В чем заключалась сущность теоретического спора между реалистами и номиналистами в средневековой схоластике? а) Спор шел о происхождении и содержании универсалий (общих идей и понятий).
б) Спор шел о совпадении или несовпадении слов человеческого языка (номинов) с реальной действительностью.
в) Это был спор о том, что в нашем языке означают имена предметов (номины) – отдельные вещи и явления или же классы (виды, роды и т.д.).
6. Направление в католической философии, основанное Ф. Аквинским…….
а) томизм;б) номинализм; в) реализм;г) экзегетика; д) рационализм.
7. Одно из направлений средневековой философской мысли получило название от эпистолярного жанра (писем)…а) патристика; б) схоластика; в) апологетика.
8. Христианская философия неразрывно связана с __________________, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога.
а) интуитивизмом; б) провиденциализмом; в) гуманизмом.
9. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к……
а) науке; б) богословию; в) этике.
10. Направление в Средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют объективно, т.е. независимо от сознания людей – __________________________________
а) реализм; б) номинализм; в) томизм.
11. Важнейшей для средневековой философии была тема……
а) Бога и человека;б) веры и знания;
в) человека и природы; г) проблема истины и заблуждения.
12. Спор средневековых мыслителей о природе универсалий разделил их на……
а) монистов и дуалистов; б) эмпириков и рационалистов;
в) реалистов и номиналистов; г) диалектиков и метафизиков;
д) идеалистов и материалистов.
13. Ф. Аквинский, решая вопрос об отношении веры и разума, исходил из того, что:
а) религия и философия одним и тем же способом приходят к истине.
б) религия возвышается над философией.
в) философия не может быть совершенно автономной по отношению к религии.
г) философия возвышается над религией.
14. Исторический период в развитии философии, когда вмешательство человека в природу с целью ее познания рассматривалось как дело греховное…..
а) античность; б) средневековье; в) возрождение.
15. Теология Ф. Аквинского была целиком подчинена философии мыслителя античности, как…а) Аристотель;б) Платон; в) Сократ.
16. Согласно Аквинскому, сущность и существование соединены в ……
а) Боге;б) Природе; в) Человеке;г) Абсолютном духе.
17. Религиозное учение о создании мира и всех вещей в нем единым и всемогущим творцом – Богом……
а) провиденциализм; б) монотеизм; в) креационизм; г) догматизм; д) политеизм.
18. Течение в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями единичных вещей…
а) реализм; б) номинализм; в) монотеизм; г) политеизм.
19. Представители схоластики:
а) Тертуллиан;б) Ф. Аквинский;
в) П. Абеляр;г) А. Кентерберийский;
д) А. Августин
20. Схоластика возникла с целью….
а) утвердить преимущество веры над знаниями;
б) разработать символы веры;
в) упорядочить и сделать доступной христианскую догматику;
г) распространить научные знания среди верующих;
д) исправить труды «Отцов церкви».
21. Термин, означающий в Средневековой философии общие понятия, идеи — ________
22. Представители номинализма в Средневековой схоластике:
а) Д. Скотт; б) А. Кентерберийский;
в) Ф. Аквинский; г) А. Августин;
д) У. Оккам.
23. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице»…..
а) А. Августин; б) Тертуллиан; в) Цицерон; г) Ф. Аквинский; д) П. Абеляр.
24. В качестве философского фундамента христианской теологии Аврелий Августин избрал учение……
а) Аристотеля; б) Эпикура; в) Платона и неоплатоников; г) Сократа; д) Стоиков.
25. Пять доказательств бытия Божия разработал…..
а) Иоанн Скот Эриугена; б) Пьер Абеляр;
в) Фома Аквинский; г) Августин Блаженный;
д) Василий Великий.
26. Основные проблемы, разрабатываемые «Отцами церкви»:
а) проблема природы человека; б) проблема времени и истории;
в) проблема бытия Бога; г) проблема природы добра и зла;
д) проблема природного начала мира.
27. На построение основных концепций и категориального аппарата философии «Отцов церкви» определенное влияние оказали учения…..
а) Аристотеля и стоиков; б) Платона и неоплатоников;
в) Сократа и софистов; г) Парменида и пифагорейцев;
д) Демокрита и эпикурейцев.
28. Средневековый автор изречения «Верить, чтобы понимать»…..
а) Ф. Аквинский; б) Иоанн Росцеллин;
в) А. Блаженный; г) Пьер Абеляр;
д) Альберт Великий.
29. Представители патристики:
а) А. Кентерберийский; б) Василий Великий;
в) Уильям Оккам; г) Ф. Аквинский;
д) А. Блаженный.
30. Автор автобиографического произведения «История моих бедствий»…..
а) Эриугена; б) Абеляр; в) Аквинский; г) Августин; д) Тертуллиан.
31. Представителями реализма как течения в средневековой философии:
а) А. Блаженный; б) Тертуллиан;
в) Ф. Аквинский; г) Уильям Оккам;
д) А. Кентерберийский.
32. Автор изречения «Понимать, чтобы верить»….
а) Пьер Абеляр; б) Тертуллиан;
в) А. Блаженный; г) Альберт Великий;
д) Ф. Аквинский.
33. Автором афоризма «Верую, ибо абсурдно» был…..
а) Ориген; б) Эриугена; в) Тертуллиан; г) Фома Аквинский; д) Августин Блаженный.
34. «Ангельским доктором» назвали после смерти средневекового философа…..
а) Августина Блаженного; б) Ф. Аквинского;
в) П. Абеляра; г) Василия Великого;
д) У. Оккама.
35. Характерные черты философии Возрождения:
а) антисхоластичность; б) гуманизм;
в) антропоцентризм; г) религиозность;
д) пантеизм.
36. Термин Возрождение означает восстановление интереса к …..
а) христианству; б) античности;
в) язычеству; г) средневековью;
д) первобытности.
37. В основе натурфилософии эпохи Возрождения лежит ……
а) деизм; б) пантеизм; в) гуманизм; г) эстетизм; д) креационизм.
38. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения …….
а) персонализм; б) космизм; в) утилитаризм; г) гуманизм; д) фундаментализм.
39. Философское учение, в котором Бог понимается как сверхъестественная, но существующая во всех природных объектах, духовная сила …..
а) гилозоизм; б) пантеизм; в) деизм; г) креационизм; д) монизм.
40. Центральным пунктом философии ________________________________ является учение о совпадении противоположностей абсолютного максимума и абсолютного минимума.
а) Н. Кузанского; б) Т. Компанеллы; в) Дж. Бруно; г) Г. Галиллея; д) М. Монтеня.
41. Идейное течение и мировоззренческий принцип появившееся в эпоху Возрождения, рассматривающее личность как высшую ценность …..
а) персонализм; б) космизм; в) утилитаризм; г) гуманизм; д) фундаментализм.
42. Философ, утверждавший: «Природа – это Бог в вещах» ….
а) Никколо Макиавелли; б) М. Монтень;
в) Жан Боден; г) Джордано Бруно;
д) Р. Декарт.
43. Никколо Макиавелли утверждал ….
а) Бытие Божие может быть доказано пятью путями;
б) В основе человеческой деятельности лежит материальный интерес;
в) Я мыслю, значит я существую;
г) Верь, чтобы разуметь;
д) Человек – величайшее чудо.
44. Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на …..
а) Бога; б) Космос; в) Язык; г) Человека.
45. Н. Макиавелли утверждал, что « _______________ оправдывает средства».
46. Дж. Бруно выдвинул гипотезу о существовании во Вселенной бесконечного множества ___________________
47. Известный социальный философ эпохи Возрождения, автор знаменитого трактата «Государь»……а) Н. Кузанский; б) Н. Макиавелли; в) М. Монтень.
48. Пантеистических взглядов придерживались:
а) Н. Кузанский; б) М. Монтень; в) Дж. Бруно;г) Т. Мор; д) Т. Кампанелла.
49. Движения, начавшееся в эпоху Возрождения внутри католической церкви, подвергшее критике ортодоксальные основы католицизма – _____________________________
50. Гуманистический идеал человеческого общества описал в своей книге «Город Солнца» ……
а) Н. Макиавелли; б) М. Монтень; в) Т. Кампанелла;г) Н. Кузанский.
51. Создатель книги «Утопия», где описывается картина идеального общества, существующего без частной собственности …..
а) Т. Кампанелла; б) Т. Мор; в) Платон; г) Н. Макиавелли; д) М. Монтень.
52. Гелиоцентрическую систему строения Вселенной впервые обосновал….
а) Н. Коперник; б) Дж. Бруно; в) Н. Кузанский; г) М. Монтень.
|