Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин

СУЩНОСТЬ НООСФЕРНОЙ (ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

На конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году был декларирован так называемый принцип «sustainable development», неудачно переведенный на русский язык как «устойчивое развитие» (УР). В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, говорится: «Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в ...пределах хозяйственной емкости биосферы». В этом документе отражены, как считает, например, Н.Моисеев, распространенные иллюзии о том, что глобальный кризис современной цивилизации можно преодолеть путем относительно простых технологических и организационных мер. На самом деле проблема гораздо сложнее. Современный этап развития цивилизации можно оценить как переломный: еще В.И.Вернадский говорил, что человек превратился в геологическую силу планеты. Поэтому основную задачу можно сформулировать следующим образом: выработка стратегии переходного периода к ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОМУ взаимодействию человек – общество – природа. Из этого следует, что необходима перестройка всех цивилизационных принципов, в первую очередь – кардинальное изменение менталитета общества, сознания каждого человека. Нужно отказаться от разрушительной техногенно-потребительской и сознательно избрать ноосферную, или духовно-экологическую стратегию развития. Специфика переходного этапа состоит в том, что человечество должно изменить всю привычную систему ценностей. Это, очевидно, приведет к отказу от целого ряда традиционных технологий, экономических и политических концепций и т.п., к поиску принципиально новых решений. Необходимо понять, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, государственные, политические и финансово-экономические интересы – являются не целью, а всего лишь вспомогательным средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для культивирования высших духовных идеалов и ценностей человеческого существования: познания и творчества, ответственности за все формы жизни на Земле, любви к своей стране и культуре, при братском отношении ко всем другим этносам и национальным традициям.



Принятие любых (глобальных и региональных) политических и производственно-экономических решений, проведение культурно-информационной политики, функционирование государственных институтов и правовых механизмов должны базироваться на краеугольных духовных и экологических императивах. Соответственно, все решения и действия властных структур, разрушающие здоровье и психику человека, ведущие к деградации природной и культурной среды его обитания, – должны получать в обществе немедленный и действенный нравственно-правовой отпор, какими бы соображениями геополитической, демократической или финансово-экономической целесообразности они ни прикрывались.

Практическое воплощение этой стратегической задачи становления духовно-экологической цивилизации XXI века подразумевает коренной, но постепенный и ненасильственный поворот:

В сфере основных потребностей. От разрушительного культа материального потребительства, соперничества и власти – к разумному материальному самоограничению и переориентации на истинно человеческие – духовные – ценности и потребности: познание, творчество, бескорыстный объединяющий труд.

В социальной сфере. От двух крайностей – тоталитарно-государственного коллективизма и индивидуализма «гражданского общества» – к соборно-общинному единению людей на базе единых корней и целей деятельности. От крайностей роскоши и нищеты – к обеспечению достойных условий существования для всех граждан Земли и равных стартовых жизненных возможностей для ее подрастающего поколения. Введение единых стандартов минимального жизненного и культурного уровня для ВСЕГО населения земного шара, а также экологических параметров среды его обитания.

В сфере государственного управления и политических отношений. От практики политической борьбы, хаоса частных интересов и использования рычагов государственной власти для достижения эгоистических целей – к гармонизации интересов различных государств, социальных слоев и групп, общественных и личных целей. На первых порах это будет означать юридическое закрепление контроля за деятельностью государственных институтов со стороны общественных неправительственных организаций, опирающихся в своей деятельности на фундаментальные этические ценности, эффективно контролирующих и дополняющих государственные органы, а в перспективе, особенно на местном уровне управления, все более заменяющих их.

В области геополитики. От военно-стратегической и политико-культурной конфронтации Восток-Запад и Север-Юг – к становлению евразийского (в перспективе, общемирового) союза государств и этносов на основе всеедино-космического мировоззрения, общности экологических и культурных проблем, которые можно успешно решить только сообща и в интересах всех, даже самых малых, этносов Земли.

В производственно-технологической сфере. От технократических утопий и бездумного наращивания производственного потенциала – к биоцентричному производству, внедрению технологий, максимально использующих и актуализирующих процессы естественного воспроизводства биосферных ресурсов. Резкое сокращение, а в перспективе и запрет на производство товаров потребления, разрушающих здоровье человека. Минимизация числа и оптимизация качества работы предприятий, ведущих к необратимому истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды. Введение на первых порах научно-обоснованных и справедливых мировых квот на производство и потребление энергии и на использование ресурсов девственной природы.

В экономической сфере. От чисто рыночных механизмов регуляции экономики (конкуренция, прибыль, спрос, расширенное воспроизводство) – к развитию системы глобального и регионального эколого-экономического планирования, к введению экологических нормативов и налогов на все виды хозяйственной деятельности.

В сфере воспитательной и информационной политики. От проповеди эгоизма, наркотической индустрии бездуховных зрелищ и низменных развлечений – к утверждению в сознании, начиная с младенчества, идеалов ноосферной цивилизации – нестяжательства, ненасилия, творческого горения, коэволюции человека и природы. Отказ на основе научных экспертиз от технических изобретений и информационных технологий, наносящих ущерб психике человека или угрожающих социальным основам его существования.

Литетартурный источник

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации // Гуманитарные науки в Сибири. –№ 3. – 2002.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. В настоящее время мировоззрение отдельного человека и общества в целом находится в кризисной ситуации. Как Вы понимаете это утверждение? Каким образом должно измениться мировоззрение, чтобы выйти из кризиса?

2. Что необходимо предпринять человеку для изменения мировоззрения?

3. С какими трудностями столкнется человек, когда захочет изменить свое мировоззрение? Какие трудности возникнут при изменении общественного мировоззрения?

4. Нужно ли предпринимать какие-то кардинальные и жесткие меры по изменению мировоззрения или процесс должен быть плавным и мягким?

 

 


 

Учебное пособие

Экологическая этика

Автор-составитель –

Ирина Алексеевна Ильиных

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.