Публицист в массмедиа (очеркист, эссеист, критик, обозреватель). Субъекты медиапроцесса: от редактора до корреспондента.
Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.
От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Поэтому к нему предъявляют высокие требования. Кроме широких и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, – политикой, экономикой, культурой или другими, особое значение получают качества редактора как управленца.
Главный редактор определяет информационную политику газеты. От него прежде всего зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение.
Заместитель главного редактора – первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия, получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др. В другое время заместитель главного редактора обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.
Нередко главный редактор использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска.
Секретариат редакции. Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.
Ответственный секретарь вынужден быть в определенном смысле универсалом. Он первым определяет судьбу материала, представленного ему отделом, и включает его в состав очередного номера или возвращает для доработки, объясняя автору каковы недостатки и как их устранить. Ему приходится разбираться в особенностях всех жанров публикаций, образующих жанровую систему материалов газеты. Он редко выступает на полосах своей газеты как публицист – у него нет времени для сбора информации и ее разработки, но он должен уметь писать не хуже других журналистов редакции – и на этом держится его авторитет как одного из руководителей творческого коллектива. Особое значение имеют его знания и умения в области дизайна газеты – ее верстки, оформления и иллюстрирования, его мастерство в использовании технической базы редакции, новых технических средств. Заметим, что нередко ответственный секретарь непосредственно выполняет и обязанности бильд-редактора, отвечающего за редактирование всех иллюстраций газеты и высокий эстетический уровень ее дизайна.
Корреспонденты составляют подавляющее большинство работников творческой части газетной редакции. Хотя корреспондент – литературный сотрудник находится на самом нижнем уровне ее функционально-административной структуры, он фактически является важнейшим лицом в редакционном коллективе.
Обозреватель. Некоторые журналисты редакции иногда работают вне рамок какого-либо отдела. К ним относится обозреватель. Часто он подчиняется непосредственно главному редактору или его заместителю. Если же он входит в состав отдела, то, как и другие его сотрудники, подчиняется заведующему отделом.
Обозреватель – один из самых опытных журналистов редакции. Это – аналитик, задача которого – наблюдать за явлениями и процессами, протекающими в определенной области жизни общества, определять их роль и значение, прогнозировать развитие ситуаций и сообщать об этом в своих публикациях. Обозрение, статья и комментарий – вот основные жанры выступлений обозревателя в газете.
Специальный корреспондент. Он также может работать вне рамок отдела и выполняет тогда задания главного редактора или ответственного секретаря. Это многоопытный журналист-универсал, легко переходящий от одной темы к другой и владеющий почти всеми жанрами публицистики. Это – резерв руководителей редакции, которые поручают спецкору выполнение самых ответственных и сложных заданий. Для него обязательно сочетание разносторонних способностей и умений – аналитичности и оперативности, мастерства в проведении расследований и др. Со временем у специального корреспондента может появиться своеобразная специализация, тематические и жанровые предпочтения.
Собственный корреспондент. Если остальные журналисты редакции могут в любой момент контактировать со своими руководителями, получить совет или рекомендацию, следить за прохождением своих материалов в газету, то собкор находится в отдалении от редакции – за сто или тысячу километров. Он всегда один и должен сам принимать решения, связанные с подготовкой его выступления в газете. У собкора также со временем появляются любимые темы и жанры, но это не освобождает его от обязанности сообщать обо всех важных событиях, используя при этом разнообразные жанровые формы.
Собственный корреспондент – редакция газеты в одном лице, к нему обращаются люди за советом и помощью, с предложениями и жалобами, он работает с письмами, которые приходят в его собкоровский пункт. Ему трудно одному, и он выявляет себя как организатор, формирует свой актив, выезжает в города своего региона. И при этом поддерживает непрерывную связь со своей редакцией.
Публицист в массмедиа (очеркист, эссеист, критик, обозреватель).
Очерк – это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)
Типичные черты современного очерка:
§ Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительностислучай.
§ Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.
§ Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны)
§ Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.
v портретный / проблемный / путевой
Эссе– это редкий и творческий жанр журналистики. Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.
Художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе через анализ произведений искусства журналист предлагает свой взгляд на мир, и все средства выразительности жанра направлены на то, чтобы донести этот взгляд до читателя.
Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке.
В автобиографическом, личностном эссе биография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию журналист показывает через воспоминания, дневники, впечатления.
§ Для создания текста в жанре эссе журналисту необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.
§ Логика текста может строится на интуиции в том случае, если журналист стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, в противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.
§ В эссе важен диалог с читателем(важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого журналист выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально.
§ Эссе требует от журналиста определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.
Дмитрий Быков
Критикпишет рецензию на то или иное событие или явление.
Поскольку рецензент высказывает свое мнение о книге или кинофильме, дает им оценку, возрастает его роль как автора текста в этом жанре и ответственность перед читателями. Ведь он стремится сформировать их отношение к рецензируемому произведению, дать им практический совет – прочитать книгу, посмотреть фильм или же не тратить на них время.
Лариса Малюкова - кинорецензии в Новой Газете.
Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.
Обозреватель должен:
§ возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах происходящих в общественной жизни;
§ отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию "личной стратегии" граждан;
§ обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
§ через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
§ способствовать практическому решению проблем общества.
Поскольку обозрения публикуются с определенной периодичностью, то это сказывается и на выборе тем, характере, глубине анализа. Чем реже публикуются обозрения, тем больше у автора возможностей найти в потоке событий факты, наиболее интересные для аудитории, проанализировать их, обобщить.
|