Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предвозрождение на Руси (конец XIV – XV веков)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в течение семестра 3

Содержание курса. 4

Задания к семинарским занятиям.. 13

Примерные варианты контрольных работ. 38

Методические рекомендации для выполнения творческого задания 42

Список литературы.. 45

Список вопросов к зачету. 50


Введение

Методические указания предназначены для студентов 1 курса очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплину «История отечественной литературы X – XVIII веков».

Цель данного курса – сформировать представление о литературном процессе указанных веков как о непрерывно развивающейся системе. Курс включает в себя древнейший этап истории русской литературы, поэтому в нем рассказывается об условиях возникновения художественной словесности на Руси и дальнейшем ее развитии вплоть до XIX века.

При изучении дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:

- проследить складывание и эволюцию жанровых систем литературы указанного периода, развитие литературных направлений и течений;

- ознакомиться с творчеством писателей X – XVIII веков и художественными особенностями их произведений;

- научиться анализировать литературные тексты, излагать и убедительно доказывать свое понимание художественной литературы;

- увидеть связь литературы с фольклором, другими видами искусства, с культурой и жизнью народа в целом;

- уметь писать рецензии, эссе, стилизации и др. типы текстов, применять полученные знания в своей журналистской практике.

Методические указания содержат материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов в течение семестра и практические упражнения для аудиторных занятий.




Методические рекомендации для самостоятельной работы

студентов в течение семестра

 

На первой лекции студентам выдается список художественных текстов, которые необходимо прочитать за семестр. Учащиеся могут вести читательский дневник, куда вносятся сведения о произведениях: содержание, ФИО автора, время создания, список персонажей, цитаты и т.п. Но нельзя включать в него элементы анализа текстов (т.е. фраз типа «Основная идея произведения – …», следует избегать). Все должно быть написано от руки. Правильно оформленным дневником читателя можно пользоваться на зачете.

При подготовке к семинарам нужно проработать большую часть заданий. К каждому семинару прилагается список литературы. В основную часть входят учебники, которые выдаются библиотекой в начале семестра, и классические труды, выложенные в Интернете. Студенту необходимо изучить всю литературу из основной части и желательно ознакомиться с несколькими источниками из дополнительной. Учебники из списка можно найти в библиотеке филиала КФУ или в интернете по указанным электронным ссылкам. Все художественные произведения, разбираемые на семинаре, должны быть прочитаны каждым учащимся.

В течение семестра проводятся две контрольные работы – по древнерусской литературе и литературе XVIII века. Примерные их варианты содержатся в пособии. Для получения дополнительных баллов можно выполнить творческое задание (один или оба варианта одновременно); принципы его написания и примеры также находятся в пособии. Кроме того, рекомендуется обратить внимание на раздел «Интернет-ресурсы», включенный в «Список литературы». При подготовке к зачету может помочь раздел «Содержание курса» (особенно студентам-заочникам).

Зачет сдается по билетам, в каждом по два вопроса. Как правило, один из них посвящен анализу конкретного произведения, другой носит обобщенный характер. Могут быть заданы и дополнительные вопросы. Обязательный элемент зачета – проверка освоения списка художественных текстов (студенту нужно будет пересказать сюжет названного преподавателем произведения или отгадать текст по отрывку).


Содержание курса

 

Общая характеристика литературы X – XVII веков

Рукописный характер памятников древнерусской литературы, правила оформления текста. Анонимность произведений, ее причины. Особенности распространения художественных текстов. «Литературный этикет». Языковая специфика произведений. Обрядность, церемониальность литературы Древней Руси. Система жанров, ее отличие от современной. «Средневековый историзм». Отношение древнерусских книжников к вымыслу. Вера читателей в описываемые события. Средневековый провиденциализм. Патриотизм и публицистичность произведений. Представление о высокой ответственности писателя. Связь литературы Древней Руси с другими видами искусства. Хронологические рамки и периодизация древнерусской литературы.

 

Литература Киевской Руси (XI – первой четверти XIII веков)

Возникновение древнерусской литературы. «Трансплантация» литературы Византии и Болгарии на русскую почву. Переводная литература и ее роль в становлении древнерусской. Принципы перевода разных типов текстов. Формирование жанровой системы. Основные жанры литературы Киевской Руси. Библейская литература. Главные темы произведений данного периода.

Жанр летописи. История и причины его возникновения. Структура и содержание «Повести временных лет». Вопрос об авторстве. Специфика летописного жанра. Языковые и стилистические особенности «Повести временных лет», ее связь с фольклором. Стиль «монументального историзма» и его отражение в произведениях периода Киевской Руси.

Агиографические произведения, их функции. Житийный канон. Классификация житий. Монашеское «Житие Феодосия Печерского». Сведения об авторе и главном герое, структура произведения. Своеобразие княжеского жития на примере «Сказания о Борисе Глебе». Историческая основа произведения, его идейное содержание. Образы Бориса, Глеба и Святополка. Отступления от житийного канона, причины этого несоответствия.

Жанр хождения. «Хождение игумена Даниила» как древнейший жанровый образец древнерусской литературы. Известные исторические факты, отраженные в тексте. Маршрут Даниила, интересующие его достопримечательности. Связь «Хождения …» с другими произведениями этого периода.

Ораторское красноречие в литературе Киевской Руси, его основные жанры. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона: содержание и структура. Образы Владимира и Ярослава. Используемые тропы и стилистические фигуры. Основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха. Перекличка «Поучения» с биографией автора. Связь произведения с «Письмом к Олегу Святославичу».

Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве». История открытия произведения и спор о его подлинности. Вопрос об авторе. Историческая основа «Слова …», причины искажения некоторых фактов. Идейное содержание памятника. Композиция «Слова …», его жанровая специфика. Фольклорные образы и приемы. Характеристика языка произведения. Черты стиля «монументального историзма».

 

Литература периода монголо-татарского вторжения (второй четверти XIII – третьей четверти XIV веков)

Исторические события данного периода. Влияние монголо-татарского нашествия на культуру и литературу. Основные темы и жанры памятников второй четверти XIII – третьей четверти XIV веков. Летописание времени монголо-татарского вторжения, его связь с «Повестью временных лет».

Утверждение необходимости сильной княжеской власти. Представление об идеальном князе. Жанрово-стилевые особенности «Моления» Даниила Заточника. Вопрос об авторстве, времени создания текста. Афористический характер памятника. Отражение скоморошеских традиций. Образы князя и повествователя.

«Житие Александра Невского»: сведения о главном герое и его изображение в произведении. Черты жития и воинской повести. Причины противоречия житийному канону. Художественно-стилевые особенности «Слова о погибели русской земли». Описание Родины, восприятие прошлого и настоящего. Связь памятника со «Словом о полку Игореве». Основание для соединения «Слова о погибели русской земли» с «Житием Александра Невского» древнерусскими книжниками.

Трагическое и героическое в повестях о монголо-татарском нашествии. «Повесть о разорении Рязани Батыем»: время создания, влияние фольклора. Переосмысление исторических фактов. Композиция произведения.

Утопические и эсхатологические мотивы в повестях XIV века. Поиски земного рая и ада. Образ идеальной страны в «Сказании об индийском царстве».

 

Предвозрождение на Руси (конец XIV – XV веков)

Завершение борьбы с монголо-татарами и подъем национального самосознания. Расцвет культуры, возрождение национальных традиций. «Второе южнославянское влияние». Предвозрожденческие тенденции в литературе конца XIV – XV веков. Интерес к психологии человека.

Цикл повестей о Куликовской битве. Историческая основа и литературный ориентир «Задонщины». Черты сходства и различия со «Словом о полку Игореве», причины обращения к памятнику XII века. Жанровое своеобразие произведения. Пространственно-временная организация «Задонщины», фольклорные образы.

Агиографическая литература Предвозрождения. Стиль «плетения словес». Изменение житийного канона. Творчество Епифания Премудрого. Изобразительно-выразительные языковые средства в «Житии Стефана Пермского». Изображение святого и отрицательного персонажа. Композиционная структура произведения. Новый подход к оцениванию жизни святого и совершаемых им чудес. Традиционное и новаторское в «Житии Сергия Радонежского». Возникновение легендарных сказаний, их жанровая специфика. Вымысел и «документальность» цикла сказаний об Иоанне Новгородском.

Распространение светских повестей. Переводная беллетристика XV века. История создания «Повести о Дракуле», жанровые и композиционные особенности текста. Образ главного героя. Функционирование «Повести о Дракуле» в литературе XVI – XVII веков.

Появление хождений нового типа. Автобиографичность «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Связь с жанровыми образцами прошлых столетий. Цели путешествия купца. Образ Индии, его сопоставление с предшествующей литературной традицией. Тема Родины в произведении, лиричность памятника.

Литература централизованного русского государства

(XVI века)

Историко-культурная характеристика периода. Еретические движения конца XV – XVI веков, их отражение в литературе. Централизация литературы и культуры. Формирование официальной идеологии. Идеи «Послания о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы и «Послания на звездочетцев» старца Филофея. Теория «Москва – третий Рим». Содержание памятников обобщающего характера: «Домостроя», «Стоглава» и «Великих Миней Четиих». Основные литературные жанры данного периода. Стиль «второго монументализма». Создание единого общерусского летописного свода.

Развитие публицистики в конце XV – XVI веках. Полемика «нестяжателей» с «иосифлянами». Литературная деятельность Максима Грека, Ивана Пересветова, Иосифа Волоцкого и др. Послания Ивана IV Грозного. Открытый характер его переписки с Андреем Курбским. Споры о политике и литературе. Стилистические особенности произведений Ивана Грозного.

Жанр жития в литературе централизованного русского государства. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма: жанровое своеобразие и историческая основа. Связь произведения с фольклором и бродячими сюжетами мировой литературы. Образ Февронии, перекличка с персонажами древнерусской литературы.

Литература переходного периода (XVII века)

Историческая ситуация в России в XVII веке. Влияние событий Смутного времени на литературный процесс. Церковная реформа патриарха Никона и движение старообрядцев. Расширение круга писателей и читателей. Культурные взаимодействия со славянскими странами. Отход от принципов древнерусской литературы. Несоблюдение «литературного этикета», «средневекового историзма», создание произведений на вымышленные сюжеты. Новый подход к оцениванию человека. Появление первого литературного направления – барокко. Возникновение силлабической поэзии и театра.

Распространение оригинальной и переводной беллетристики. Авантюрный характер произведений. Особенности жанра новеллы, его соотнесение с традициями литературы Древней Руси. Эволюция бытовой повести XVII века. «Повесть о Горе-Злосчастии»: время создания, связь с фольклором. Идейное содержание и композиция повести, функция апокрифической части. Образ Молодца и авторское отношение к персонажу. Жанровое своеобразие «Повести о Савве Грудцыне», нарушение читательского ожидания. Динамическое развитие сюжета. Феномен двойничества в произведении. Образы героев и жанровая специфика «Повести о Фроле Скобееве». Определение времени создания, признаки новой эпохи. Характеристика языковых особенностей памятника. Индивидуализация речи персонажей. Авторская оценка поступков героев.

Появление демократической сатиры. Отношение православной церкви к смеху. Элементы смеховой литературы в произведениях предшествующих столетий. Связь произведений с фольклором. Объекты сатиры. Жанровое своеобразие памятников и художественные приемы, их соотношение с официальной литературой. Художественный мир демократической сатиры. Отражение в ней исторической обстановки XVII века.

Трансформация агиографической литературы. Возникновение биографии и автобиографии. Деятельность протопопа Аввакума, идеи старообрядчества в его произведениях. Традиционное и новаторское в «Житии протопопа Аввакума». Образ главного героя. Демократический характер жития, его языковое своеобразие.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.