Семинар № 1. «Ораторское красноречие в древнерусской Литературе»
Художественные тексты: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово на погребение Петра Великого» Ф. Прокоповича.
1. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона: композиция, изобразительно-выразительные языковые средства. Основная идея произведения и ее отражение в литературе Киевской Руси.
2. «Поучение» Владимира Мономаха: языковое своеобразие, идейное содержание, предлагаемый образ князя. Связь произведения с «Письмом к Олегу Святославичу».
3. Развитие ораторского красноречия в древнерусской литературе. Сохранение его традиций в проповедях Ф. Прокоповича (на примере «Слова на погребение Петра Великого»).
*Определите, какие тропы и стилистические фигуры использовались при создании указанных отрывков из «Слова о Законе и Благодати»:
«Но о Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине, явленной через Христа, повесть сия; и (о том), чего достиг Закон, а чего – Благодать. Прежде Закон, потом Благодать; прежде тень, потом Истина. Образ же Закона и Благодати – Агарь и Сарра, раба Агарь и свободная Сарра. Раба прежде, потом свободная.<...>
Ибо как человек утробу материнскую тяготил – и как Бог изшел, девства не повредив.
Как человек материнское млеко принял – и как Бог повелел ангелам с пастухами петь: Слава в вышних Богу!.
Как человек повит был пеленами – и как Бог волхвов звездою вел.
Как человек возлежал в яслях – и как Бог от волхвов дары и поклонение принял.
<...>Как человек распят был – и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай.
Как человек, уксуса вкусив, испустил дух – и как Бог солнце помрачил и землю потряс.
Как человек во гроб положен был – и как Бог ад разрушил и души освободил.
Как человека запечатали (Его) во гробе – и как Бог исшел, печати целыми сохранив.
Как человека тщились иудеи утаить Воскресение (Его), подкупая стражей, – но как Бог узнан и призван во всех концах земли.
<..> Как же восхвалим тебя, о пречестный и славный среди земных владык, премужественный Василий! Как подивимся величию, крепости и силе (твоей), какую благодарность воздадим тебе за то, что чрез тебя познали Господа и ложь идольскую избыли, что твоим повелением по всей земле твоей славится Христос! Как назовем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Как уверовал? Как возгорелся любовию Христовой? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов – чтобы Невидимого возлюбить и к небесному устремиться?!»
*Сформулируйте основную идею приведенного ниже текста. Соотнесите ее с системой морально-этических представлений, выраженной в «Поучении», а также со средневековым мировоззрением в целом:
«Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию».
*Найдите в данном тексте изобразительно-выразительные средства языка, определите их функцию:
«Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сын отечествия своего отец, которому по его достоинству добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися, – противно и желанию и чаянию скончал жизнь и – о лютой нам язвы! – тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! <…>
Кого бо мы, и какового, и коликого лишилися? Се оный твой, Россие, Сампсон, каковый да бы в тебе могл явитися никто в мире не надеялся, а о явльшемся весь мир удивился. Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантову; застал воинство в дому вредное, в поле не крепкое, от супостат ругаемое, и ввел отечеству полезное, врагом страшное, всюду громкое и славное. <…>
Се твой первый, о Россие, Иафет, неслыханное в тебе от века дело совершивший, строение и плавание карабельное, новый в свете флот, но и старым не уступающий, как над чаяние, так вышше удивления всея селенныя, и отверзе тебе путь во вся концы земли и простре силу и славу твою до последних окиана, до предел пользы твоея, до предел, правдою полагаемых, власть же твоея державы, прежде и на земли зыблющуюся. ныне и на мори крепкую и постоянную сотворил.
Се Моисей твой, о Россие! Не суть ли законы его, яко крепкая забрала правды и яко нерешимыя оковы злодеяния! Не суть ли уставы его ясныя, свет стезям твоим высокоправительствующий сигклит и под ним главныя и частныя правительства, от него учрежденныя! Не светила ли суть тебе к поисканию пользы и ко отражению вреда, к безопасию миролюбных и ко обличению свирепых! Воистинну оставил нам сумнение о себе, в чем он лучший и паче достохвальный, или яко от добрых и простосердечных любим и лобызаемь, или яко от нераскаянных лестцов и злодеев ненавидимь был».
Литература:
а) основная:
1. История русской литературы: в 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев и др. – Т. 1. – Л.: Наука, 1980. – URL: http://feb-web.ru/feb/irl/default.asp?/feb/irl/rl0/rl1/rl1.html.
2. Кусков В. В. История древнерусской литературы / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М.: Высшая школа, 2002. – 336 с.
3. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века / О. Б. Лебедева. – Москва: Академия, 2000. – 416 с.
б) дополнительная:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы / Н. К. Гудзий; Вступ. ст. и коммент. А. М. Ранчина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 592 с.
2. Древнерусская литература XI-XVII вв. / под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
3. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С. 3-342. – URL: http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/great0.html.
Семинар № 2.«Идейно-художественное своеобразие “Слова о полку Игореве”»
Художественные тексты: «Слово о полку Игореве».
1. История открытия «Слова о полку Игореве» и спор о подлинности произведения.
2. Историческая основа «Слова…». Значение произошедшей битвы, ее описание в разных летописных повестях.
3. Идея «Слова…» и ее отражение в жанровой специфике и композиции произведения. Черты стиля «монументального историзма».
4. Языковое своеобразие «Слова…», его связь с фольклором. Отражение христианства и язычества.
5. Влияние произведения на древнерусскую литературу. «Слово о полку Игореве» в литературе и культуре последующих веков.
*Расскажите о слиянии картин природы и боя в «Слове…», используя приведенный отрывок:
«А вот уже ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги вещают: «Половцы идут!» – от Дона, и от моря, и со всех сторон обступили они русские полки».
*Определите символику образа сокола в древнерусской культуре. Сопоставьте его значения, проявившиеся в следующих случаях:
1. «А ты, храбрый Роман, и Мстислав! Храбрые замыслы влекут ваш ум на подвиг. Высоко летишь ты на подвиг в отваге, точно сокол, на ветрах паря, стремясь птицу в дерзости одолеть».
2. «Говорит Гзак Кончаку: «Если сокол к гнезду летит – расстреляем соколенка своими злачеными стрелами». Говорит Кончак Гзе: «Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколенка красной девицей». И сказал Гзак Кончаку: «Если опутаем его красной девицей, не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы и станут нас птицы бить в поле Половецком».
*Выясните, соответствовали ли родственные отношения, указанные в «Слове …», исторической действительности (если нет – объясните причину такой замены):
«Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!»
Литература:
а) основная:
1. История русской литературы: в 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев и др. – Т. 1. – Л.: Наука, 1980. – URL: http://feb-web.ru/feb/irl/default.asp?/feb/irl/rl0/rl1/rl1.html.
2. Кусков В. В. История древнерусской литературы / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М.: Высшая школа, 2002. – 336 с.
б) дополнительная:
1. Гаспаров Б. М. Поэтика «Слова о полку Игореве» / Б. М. Гаспаров. – М.: Аграф, 2000. – 608 с.
2. Демин А. С. О художественности древнерусской литературы / А. С. Демин; отв. ред. В. П. Гребенюк. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 848 с.
3. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С. 3-342. – URL: http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/great0.html.
4. Пиккио Р. Древнерусская литература / Р. Пиккио. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 352 с.
5. Слово о полку ИгоревЪ, Игоря, Сына Святъславля, внука Ольгова / вступ. статья, подг. текста, пер. с древнерусского, коммент. и приложение А. А. Горского. – М.: РОССПЭН, 2002. – 192 с.
|