Приложение 2. Состав классификаторов и проекций типовой модели деятельности ОИВ
Таблица 1. Перечень основных объектов (классификаторов) модели
№
| Наименование
| Характеристика
| Предметная область
|
Классификаторы модели:
|
0.0.
| Глоссарий
| Перечень применяемых для описания деятельности ОИВ терминов и сокращений
| Служебный
|
1.1.
| Состав ОИВ
| Официальный иерархический справочник ОИВ
| Внешняя среда и вышестоящие органы
|
1.2.
| Объекты управления
| Предметный классификатор возможных объектов управления (регулирования)
| Внешняя среда и вышестоящие органы
|
1.3.
| Характеристики объектов управления
| Классификационные характеристики объектов управления и государственных услуг, оказываемых ОИВ
| Внешняя среда и вышестоящие органы
|
2.1.
| Государственные услуги
| Услуги, оказываемые ОИВ гражданам и организациям
| Административные действия
|
2.2.
| Условия ветвления (процессов)
| Универсальный классификатор, используемый при моделировании процессов "Документооборота"
| Административные действия;
|
3.1.
| Проекты*
| Типовые или уникальные проекты реализации внешних и внутренних инициатив и поручений, которые типизируются в разделах классификатора
| Административные действия;
Цели и показатели деятельности ОИВ
|
3.2.
| Функции**
| Иерархический справочник Функций, в котором можно выделить следующие разделы:
Основные (связанные с задачами по реализации Государственных услуг, внешних процессов и поручений),
Управленческие (внутреннее управление)
Обеспечивающие (внутреннее обеспечение)
| Административные действия;
|
3.3.
| Процессы***
| Иерархический список выделенных процессов (с уровнем, при необходимости подпроцессов), выполняемых описываемым ОИВ с целью оказания Государственных услуг, реализации Государственных функций или внешних процессов, владельцем которых является другой ОИВ. Включает процессы вышестоящих и «рядом стоящих» ОИВ, в которых принимает участие описываемый ОИВ
| Административные действия;
Цели и показатели деятельности ОИВ
|
3.3.1
| Характеристики процессов
| Классификационные характеристики процессов, реализуемых ОИВ[3]
| Административные действия;
Цели и показатели деятельности ОИВ
|
4.1.
| Сотрудники
| Перечень персоналий конкретного ОИВ
| Персонал
|
4.2.
| Ролевая структура
| Ролевая структура содержит как постоянные роли, выполняемые сотрудниками и подразделениями в соответствии со своим предназначением, так и ситуативные роли в различных командах (процессов, проектов, комиссиях и т.п.). Включает вышестоящие и иные внешние органы, организации, структуры и субъекты взаимодействующие с описываемым ОИВ
| Организационная структура ОИВ
|
4.2.1.
| Характер участия
| Способ участия подразделений и сотрудников ОИВ в реализуемом процессе (проекте)
| Организационная структура ОИВ
|
4.3.
| Административно-штатная структура
| Организационная структура описываемого ОИВ на уровне структурных подразделений, отделов и должностей с иерархией «подчиненности»
| Организационная структура ОИВ
|
4.3.1.
| Виды подчиненности
| Особенности связей в иерархии «подчиненности»
| Организационная структура ОИВ
|
5.0.
| Стратегические темы [4]
| Отражают приоритеты в стратегии органа власти и объединяют группы взаимосвязанных (причинно-следственно) целей
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
5.1.
| Цели [5]
| Дерево целей, включающее цели описываемого ОИВ
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
5.2.
| Показатели [6]
| Показатели, характеризующие степень достижения цели или эффективность реализации процессов и проектов. Может также использоваться для отражения состава возможных характеристик продуктов проектов и/или процессов.
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
5.3.
| Продукт/ Результат[7]
| Измеримый продукт/результат проекта или процесса, в комментарии могут указываться характеристики продукта/результата (либо, если сходные характеристики могут относиться к различным продукта, вводится дополнительный классификатор или используется классификатор «Показатели»)
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
6.1.
| Документы
| Для системной и процессной модели: Нормативные документы (внешние и внутренние, регулирующие выполнение операций процессов, деятельность структурных подразделений и ОИВ в целом), а также Рабочие документы - носители информации, циркулирующей в ходе процессов. (Поскольку одним из результатов деятельности ОИВ могут быть нормативные документы целесообразно объединение их вместе с «Рабочими» в одном классификаторе). Для модели эффективности: Документы, в которых находятся плановые и фактические значения показателей (планы и отчеты).
| Информация
|
6.2
| Свойства документов
| Состояния и статусы документов циркулирующих в процессе. (Например: проект, согласовано, внесены изменения, утвержден и т.п.). Введение этого классификатора позволяет резко сократить число позиций, необходимых для отражения документооборота в процессной модели
| Информация
|
7.0
| Хранилища информации
| Специальный классификатор "накопителей" информации (базы данных, папки, журналы и т.п.). Также используется при описании процессов ("Документооборот").
| Информация
|
8.0
| Инфраструктура
| Аппаратные и программные средства, с помощью которых осуществляется деятельность ОИВ
| Инфраструктура ОИВ
|
9.0
| Требования к персоналу
| Квалификационные и прочие требования, необходимые для занятия соответствующей должности
| Персонал
|
9.1
| Права и полномочия персонала
| Для формирования должностного регламента надо определить права распоряжения ресурсами и действий от имени ОИВ
| Персонал
|
10.0
| Информационное поле
| Структурирование информационного контента, необходимого для поддержания управленческой деятельности ОИВ
| Информация
|
* В отличие от процессов набор операций (работ) проектов не детерминирован и определяется применительно к ситуации. Состав классификатора может изменяться по мере накопления и типизации лучшей практики. Управление проектами выделяется в отдельный процесс (возможно с вариациями по типам и уровню сложности проектов). В рамках этого процесса описывается (при построении процессной модели) механизмы аудита поручения, как «минипроекта». Также на следующем этапе, с помощью классификаторов описания информационной структуры описывается паспорт проекта (поручения).
** Термин «Функция» трактуется как «обязанность» (предназначение) выполнять действия в определенной предметной области. На самом верхнем уровне однородные функции можно сгруппировать в крупные функциональные области. Функции верхних уровней в пределах «функциональной области» обозначают решаемую задачу - «что» надо делать. Функции более низкого уровня соответствуют частным задачам, а на самом нижнем уровне иерархии располагаются функции-операции, определяющие уже «как», «каким образом» эта задача решается. Очевидно, что наличие функций не равносильно реализации операций. Операции уточняются в «процессной модели»
*** В классификаторе находятся «имена процессов». Процесс в рамках принятой модели трактуется как выделенные на дереве функций подмножества (последовательности) операций направленных на достижение определенного результата. Выделение таких операций происходит с помощью проекции «Процессы – Функции». Результаты процессов и их характеристики (показатели) не выделяются в отдельный классификатор, а являются атрибутами соответствующей позиции классификатора «Процессы».
№
| Наименование
| Характеристика
| Предметная область
|
Проекции модели:
|
00.32.
| Глоссарий – Функции
| Определяет используемые в описании функций термины и сокращения
| Служебный
|
11.12.
| Состав ОИВ – Объекты управления
| Определяет объекты управления, находящиеся в компетенции ОИВ
| Внешняя среда и вышестоящие органы
|
42.11.
| Ролевая структура – Состав ОИВ РФ
| Определяет те ОИВ, в процессах которого могут быть задействованы ресурсы (компетенции) описываемого ОИВ
| Внешняя среда и вышестоящие органы
|
21.33.
| Государственные услуги – Процессы
| Определяет те процессы, которые поддерживают выполнение Государственных услуг
| Административные действия
|
31.42.41.
| Проекты – Ролевая структура (Сотрудники)
| Определяет персональное назначение сотрудников ОИВ на определенные роли в запускаемом проекте
| Административные действия
|
32.42.
| Функции – Ролевая структура
| Определяет распределение ответственности за поддержание специфицированных функций ОИВ и реализацию операций
| Административные действия
|
33.32.
| Процессы – Функции
| Определяет подмножества операций, принадлежащих каждому из процессов
| Административные действия
|
33.42.41.
| Процессы – Ролевая структура (Сотрудники)
| Определяет назначение сотрудников ОИВ на роли владельцев процессов
| Организационная структура ОИВ
|
43.42.41.
| Административно-штатная структура – Ролевая структура (Сотрудники)
| Устанавливает для каждого из сотрудников ОИВ соответствие между ролевыми задачами и позицией в Административно-штатной структуры
| Организационная структура ОИВ
|
32.32.61.
| Функции – Функции (Документооборот и Нормативное регулирование)
| Базовая "тройная" проекция для построения модели процессов. Кроме передачи документов описывает регламенты выполнения операций процесса.
| Административные действия;
Информация
|
32.70.61.
| Функции – Накопители и базы данных (Документооборот через хранилища информации)
| Другой способ реализации документооборота (через электронные (БД) и бумажные накопители).
| Административные действия;
Информация
|
43.43.
| Административно-штатная структура – Административно-штатная структура – Виды подчиненности
| Позволяет задать отношения не административного подчинения и отношений
| Организационная структура ОИВ
|
32.80.
| Функции – Инфраструктура
| Определяет использование элементов инфраструктуры ОИВ при выполнении функций
| Административные действия;
Организационная структура ОИВ
|
43.90.
| Административно-штатная структура – Требования к персоналу
| Задание соответствующих отношений для формирования должностных регламентов
| Персонал
|
43.91.
| Административно-штатная структура – Права и полномочия персонала
| Задание соответствующих отношений для формирования должностных регламентов
| Персонал
|
61.10.
| Документы – Информационное поле
| Формирование структур и информационного наполнения документов, необходимого для обеспечения протекания административных процессов
| Информация
|
| Модель эффективности [8]
|
|
51.52.
| Цели_Показатели
| Определяет показатели, измеряющие степень достижения целей
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
50.51.
| Стратегические темы_Цели
| Объединяет цели, направленные на реализацию стратегических тем
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
51.31.52
| Цели_Проекты_Показатели
| Определяет цели (назначение) и показатели (эффективность выполнения) для проектов
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
51.52.23
| Цели_Показатели_Государственные услуги
| Определяет цели и показатели их достижения для различных Государственных услуг
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
51.52.33
| Цели_Показатели_Процессы
| Определяет цели (назначение) и показатели (эффективность выполнения) для процессов
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
51.52.42.
| Цели_Показатели_Ролевая структура
| Определяет ответственность за достижение целей и показателей
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
51.53.31.
| Цели_Продукт/ Результат_Проекты
| Определяет продукт/результат проекта и цели, которые достигаются с помощью такого результата
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
51.53.33.
| Цели_Продукт/ Результат_Процессы
| Определяет продукт/результат процесса и цели, которые достигаются с помощью такого результата
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
| Измерение показателей
|
|
52.31.42.
| Показатели_Проекты_Ролевая структура
| Определяет, какие мероприятия / проекты необходимо провести для измерения показателя и кто отвечает за это
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
52.33.42.
| Показатели_Процессы_Ролевая структура
| Определяет, в каком процессе измеряется показатель и кто отвечает за измерение
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|
52.61.
| Показатели_Документы
| Определяет, в каких документах находятся фактические и плановые значения показателя
| Цели и показатели деятельности ОИВ
|