Обратная связь
|
Третий этап развития философии эпохи Возрождения Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.
Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.
Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).
Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.
Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.
Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.
Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.
Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.
Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.
Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.
лан.
1.Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.). 2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. 3. Натурфилософия и новое естествознание. 4. Социально-политические учения эпохи Возрождения.5. Реформация. Формирование протестантской этики.
В конце 14 века наступает кризис схоластики и средневековой философии, в результате чего появляются новые тенденции в европейской культуре: протест против старого мира и его философии, рождается новое умонастроение. В Италии зарождается переходная эпоха, характеризующаяся непосредственным обращением к культуре античности и новой картиной мира, в центре которой был человек. С 15 в. основные характеристики Возрождения распространились на всю Европу. Само понятие «Возрождение» возникло в Италии в 16 в. (Дж.Вазари) как самоосмысление эпохи (сознательное возрождение античного образа жизни, способа мышления, образа человека и мира, рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства), противопоставляющей себя средневековью (от ценностей религии – к ценностям светской философии). С 19 в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс".
Несмотря на осмысленную ориентацию на античность, Возрождение, разумеется, не могло стать абсолютным повторением этой культуры, т.к. явилось результатом развития средневековой христианской культуры. Кроме того, в центре внимания ренессансного мышления оказывается не Космос, а человек, поэтому его главная характеристика -антропоцентризм. 1.Основные черты философии эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, индивидуально-личностное начало, активно-преобразующее отношение к миру, пантеизм, натурфилософия, секуляризация, художественно-эстетическая направленность.
Гуманизм(от лат. humanus – человечный).Происходит возрождение латинского понятия «studia humanitatis» - комплекса наук о человеке, «гуманитарных знаний». Термином «humanitas» - «человеческий, человечный, образованный» древнеримские философы Цицерон и Тацит выражали качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Понятие «гуманизм» включает в себя уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской философии. Итальянские гуманисты считали человека не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но центральным звеном бытия. Гуманистическим называют первый период Возрождения (середина 14- 15 вв.). Знаменитые гуманисты эпохи: Данте, Петрарка, Боккаччо, Фацио, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Манетти, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (Италия); Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский.
Антропоцентризм. В отличие от христианской теоцентрической философии средневековья, Возрождение (узловой проблемой которого становится человек) считается эпохой антропоцентризма.
Открытие человеческой индивидуальности. В среде гуманистов возникает новый идеал человека, наделенного разумом, достоинством, беспредельной свободой и безграничными творческими возможностями. Ценность отдельного человека возрастает, формируется характерное для современной западной культуры индивидуально-личностное начало. Ренессансный идеал личности: разносторонность, самостоятельность, активность, свобода, творчество и универсальность. Человек, осознающий себя творцом собственной жизни и судьбы, неограниченным господином природы, культивирует активно-преобразующее отношение к миру,что позволило О.Шпенглеру назвать эту эпоху «фаустовской».
Разносторонность как идеал возрожденческой личности воплощают многие деятели этого периода. Так, Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был художником, теоретиком архитектуры, живописи и ваяния, математиком, картографом, философом, этиком, эстетиком, педагогом. Подобный широкий круг интересов и знаний отличал и других творцов, которые сплачивались в так называемые кружки гуманистов, возникшие в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Эти оппозиционные традиционным средневековым центрам церковной культуры союзы определили элитарный характер Возрожденияи зарождение светской интеллигенции.
Пантеизм. Основным принципом ренессансного мировоззрения является принцип пантеизма (от греч.«пан» – все, «теос» – бог, «бог везде», «бог во всем»). Представление о слиянии Бога с Миром приводит к отождествлению понятий «Природа» и «Бог». Человек оказывается малым богом, который со-творит Богу большому, спорит с ним и соревнуется в творчестве. Эпоха Возрождения принимает божественную природу человека, оправдывая и возвышая человека, возвращается в материальный мир. Задачей философии становится признание единства природного, сотворенного и Божественного, небесного, их вечной гармонии. Решение подобной задачи требует не строгой понятийной формы схоластической философии, а синтеза философии и искусства, культа художника-творца. Ренессанс - не научно-техническая, а художественно-эстетическая эпоха по преимуществу. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) считал живопись главной из наук, а опытное знание – основой человеческого познания: «Опыт - отец всякой достоверности», «Все наше познание начинается с ощущений», «Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения».Кроме того, воплощенный в живописи культ телесной красоты человека, неразрывно связан с антропоцентризмом. Гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, идеалы жизнеутверждающей красоты воплощены в творчестве итальянских живописцев Сандро Ботичелли (1445 – 1510), Рафаэля Санти (1483-1520).
Секуляризация. Формируются основания светской культуры, направленной на земную реальность, ее совершенствование и преобразование. Происходит секуляризация философского мышления. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антисхоластическая направленность. Обращение к политеизму античности на этапе христианской культуры придает мышлению эпохи специфические черты смешения язычества и христианства.
2.Специфика гуманизма Возрождения.Ранний гуманизм формируется в творчестве Данте Алигьери (1265-1321),который,по определению Энгельса, является «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени». «Новая жизнь» - поэтическая биография Данте, посвященная его любви к Беатриче, дает ренессансную трактовку человека, признает в нем и духовное, и природное начала. Центральным феноменом, формирующим личность, Данте называет любовь: «духовное единство души с любимым предметом …; любовь разумная, свойственная только человеку (в отличие от других сродных аффектов); это — стремление к истине и добродетели». «Божественная комедия» - произведение Данте, которое по праву называют поэтической энциклопедией эпохи перехода от средневекового миросозерцания к ренессансному.Первым гуманистом итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого соединились особенности антропоцентризма эпохи и постановка проблемы новой личности. Трактат «О своем и чужом невежестве» наряду с критикой традиционного средневекового религиозно-аскетическое мировоззрения содержит ростки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей человека. Новую систему ценностей очерчивают и другие его тексты: ««О презрении к миру», «Об уединённой жизни», «О монашеском досуге» «Об истинной мудрости». Нравственная борьба, противоречие между личными устремлениями и традиционной моралью – эти темы особенно интересны Петрарке. Сама жизнь Петрарки, принявшего духовный сан, была жизнью частного человека, обращенного к самому себе, "первого индивидуалиста" (А.Ф.Лосев).
Философские основы нового учения о личности особенно ярко воплощены в поэтическим творчестве Петрарки. Сборник сонетов, посвященных реальной личности - возлюбленной поэта носит название «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры». Философская поэзия Петрарки отличается вниманием к внутренней жизни личности, интересом к психологии индивида.
Я избавился от алкоголизма за три недели! Помогло это ...
Если справился я, то справитесь и вы! Для этого каждое утро ...
ПОДРОБНЕЕ
|
|