Обратная связь
|
Понятие сознание. Основные подходы к проблеме сознания и философской традиции. Сознание –это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Ядро сознания:
– ощущения;
– восприятия;
– представления;
– понятия;
– мышление.
Компоненты структуры сознания – чувства и эмоции.
Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.
Субстанциализм (Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Р. Декарт, Г. Гегель и др.) представляет собой исторически первую попытку осмысления сознания, в основе которой лежит стремление отыскать некие единые, сверхчувственные принципы и начала бытия. Функциональный подход – одна из основных традиций исследования сознания в классической философии, согласно которой сознание является производным от работы материальных систем, прежде всего, человеческого мозга. В отечественной традиции принято считать, что решающую роль для появления неклассической философии сознания сыграло становление диалектико-материалистического подхода в рамках марксизма. Творчески переосмыслив наследие немецкой классической философии в материалистическом ключе, Маркс отказывается от традиционного способа рассмотрения сознания как субстанциальной реальности, развивающейся по имманентным законам. Экзистенциально-феноменологический подход (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти) – один из наиболее важных и интересных в рамках неклассической традиции. Экзистенциально-феноменологическое направление восходит к учению Э. Гуссерля, в соответствии с которым, основной задачей подлинной науки о сознании должно стать беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Феноменология («учение о феноменах») Гуссерля настаивает на самоценности и самодостаточности этого опыта в качестве предмета исследования и отказывается сводить сознание к физиологическим, психическим и др. процессам.
Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения.
Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.
Природное основание сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).
Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.
Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.
Онтогенез (личное развитие) сознания – повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация - реальное комбинирование элементов сознания и языка). Отражениехарактеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Прежде всего, важно отметить, что это свойство материи проявляется в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений.Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре называется отражением. Это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат взаимодействия. Можно предложить несколько определений понятия «отражение», но суть их одна: отражение - это способность материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе».
Сущность, структура и функции сознания.
Сознание — это внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Оно помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни. К функциям сознания относятся: 1) познание (обобщенное отражение мира); 2) построение отношений к миру, людям; 3) переживание; 4) регулирование поведения, деятельности. Формирование самосознания является венцом развития сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом отношения к себе для человека являются другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе. Сознательное поведение человека в большей мере зависит не от того, каков он на самом деле, а от результатов представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Сознание как внутренний мир человека имеет сложную структуру, которую традиционно исследовали философия и психология. В XX в. структуру сознания изучали такие философские школы, как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм, герменевтика, когнитивная психология и др.. Учитывая результаты последних достижений, следует заметить, что сложность фиксации структурных единиц сознания заключается в необходимости разграничить ее функциональные и результативные свойства, которые в настоящем процессе сознательной жизни человека находятся в неразрывном единстве.
Мышление и язык.
Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека.Язык и мышление образуютединство, которое включает два основных аспекта:
а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;
б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.
Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.
Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.
|
|