Основные методы нравственного воспитания Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
1. методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
2. методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
3. методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
1. соответствие метода цели и задачам воспитания;
2. гуманный характер метода;
3. реальность метода;
4. подготовленность условий и средств для использования метода;
5. избирательность отбора метода;
6. тактичность применения метода;
7. планирование возможного результата воздействия метода;
8. терпение и терпимость педагога при использовании метода;
9. преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании .
Методы нравственного воспитания применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.[11]
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.
• Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
• Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения.
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика. [12]
В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.
Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Заключение
Формирование нравственного воспитания происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности .
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания .
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
- знание “механизмов” формирования нравственности;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г. – С. 155
2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г. – С. 104
3. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. – С. 56.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.
6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
7. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г. – С. 269
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г. - . 105-117
10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г. – С. 163
11. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - С.380
[1] Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г. – С. 155
[2] Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г. – С. 104
[3] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г. – С. 7
[4] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г. – С. 29
[5]Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987. – С. 92
[6] Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г. – С. 163
[7] Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. – С.106
[8] Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. – С. 105-106
[9] Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – С. 380
[10] Попов Л.А. Этика. - М., 1998г. – С. 269
[11] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г. – С. 83
[12] Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. – С. 117
|