В станице Иловлинская в ХIХ-ХХI веках» Ссылка на презентацию
Https://cloud.mail.ru/public/2hP4/Vb97pVFtB
Оленникова Татьяна Алексеевна Учитель истории и ОПК
МБОУ Медведевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках православной культуры и во внеурочной деятельности»
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Предоставляя ребенку свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, необходимо знать и использовать следующие формы работы
Классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, творческие задания);
консультирование по возникшей проблеме;
творческие кружки,
дискуссии; практикумы; лектории;
игры, праздники.
Важным моментом в работе учителя является разработка плана работы для развития творческих способностей учащихся. В него входят следующие разделы:
Выбор тематики для научно – исследовательских работ.
Проведение школьного тура предметных олимпиад.
Выбор тематики для выставок рисунков и плакатов
Проведение предметных недель.
Выставки детского творчества. Фестивали и праздники.
Проведение уроков.
Наш урок традиционно начинается с минуты добрых слов, когда дети говорят друг другу добрые слова. Далее мы обязательно используем чтение притч, любых: можем брать из Священного Писания, а можем и притчи Ушинского, Толстого. В программу урока включаю фрагменты видеофильмов, смотрим и мультфильмы. Мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский — чудотворец» можно показать, когда проходим темы «Монастырь», «Милосердие и сострадание», «Золотое правило нравственности», «Зачем творить добро?», «Проповедь Христа».
Когда рассказываешь о христианской семье (или о совести и раскаянии), отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре и Февронии»; о защите Отечества — «Пересвет и Ослябя», о чуде — «Московская легенда о Василии Блаженном», о милосердии и сострадании — «Девочка со спичками». Хороший материал для обсуждения с детьми дают такие мультфильмы, как «Твой крест», «Ангел», для знакомства с культурой Православия — «Рождество».Дети очень любят такие уроки, потому что они рождают сильные эмоции, побуждают к разговору на темы, которые редко обсуждаются. А в фильмах всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это я обращаю внимание ребят и перевожу ситуацию в плоскость дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец. После просмотра задаю вопросы, мы вместе их обсуждаем, делаем выводы. Иногда в качестве домашнего задания задаю сочинение-размышление, которое дети зачастую сочиняют вместе со своими близкими. Кроме того, читаем рассказы, православные сказки, а затем анализируем прочитанное. Это тоже важно, так как ребенок учится излагать свои мысли, логически думать и анализировать.
На уроках использую и игровые методы.
Игра «Эрудит».
Игра рассчитана на эрудицию, кругозор и интеллект. Проводится с небольшой группой детей и подростков примерно одного возраста. Для проведения этой игры каждому участнику необходимо иметь чистый лист бумаги и ручку.
П р о в е д е н и е.
На заданную букву участники должны написать:
· Название столицы (город)
· Животное
· Птицу
· Реку или озеро (или рыбу)
· Имя человека
· Растение
· Святого
Следует нацелить ребят, что слова необходимо подбирать связанные с курсом Основы православной культуры.
Например: буква В – Вифлеем, волк, Владимир, вьюнок, св. Вонифатий.
За каждое правильное слово игрок получает 2 очка, если слова у играющих оказались одинаковыми, то оцениваются по одному очку.
Дополнительное очко получает тот, кто первым написал все слова.
Выигрывает тот, кто на определенное количество букв набрал больше очков.
Игра «Кто этот человек?».
В эту игру можно играть классом или группой детей. Игра на кругозор, эрудицию и логику мышления.
Один из играющих загадывает какого-либо святого, известного всем, Например, святителя Луку. Остальные участники игры задают вопросы ведущему, на которые могут быть только два ответа: «да» или «нет».
Задача – как можно быстрее (до 10 вопросов) отгадать задуманного человека.
Примерные вопросы:
-Мужчина или женщина?
— Живет сейчас или нет?
— Где жил? В России??
— В какое время? Советское?
В эту игру можно играть в любое время, в любом месте, с любыми детьми.
Лишнее слово
Ведущий называет слова, задача команд определить, какое слово лишнее и почему. Вопросы задаются командам по очереди.
1) Вертеп, ясли, пастухи, Пилат, волхвы, звезда, ослик.
2) Гробница, стражники, шатер, ангелы, жены-мироносицы.
3) Иордан, Иоанн, самаряне, проповедь, покаяние.
4) Кана, водоносы, чудо, вино, день рождения.
5) Потоп, ковчег, радуга, дождь, огонь.
6) Нимрод, Авраам, башня, гордость, Вавилон.
7) Жертвоприношение, Сим, Каин, земледелец, убийство.
8) Авраам, шатер, ангелы, смех, Иаков.
Заповеди
Командам раздаются одинаковые задания. Задача — вставить слова. Оценивается быстрота и знания.
Я, _____________________ твой; чтобы не было у тебя
_________ богов, кроме__________ .
Не делай себе______ .
Не имени твоего
Помни день_______ , чтобы проводить его
дней работай, а___________ день — день
да будет посвящен
твоему.
________________ отца своего и матерь свою, чтобы тебе
было и чтобы ты
на земле.
Не______
Не____
Не
Не произноси на другого_______ _____________ .
Не желай_____________ ближнего твоего, не желай
____________ ближнего твоего, ни________ его, ни
________ его, ни____________ его, ни__________
его, ни_____________ его, ни какого____________
его, и вообще ничего, что_________ ближнему твоему.
Цифровая викторина
Ведущий задает вопрос и участники команды отвечают на
него. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
1) Сколько детей было у Иосифа?
2) Сколько учеников было на горе Преображения?
3) Сколько кущей предлагал сделать Петр на горе?
4) Сколько дней был Лазарь во гробе?
5)Сколько хлебов понадобилось Христу, чтобы накормить пятитысячную толпу?
6)Сколько было мудрых дев?
7) Сколько было каменных водоносов, в которых Христос превратил воду в вино?
8) Сколько лет отслужил Иаков за подаренный скот?
9) Сколько человек были спасены от потопа?
10)Какую часть фарисей давал Богу?
11)Сколько было апостолов?
12)Сколько коробов хлеба набрали при насыщении 5000 человек?
13) Сколько лет было исцеленной дочери Иаира?
14) Сколько лет было Иисусу Христу, когда он впервые вместе с родителями пошел в Иерусалимский храм на праздник Пасхи?
Ведем специальную тетрадь «Книга мудрых мыслей», куда мы записываем новые слова или мысли, заповеди, а также крылатые слова библейского происхождения, где дети записывают их и объясняют. Например, «Мафусаилов век»- долголетие. Мафусаил – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет.
«Манна небесная» - неожиданная помощь. Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне.
При изучении Ветхого завета ребята рисуют те события, о которых узнали на уроке. Например, при рассмотрении отрывка о сотворении мира дети в рисунках изображали все 6 дней сотворения мира.
При изучении темы «Христианская семья» совместно с родителями создавали родословное древо и рассказывали о семейных традициях.
На уроке «Икона» готовили сообщения об иконах, которые есть дома. Узнавали у родителей, бабушек истории появления икон в доме.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…».
Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Предполагается, что каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием.
Активно ведется и внеклассная работа.
Два года школе проходит Пасхальный фестиваль, на котором можно познакомиться с работами учащихся в различных видах творческой деятельности. Цель проведения фестиваля: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам. Ребята 4 и 5-х классов выступают перед учащимися начальных классов и 5 – 7 классов. Они готовят представление и рассказывают об истории праздника. Вместе с родителями готовят поделки. Создают небольшие сборники стихов о празднике. Расспрашивают бабушек и мам о секретах окрашивания яиц и приготовления пасхи и кулича. Заранее получают задание, нарисовать, на что похож праздник Пасхи.
Ребята принимают участие муниципальном конкурсе рисунков и презентаций, посвященных Пасхе. И у нас есть уже не плохие результаты: в прошлом году ученица 6 класса Алаева Александра и ученица 8класса Качкина Любовь заняли 2 место в конкурсе рисунков, а Черкесова Алина (6 класс) – 3 место в конкурсе презентаций.
Принимаем участие и во Всероссийской олимпиаде по ОПК в школьном туре, а также в муниципальном. В 2013 году в муниципальном этапе ученица 5 класса Лукъяненко Кристина заняла 1 место.
Так как мы живем в казачьем крае, то казачество мы рассматриваем в единстве с православием. Поэтому все казачьи праздники проводим с использованием православных мотивов. В районе представляли мероприятие « Рождество в донской станице». Ребята очень ответственно подошли к этому мероприятию: прочитали много литературы о Рождестве, о казачьих праздниках, узнавали о казачьих песнях, искали костюмы. В результате это внеклассное мероприятие прошло на высоком уровне.
Ведется у нас в школе кружок декоративно – прикладного творчества, который ведет учитель начальных классов Прокофьева Г.И. Ребята делают поделки для пасхальных праздников . Поделки ребят занимали призовые места не только в муниципальных конкурсах, но и в областных.
|