Сократ, Платон, Аристотель – «высокая классика» в античной философской культуре. Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима. В развитии античной философии можно выделить три основных этапа: досократовский, классический и элленистический. Классический этап (половина V в.– конец IV в. до н. э.), связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) ввёл диалог как основной метод поиска истины. Свой метод преодоления нерефлексивных мнений, метод порождения всё более обоснованных мнений называл словами майевтика и диалектика. Поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутреннее противоречие его души. Цель – восстановить авторитет знаний. Политические воззрения – власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и обладающим искусством гос. управления. Разум не врожденное, нужно воспитывать эту способность. “Я знаю то, что ничего не знаю.” Платон (428 – 347 г до н.э.) – ученик Сократа. Наст. имя – Аристокол Широкоплечий. Создал философию объективного идеализма. Идея не есть понятие человеческого ума, она есть истина, сущий род бытия, объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна. Идея – источник бытия вещей, идеальный образец, цель, к кот. устремлены все чувственные вещи. Наивысшая идея – идея блага. Аристотель(384-322 г до н.э.) - великий древнегреческий учёный, ученик Платона, учитель Македонского. Основатель формальной логики, разработал философские учения о причинах и началах бытия и знания – метофизика. Материя – всеобщая причина, т.к. без неё нет бытия, она пассивна, бесформенна. Не согласен с концепцией Платона. Считал, что не сущ. чистых идей, не связанных с окружающей действительностью, сущ. только единичные и конкретно определённые вещи – индивидуумы, т.е. сущ. конкретное в конкретном месте. Высшая форма всего сущего – бог, имеющий бытие вне мира. Носитель сознания – душа(3 уровня: растительная, животная, разумная). Человек – один из видов высокоорганизованных животных, отличающийся от животных наличием мышления и разума. 14. Соотношение веры и разума – основная проблема философии в эпоху Средневековья. Патристика и схоластика.
Философия Средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. философия подчинена (прислуживает) религии. Библия – первоисточник всех истин. Ее истолкование – основная задача философов.
Принципы: монотеизм (единобожие), теоцентризм (Бог во всем и суть всего), креационизм (все сотворено Богом), символизм (тленное лишь символ нетленного), провиденциализм (происходящее – реализация Божьего промысла), эсхатологизм (грядет конец света и Страшный суд).
Этапы:
- апологетика (II-III вв. н.э.) – доказывание того, что вера шире и могущественнее разума («верую – ибо абсурдно»);
- патристика (IV-VIII вв. н.э.) – разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»);
- схоластика (IX-XIV вв. н.э.) – религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов с самостоятельными философскими факультетами. Главная проблема схоластики универсалии: средневековые мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, – «номиналисты».
Основные философские идеи в культуре Возрождения (Франческо Петрарка, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский).
Время Ренессанса – якобы XIV-XVI вв. Этапы:
- гуманистический (XIV в. – первая половина XV в.): гуманизм и индивидуализм, антропоцентризм, культ природы и чувственности;
- неоплатонизм (вторая половина XV в.): человек – микрокосм;
- натурфилософский (конец XV – XVI вв.): пантеизм (растворение Бога в природе).
Гуманизмкак философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. Франческо Петрарка(1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Неоплатонизм— идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же);
• "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
• реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;
• Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
• Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире);
• бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);
• бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
• невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского).
Джованни Пико делла Мирандола(1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:
• возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);
• признать за человеком полную свободу выбора;
• объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
|