Обратная связь
|
Золотые серьги по выгодной цене Золотые шармы по выгодным ценам в SUNLIGHT
ПОДРОБНЕЕ
Love-sl.ru
Это средство избавит от АЛКОГОЛИЗМА
Тяга к спиртному пропадет навсегда, если натощак...
ПОДРОБНЕЕ
Грандиозная распродажа нашумевших телефонов. Только до 31 ...
Дармовые цены ко Дню Святого Валентина. Спешите
ПОДРОБНЕЕ
jd.com
Руб
Руб
Любовь обязательно придёт...
Надень браслет Halu и загадай желание! Он станет твоим ...
КУПИТЬ
wishbangle.ru
Как без луны и солнца свод небесный,
Как ветра воздух, почва без растений,
Как человек безумный, бессловесный,
Как океан без рыб и без волнений,
Так будет все недвижно в мраке ночи
Когда она навек закроет очи…
Она живет - и жизнь зовут бесценной;
Она исчезнет - счастье жизни бренной
И мощь мою навек возьмет с собой.
Джованни Боккаччо (1313 -1375) – автор многочисленных переводов античных авторов и памфлетов, проникнутых гуманистическими идеалами и протестом против аскетической морали. «Декамерон – книга новелл, написанных на итальянском языке (считавшемся тогда простонародным) прославляет материально-телесное начало человека, высмеивает духовенство и дворянство, прославляет практический разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан.
Итальянские гуманисты развивают литературно-философские жанры речи и письма, в которых вырабатывают основные принципы нового идеала личности. Джакомо Манетти (1396-1457) «О достоинстве и превосходстве человека», Фацио «О преимуществе и превосходстве человека», Верджерио «О благородных нравах и свободных науках», Манетти «О достоинстве», «Против лицемерия» (два разных трактата, написанные Леонардо Бруни и Поджо), «О благородстве законов и медицины» Салютати, Петрарка «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы».
Лоренцо Валла (1405-1457). Речи «О достоинстве человека» (1486) , «О наслаждении как истинном благе». Основой мировоззрения Валлы является этика Эпикура: человек, как и все живое, стремится к удовольствию. Высшей ценностью является жизнь, поэтому целью человеческого существования является отсутствие страданий, стремлением к наслаждениям как к высшему благу. Говоря о благах тела человека, Валла называет самым главным из них здоровье, далее - красоту, затем силу. В его трактате подробно рассматриваются все виды наслаждений, и этим он обращает наше внимание на телесную природу.
Человек наделен бессмертной душой, единой и цельной, соединяющей функции памяти, разума, воли. Способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании. Сенсуализм Валлы проявляется в том, что он находит ощущения единственным источником познания мира и человеческой морали. Отношения в обществе стоятся на основании «личного блага» и «личного интереса».
Пико Делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека». Бог наделяет человека безграничной свободой и ответственностью: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Но философ отмечает и двойственность, проблематичность человеческого существования: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога». Человек формирует, творит себя сам, соперничая с Создателем, а принцип антропоцентризма основан на воле самого Творца.Скептицизм. Мишель де Монтень (1533-1592) – «Опыты».
Французского философа Монтеня называют «последним гуманистом» Ренессанса. Книга «Опыты» - это «учебник жизни» для человека позднего Возрождения. Уже названия глав несут назидательную, воспитательную нагрузку: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного - ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе». «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения».
Антропоцентризм Монтеня заключается в том, что он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой потусторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа».
При этом Монтень объявляет сомнение двигателем знания, науки,т.е. стоит на позициях скептицизма, считает необходимым активизировать все средства человеческого разума в поисках истины. Философия для Монтеня - наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать.
Итак, гуманисты Возрождения вырабатывают убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это приводит к развитию индивидуализма и эгоцентризма в западноевропейском типе мышления.
Неоплатонизм Возрождения. Николай Кузанский (1401-1464) ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ, математик, в творчестве которого создано учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. В своем основном сочинении «Об ученом незнании» переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального понятия единого, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». Вывод: «Единое есть все» - формула, предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Мир есть некое «развёртывание» Бога: «Бог во всём и всё в Боге». Человек - это «малый космос», наделенный центральной ролью в природном мире и способностью охватывать его силой мысли. Онтология Кузанского. Единое не имеет противоположности, следовательно, единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, оно характеризуется как «максимум», единое - как «минимум». Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей. Для наглядности он обращается к математике: при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую.
Исходя из философии неоплатонизма, Кузанский развивает главные концепции своей философии: идея универсальной связи явлений, идея бесконечности мира, принцип совпадения противоположностей: познание конечного и познание бесконечного. Концепция «ученого незнания» утверждает противоречивость познания мира и Бога, недостаточность формальной логики и рационального познания. Бог (и мир) есть бесконечное начало, заключающее в себе все противоположности, значит познать его возможно только особым методом - «ученым незнание» или «умудренное неведение».
Неоплатонизм и пантеизм Кузанского.Природа – «свернутое единство всего, что возникает через движение». Кузанский, таким образом, утверждает идею универсальной связи явлений: Бог присутствует во всех вещах, а вещи – в Боге. Весь мир есть развертывание возможности бытия, заключенной в Боге. Онтологические убеждения Кузанского делают его представителем пантеистической философии Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве, выступает против принципа конечности Вселенной.Пантеизм, натурфилософия, естествознание.Пантеизм Кузанского, учение о единстве мира способствовали рождению ренессансной натурфилософии и подготовили коперниканскую революцию в астрономии. Кузанский, опередив время, заявил о бесконечности Вселенной, о том, что у нее нет центра, все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, возможно, обитаемы. Натурфилософия и новое естествознание, астрономические труды Николая Кузанского оказали влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея. 3.Натурфилософия и новое естествознание. Философия природы.
В эпоху Возрождения философия обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как трансформируется средневековое отношение к природе как к несамостоятельной сфере. Пантеизм эпохи уравнивает мир сотворенный (природа, человек) и мир божественный (нетварный). Постижение божественного замысла теперь признается возможным через формы природы. Сама Библия являет себя как символическая Книга Природы, написанная божественным языком. В результате философия, соединяясь с естествознанием, обретает себя как натурфилософия – философия природы. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - ЭТО... Яндекс.Директ Камуфляж. Убойные цены!Наличие! Костюм зимний от 1120 руб. Скидки!Бесплатная доставка КурткиБрюкиОбувьЖилеты и разгрузы ursu.ruАдрес и телефон Автор:Екатерина ФомкинаДата:25.08.2015 Просмотров:10Рейтинг:12345 Гуманизм и антропоцентризм – это сущность эпохи Возрождения. К ней относятся социологические и философские учения времен становления раннего буржуазного общества (главным образом в Италии) 14-17 вв. В эту эпоху официальной философией оставалась схоластика, однако возникновение культуры гуманизма и существенные достижения в естествознании способствовали тому, что философия перестала быть лишь служанкой богословия. Антисхоластическую направленность приобрела перспектива ее развития. Она проявилась прежде всего в этике – началось возрождение этических учений эпикуризма (Балла) и стоицизма (Петрарка), которые направлены против христианской морали. Роль натурфилософских концепций в философии Возрождения В философии Возрождения наибольшую роль сыграли натурфилософские концепции (Парацельс, Кордано, Бруно), которые свидетельствовали о крушении старых схоластических методов познания природы. Самыми важными результатами данного естественнонаучного направления были: различные методы экспериментально-математического изучения природы; противоположное теологическому детерминистское толкование действительности; формулировка научных законов природы, свободных от антропоморфических элементов (то есть от наделения человеческими качествами субъектов, с которыми соприкасается человек). Что характерно для натурфилософского направления? Натурфилософское направление характеризуется метафизическим пониманием неделимых природных элементов как абсолютно неживых, бескачественных. Для него также характерно отсутствие исторического подхода в изучении природы и поэтому деистическая непоследовательность, которая сохраняет в бесконечном мире обособленное положение Бога. Деизм же предполагает его наличие как безличной причины бытия, которая не участвует в дальнейшем развитии мира. Антропоцентризм и гуманизм В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм – это и есть гуманизм. Его объект – ценность человека. Познанием его разума и творческих способностей, стремлением к счастью на земле заменяется презрение к земному естеству. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о том, какая роль отведена ему в мире, о своем предназначении и сущности, о цели и смысле своего бытия. Все эти рассуждения всегда имеют конкретные социальные и исторические предпосылки. Какие интересы выражает антропоцентризм? По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы. В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя. Гуманизм в узком смысле слова – это идейное движение, сущность которого состоит в изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Поэтому итальянский антропоцентризм эпохи Возрождения часто характеризуется как филологический, литературный. Человек и природа В эпоху Ренессанса происходило обращение к гармонизации отношений между природой и человеком. В работах мыслителей этого времени тема человека тесным образом переплетена с темой природы. Последняя рассматривается как что-то одухотворенное и живое. Природа - это не просто результат промысла Бога, но и что-то, обладающее самодостаточностью, креативностью. Равноценными божественным установлениям являются ее законы. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения, таким образом, меняет также отношение человека к природе. Человек открывает ее великолепие и красоту, начинает рассматривать ее как источник наслаждения, радости в противовес средневековому мрачному аскетизму. Природа также начинает рассматриваться как убежище, которое противостоит порочной и развращенной человеческой цивилизации. Мыслитель Жан-Жак Руссо (портрет его представлен ниже) прямо говорил, что источником всех наших бедствий является переход от естественного, природного начала человека к социальному. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения рассматривает человека как органическую часть природы. Он является действующим по естественным законам существом. Человек, постигая разумность действительности, познает смысл и цель собственной жизни. Гармония в мире Природа, согласно представлениям мыслителей Возрождения, производит сама все формы вещей. Гармония является наиболее идеальной из них и соответствующей сущности красоты. Мир, по их представлениям, наполнен гармонией. Она проявляется во всем: в чередовании дня и ночи, в сочетании красок полей и лесов, меняющихся в зависимости от времени года, в наличии разных видов птиц и животных, взаимодополняющих друг друга. Однако если созданный Творцом мир является гармоничным, то, значит, и человек, который выступает его частью, также должен быть таковым. Речь идет при этом не только о гармонии тела и души, но и о гармонии самой души, также подчиняющейся установленным природой всеобщим законам. Это важная идея, которую выдвигает антропоцентризм Возрождения. В работах различных мыслителей Ренессанса, стоит отметить, понятие гармонии выступает не просто элементом эстетической теории, а принципом организации воспитания и социальной жизни. О природе человека Под влиянием зарождавшихся в то время капиталистических отношений, новой культуры, называемой гуманизмом, и научного знания формируется философская антропология данной эпохи. Если средневековая религиозная философия проблему человека решала в плане мистическом, то совсем другие идеи предлагает антропоцентризм. Эпоха Возрождения человека переносит на земную основу и пытается на этой почве решить его проблемы. Философы этого времени в противоположность учению о том, что люди являются изначально греховными, утверждают естественное их стремление к гармонии, счастью и добру. Гуманизм и антропоцентризм - это понятия, которые эпохе Возрождения присущи органически. Бог в философии данного периода полностью не отрицается. Однако, несмотря на пантеизм, мыслители акцент переносят на человека. Проникнутой пафосом автономии человека, гуманизма, верой в безграничные возможности людей оказывается философия антропоцентризма. Не будет ошибочным утверждение, что философская мысль эпохи Возрождения создала предпосылки для возникновения европейской философии 17 века, а также дала мощный стимул развитию естественнонаучного знания. Благодаря ей появился целый ряд гениальных открытий, совершенных уже в Новое время. Возвращение к традициям античности В формировании философии природы (натурфилософии) в новом виде, как не теологического, не религиозного, а светского осмысления самой сути бытия природы и существующих в ней законов выразилось возвращение к традициям античности. Взгляд на философию в традиционном ее понимании как "науки наук" все еще сохранялся. Истолкование законов бытия мира и природы В понимании и истолковании законов бытия мира и природы натурфилософия Возрождения опирается на географические и естественнонаучные открытия того периода. Естественно-научные теории и открытия Леонардо да Винчи, Николая Коперника (портрет его представлен ниже), Дж. Бруно в области движения небесных тел и астрономии сыграли особую роль. Усиливается рационалистическое и одновременно доказательное понимание законов бытия как универсального Единства в противовес схоластическому. Никола Кузанский, например, выдвигает идею о том, что бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он незримо в них присутствует. Поэтому Бог является бесконечным максимумом, а природа - тоже максимум, хоть и ограниченный. Так как она состоит из конечных величин, отдельных предметов, то между конечностью и бесконечностью пропасти нет, это просто разные стороны одной сущности мира. Диалектика конечного и бесконечного присуща природе - бесконечное состоит из всего конечного, а последнее переходит в бесконечное. Рассуждая так, можно невольно сделать вывод о вечности природы, а также о бесконечности отдельных вещей. Не только Бог вечен, но и природа. Кузанский, придерживаясь точки зрения о сотворении мира Богом, который совершенен, утверждает, что таковой является и природа, так как Творец несовершенного не создает. Подробнее о человеке и природе В идее о человеке как о совершенной и прекрасной индивидуальности, которую выражает гуманизм и антропоцентризм Возрождения, внимание акцентируется на том, что человек по природе своей не только существо совершенное, но и разумное, что определяет его совершенство. Это не порочное и не греховное существо. Принцип антропоцентризма предполагает, что люди как природные существа друг перед другом равны, каждый есть совершенная и гармоничная индивидуальность. Многие мыслители эпохи Возрождения, как вы видите, затрагивали понятие гармонии природы и гармонии человека, но не все видели их единство. Однако в это время выдвигаются и некоторые точки зрения, которые можно рассматривать как идею гармонии человека и природы. Например, Бруно (портрет его представлен ниже), придерживаясь принципа пантеизма, природу понимает как Бога в вещах. Следовательно, если везде и во всем присутствует Бог, то можно предположить также, что он нигде не присутствует. И если мир является рядоположенностью существ от низших к высшим, то единым с миром природы является и человек. Непосредственным образом связано духовное и телесное. Между ними присутствует единство и нет пропасти. Следовательно, жизнь человека осуществляется по законам природы. Гармония здесь скорее выступает не как взаимодействие природы и человека, а как соотнесение части и целого.- Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/201581/new_antropotsentrizm-epohi-vozrojdeniya-antropotsentrizm---eto
|
|