Понятие о социальной организации Предмет организационной психологии
Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.
Объект - организация как дифференцированное и взаимоподчиненное объединение индивидов и групп, совместно реализующих некоторую программу (цель) и действующих на основе определенных принципов, процедур, правил.
Предмет- разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие. К ним, прежде всего, относятся трудовая деятельность, личностно-ценностная сфера работников и их профессионально-важные качества, групповые процессы, мотивация, лидерство, организационная культура, разнообразные организационные переменные.
Задачи:
1. Изучение возможностей и разработка технологий адекватного применения психологических знаний для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором».
2. Повышение эффективности организационной деятельности за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью, поведением и отношениями.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предметом о/п является поведение человека в труде, рабочем процессе, а также поведение самой организации, как технологической системы, по отношению к своим работникам и своему окружению.
Объектом изучения о/п является человеческие ресурсы организации, т. е. руководители, специалисты, сотрудники вспомогательных служб.
Цели о/п:
1) установить поведение людей в различных условиях.
2) объяснение поступков людей определенным образом в определенной ситуации.
3) найти способы и примы, позволяющие прогнозировать возможное поведение людей.
4) разработка различных форм управления поведением людьми так, чтобы оно было эффективным для организации и их самих.
Методы организационной психологии
Методы:
- аналитические: оценка состояния объекта
- проектировочные: построение программы преобразования объекта из исходного в идеальное состояние;
- технологические: обеспечивающие реализацию психологических проектов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1) методы наблюдения;
2) методы опроса;
3) экспериментальные методы;
4) специальные методы, обусловленные конкретными условиями организационной деятельности.
1. Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию организационных явлений и процессов.
Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.
2. Анализ документов.Под документами в организационном поведении и психологии понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах.
По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на текстовые (компьютерные, печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео- и фотодокументы и т. д.) и фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски).
3. Опрос. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, аттитюдах, мнениях и оценках членов организации, мотивах их поведения, организационном климате и т. д.
Различают три разновидности опроса: 1) анкетирование — письменный заочный опрос; 2) интервью — устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос.
4. Эксперимент— метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности,
Естественный (полевой) эксперимент проводится в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные выводы полностью адекватны для решения практических задач.
Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях и строится по принципу моделирования организационно-психологических процессов и явлений
Организационные методы в психологии рассчитаны на изучение эффективности с целью ее повышения. Существует три категории:
1. Метод "поперечного среза" или сравнительный. В данном случае различные группы людей сопоставляются по возрасту, деятельности, образованию и т.д. В качестве примера можно привести две группы людей одного пола и возраста – но одна группа это рабочие, другая – студенты. Их исследуют одинаковыми методами, а полученные данные сопоставляют между собой.
2. Метод "продольного среза" или лонгитюдный метод. В данном случае одни и те же лица обследуются многократно в течение большого временного отрезка, чтобы выявить перемены и динамику в целом.
3. Комплексный метод.В данном случае любые группы исследует большое количество представителей разных наук, что позволяет выявить множество оттенков отличий между испытуемыми.
Организационная психология во многом опирается на результаты исследований и экспериментов. Это позволяет выбирать максимально выигрышные комбинации факторов.
Понятие о социальной организации
А.И. Пригожин: организация как:
- искусственное объединение институционального характера, ориентированное на реализацию определенной социальной функции;
- деятельность по организации
- характеристика степени упорядоченности объекта.
СО– 1) сознательно формализованная структура ролей; 2) совокупности поведенческих событий, построенных по образцу. Основная составляющая – ролевая система; 3) социальная система, ориентированная на достижение определенных социальных целей, имеющая определенную структуру и включающая в себя людей, обеспечивающих функционирование этой структуры.
Организация – это институт, объединяющий людей для достижения определенных целей. Признаки организаций:
1) наличие целей существования и развития, внутренней структуры, особой культуры;
2) постоянное взаимодействие с внешней средой;
3) использование человеческих, натуральных и материальных ресурсов.
Сущность понятия организации отражают следующие признаки:
● организация – это объединение людей, выполняющих специфические функции и роли в ней;
● организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов;
● совместная деятельность для достижения общей цели осуществляется в различных формах взаимодействия (совместное выполнение работ, их координация, обмен информацией и т.д.). Формы зависят от ее целей, видов деятельности, разделения труда и других факторов. Взаимодействие способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств, входящих в него частей (синергетический эффект);
● организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других организаций. Эти границы определяются видом деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т.д. Границы организации закрепляются в документах (устав, учредительный договор, положение).
Комбинация вышеприведенных признаков уникальна для каждой организации и определяет ее специфику.
Объектом исследований в организационной психологии являются и сама организация в целом, и организационные процессы, и организационные отношения и мн. др. Системообразующим понятием в данном контексте выступает организация как целостное явление.
|