Всё это приводит к «дезорганизации» жизни под воздействием человеческого фактора. Но оно не минуемо, поэтому важно помнить, что «чем менее бурны и насильственны производимые человеком изменения, тем больше вероятность успешной перестройки пирамиды» (с. 217).

«Этика земли отражает существование экологической совести, а тем самым и убеждение в индивидуальной ответственности за здоровье земли. Здоровье земли заключается в её способности к самообновлению. И охрана природы воплощает наши попытки понять и сохранить эту способность» (с. 218).

О. Л. выделяет два типа мировоззрения в рамках охраны природы. А – отношение к земле как к почве. Б – отношение к земле как к биоте. Люди типа А занимаются не спасением колодца, а усовершенствованием насоса. Они воплощают классическую науку о сельском хозяйстве, которая зародилась раньше экологии и поэтому сложнее трансформируется.

Ну и, конечно, этика земли должна основываться на любви и уважении к природе, на благоговении перед её ценностью (но не экономической, а философской ценностью).

Какие есть препятствия на пути развития этики земли?

1. Образовательная система. Редко кто получает экологическое образование, даже из тех, кто биолог. Что уж говорить о фермерах, например. А те, кто биологи и экологи – не понимают всей важности и эстетической ценности. Тут ещё и воспитание нужно.

2. Экономическая система. Бережное обращение с землёй – вообще не экономическая проблема. Надо отказаться от «экономического детерминизма».

Но развитие этики земли дело не только эмоций, но и ума. Нужно изучать биоты. «Способность видеть культурную ценность дикой природы в конечном сёте сводится к интеллектуальной скромности. Поверхностный суперсовременный человек, полностью утративший связь с землёй, считает, будто он точно знает, что важно, а что нет. Только истинный учёный понимает, что нетронутая дикая природа придает определённость и смысл человеческой деятельности» (с. 234).

«Система воздействия [этики земли] та же, что и в любой другой этике, - общественное одобрение хороших действий, общественное порицание действий дурных».

Отношения с дикой природой

«Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией» (с. 222). «Выбранные для её сохранения участки неизбежно должны заметно разниться в размерах и степени дикости» (с. 223). Но иногда маленьких и разрозненных кусочков не достаточно, чтобы сохранить определённые виды.

Зачем нам дикая природа?

1. «Участки дикой природы – это и возможность сохранить искусство путешествий в его первозданном виде, особенно с помощью каноэ или вьючных лошадей» (с. 228).

2. Дикая природа нужна науке. Попытки сохранить здоровье земли редко оборачивались успехом. В общем-то проблема в том, что мы все болезни земли лечим локально. Но, чтобы понимать механизмы здоровой земли, надо иметь хоть какие-то нетронутые участки для её изучения.

3. Дикая природа нужна для диких животных. Так, национальные парки совершенно бессильны сохранить крупных хищников. А отсюда возникает ещё ряд проблем.

На самом деле, «любая программа охраны или восстановления дикой природы – это арьергардный бой в попытке свести потери при отступлении до минимума» (с. 234).

Главное – эстетика. Современного человека тянет к природе. И за возможность охотиться или даже просто видеть дикую природу человек способен заплатить огромные деньги. Почему? «А потому, что дикие создания, на которых он охотится, ускользнули от него, и он надеется с помощью некромантии законов, субсидий, региональных планов, реорганизации департаментов или иных форм массовых благих пожеланий заставить их вернуться» (с. 236).

И так, почему мы ищем соприкосновения с природой? Потому что оно доставляет нам удовольствие. Существует несколько ступеней развития этого удовольствия, как в филогенезе, так в онтогенезе, так и в социогенезе:

1. Идея трофея. Природа ценна, потому что позволяет осуществлять поиск и обретение трофеев. «С ростом массовости метоы сохранения дикой природы начинают всё больше опираться именно на искусственность и ценность трофеев снижается» (с. 239).

2. Добыча косвенных трофеев, ведь трофеи могут быть разными: от чучел, до фотографий.

3. Ощущение уединённости среди природы.

4. «Восприятие естественных процессов, благодаря которым земля и всё живое на ней обрели свои особые формы (эволюция), а также поддерживают своё существование (экология)» (с. 242). «Главное свойство восприятия заключается в том, что оно не сопряжено ни с потреблением, ни со снижением ценности каких бы то ни было ресурсов» (т ж). «Развитие восприятия – вот единственная истинно творческая сторона обеспечения отдыха на природе» (с. 243).

5. Ощущение деятельного соприкосновения с землёй.

«Примитивные формы активного отдыха на природе пожирают собственную базу, тогда как высшие формы хотя бы в некоторой степени обеспечиваются удовлетворение почти или вовсе без вреда для земли и жизни» (с. 246).

 

 

Интерент-источник

http://windchime.indeep.ru/text/shaman/oldo.htm

И. А. Ильиных






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.