Тест № 8. Философия сознания и познания 1. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием ….
а) психика; б) сознание; в) ощущение.
2. По мнению философов-материалистов, сознание существовало ….
а) всегда; б) не всегда; в) не существует.
3. Способность одних материальных систем воспроизводить в себе в тех или иных формах характеристики других материальных систем, взаимодействующих с ними есть …. а) гилозоизм; б) ощущение; в) отражение.
4. Тезис «сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идей» выражает позицию …..а) И. Канта; б) Г. Гегеля; в) Л. Фейербаха.
5. С позиции ______________________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность ….а) идеализма; б) дуализма; в) материализма.
6. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для ________________________________ материализма …
а) диалектического; б) стихийного; в) вульгарного; г) метафизического.
7. Согласно теории отражения формами биологического отражения являются:
а)
б)
в)
8. Уподоблял сознание человека «чистой доске» …..
а) Дж. Локк; б) Т. Гоббс; в) Ф. Бэкон.
9. В структуру сознания входят:
а) ощущения; б) восприятия; в) понятия; г) мышление.
10. Рефлексия – это ___________________________________________
11. Индивидуальное сознание – это ….
а) отражение индивидуального бытия конкретной личности;
б) отражение общественного бытия.
12. Основными свойствами сознания являются:
а)
б)
в)
13. Сознание:
а) свойство высокоорганизованной материи;
б) высшая форма отражения действительности;
в) способность воспроизводить окружающий мир в идеальных образах;
г) эмоциональное состояние человека;
д) совокупность инстинктов, чувств и мыслей.
14. Современная философия рассматривает бессознательное как…
а) то, что не осознается человеком; б) то, что присуще отдельному человеку;
в) рефлекторные процессы в организме человека;
г) психические процессы, происходящие на досознательном уровне;
д) физиологические процессы, происходящие в мозге.
15. Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей — …
а) самосознание; б) представление; в) психика; г) воображение; д) сознание.
16. Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга мозг вырабатывает мысль, как печень — желчь ….
а) гилозоизм; б) субъективный идеализм;
в) пантеизм; г) вульгарный материализм;
д) диалектический материализм.
17. Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи — …
а) монизм; б) плюрализм; в) гилозоизм; г) агностицизм; д) сциентизм.
18. Формами отражения, характерными для неживой природы, являются:
а) механическое; б) физическое; в) химическое; г) биологическое; д) социальное.
19. Основными формами отражения в живой природе являются:
а) созерцательность; б) психика;
в) чувствительность; г) раздражимость;
д) изоморфизм.
20. Особенность сознания заключается в том, что оно …..
а) не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать;
б) отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи;
в) не является формой отражения;
г) существует вне и до материи;
д) формируется у человека в зрелом возрасте.
21. Формы общественного сознания:
а) мораль; б) право; в) политика; г) философия; д) корпоративность.
22. Гносеология – это раздел философии о …..
а) сущем в мире; б) сотворении мира;
в) закономерностях познания; г) развитии природы.
23. Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире — …
а) агностицизм; б) скептицизм; в) материализм; г) дуализм; д) идеализм.
24. Формами познания на его чувственной ступени являются:
а) ощущение; б) понятие; в) восприятие; г) представление; д) суждение.
25. Формами познания на его рациональной ступени являются …
а) представление; б) понятие; в) суждение; г) интуиция; д) умозаключение.
26. Познание, основанное на логических рассуждениях …
а)чувственное познание; б) рациональное познание;
в) иррациональное познание; г) научное познание;
д) религиозное познание.
27. Истина — …
а) соответствие знания действительности;
б) то, что полезно для человека;
в) результат договоренностей в ученом сообществе;
г) логичность построения теории;
д) знание, прошедшее проверку непосредственно в опыте.
28. Классическое определение истины как суждения, соответствующего действительности, впервые было дано …
а) Аристотелем; б) Г. Гегелем; в) К. Марксом.
29. Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители …
а) теории когеренции; б) гносеологического рационализма;
в) прагматизма; г)конвенциалисткой концепции;
д) теории очевидности.
30. Для более точного обозначения истинности знания диалектическая гносеология считает необходимым понятие … а) конкретность истины; б) абсолютная ценность истины;
в) достоверность знания; г) субъективность мнения;
д) объективность истины.
31. Содержание знания, которое не может быть опровергнуто в будущем — … а) абсолютная истина; б) относительная истина;
в) субъективная истина; г) объективный факт;
д) субъективный факт;
32. Знание, полностью тождественное по своему содержанию объекту познания, есть истина …. а) объективная; б) конкретная; в) абстрактная; г) всеобщая; д) абсолютная.
33. Знание, которое с течением времени может изменяться уточняться — … а) абсолютная истина; б) объективная истина;
в) относительная истина; г) субъективная истина;
д) заблуждение.
34. Практика, с диалектической точки зрения, является критерием истины ….
а) абсолютным; б) субъективным;
в) неизменным; г) относительным;
д) единственным.
35. Основные формы мышления:
а) суждение; б) объяснение; в) понятие; г) умозаключение;д) дефиниция.
36. Основатель логики как учения о формах и структурах мышления — …
а) Сократ; б) Аристотель; в) Декарт; г) Спиноза; д) Конт.
37. Функции практики в процессе познания:
а) основа познания; б) цель;
в) критерии истинности знания; г) процесс;
д) результат.
38. Носитель познавательной деятельности, направленной на определенный объект, есть ______________________познания …..
а) объект; б) субъект; в) метод; г) закон.
39. В переводе с древнегреческого, это слово означает путь, способ познания -…
а) практика;б) метод;в) результат; г) факт; д) процесс.
40. Основные правила дедуктивного метода вывел ….
а) Б. Спиноза; б) Р. Декарт; в) Г. Лейбниц.
41. Метод познания, исходным принципом которого является соотнесение истории объекта с общей закономерностью его развития — …
а) метод восхождения от абстрактного к конкретному;
б) индуктивный метод;
в) социальной адаптации;
г) метод совпадения исторического и логического;
д) аксиоматико-дедуктивный метод.
42. «Все, что есть в знании получено из чувств» - это тезис …
а) рационализма; б) сенсуализма; в) эмпиризма.
43. Способность человека к представлениям, восприятиям и ощущениям в философии называют ….а) сенситивной; б) рациональной; в) иррациональной.
44. Высшей формой познания является … а) теоретическое познание; б) эмпирическое познание; в) гипотеза.
45. Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область ______________________ знания…
а) донаучного; б) научного; в) обыденного.
46. Результативная сторона познания – это …
а) сознание; б) восприятие; в) знание.
47. Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума. Для этого необходима особая форма познания ….
а) интеллект; б) интуиция; в) интенция.
48. Мысль, отображающую общие и существенные признаки некоторого класса явлений, определяют как ….а) понятие; б) алгоритм; в) умозаключение.
49. Испытания изучаемых явление в контролируемых и управляемых условиях, есть…
а) анализ; б) эксперимент; в) наблюдение.
50. Срастание науки с техникой в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества называют …
а) научно-технической революцией;
б) научной революцией;
в) технической революцией.
51. Согласно _______________________, технические и естественно-математические науки способны лишь негативно влиять на культуру, человека, общество …..
а) антисциентизму; б) рационализму; в) сциентизму.
52. Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как …
а) восприятие; б) мышление; в) ощущение; г) интуиция.
53. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как …
а) заблуждение; б) ложь; в) объяснение.
54. Утверждение, что наука превыше всего и ее нужно всемирно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности характерно для …
а) антисциентизма; б) сциентизма; в) пантеизма; г) догматизма; д) релятивизма.
55. Учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий – это …
а) рационализм; б) скептицизм; в) эмпиризм; г) сенсуализм.
56. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому________________________ знанию …
а) научному; б) донаучному; в) паранаучному.
57. Материально преобразовательная деятельность человека обозначается понятием …
а) рационализация; б) синергия; в) практика.
58. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется ….
а) аналогией; б) анализом; в) моделированием.
59. Образы предметов, событий, процессов, их взаимодействий и связей, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки, характеризуют …
а) ощущениями; б) представлениями; в) восприятиями.
60. Формы чувственного познания:
а) интуиция; б) суждение; в) ощущение; г) представление; д) восприятие.
61. Мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений предмета ….
а) анализ; б) абстрагирование; в) аналогия; г) обобщение.
62. Путь познания от частного к общему есть …. а) индукция; б) дедукция.
63. Путь познания от общего к частному есть …. а) индукция; б) дедукция.
64. Мысленное объединение существенных признаков предметов …
а) моделирование; б) анализ; в) обобщение.
65. Метод исследования, состоящий в объединении полученных в результате анализа элементов в единое целое, называется …..
а) синтезом; б) анализом; в) обобщением.
|