Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные коммуникации. Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии.
В качестве основного критерия выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации (Source –Message – Channel – Receiver - Effect).
Критерии:
I) Соотношение типов коммуникатора и получателя в коммуникационном взаимодействии -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса)
· Индивид – элемент и первичный субъект коммуникации. Присутствует в явном или неявном виде на всех более высоких уровнях взаим-я
· Соц.группа – спец. Общность людей, отличающихся следующими характеристиками:
1) наличие общего соц.признака и интереса
2) идентичность – осознание своей принадлежности к данной группе
3) признание данной группы группой со стороны группы
· Соц.организация – это формальная группа, отличающаяся след.признаками:
1) Формальное членство
2) Наличие зафиксированных правил входа и выхода
3) Наличие статусно-ролевой структуры и иерархии
4) Наличие норм, правил и предписаний, регламентирующих в явном виде исполнение ролей и статусов
5) Наличие санкций за нарушение норм
· Масса – особый тип ассоциации индивидов, в котором преобладают явления автономности, анонимности, безответственности и индивидуализма. Масса не является соц.орг или группой, масса рассеяна социально и неоднородна географически
Толпа – особый формат существования массы, в котором индивиды объединяются обстоятельствами места, времени и предельно малой геометрической дистанции. В отличие от массы толпа способна к совместной деятельности
Методологический подход – система научн. знаний с опорой на ту или иную базовую категорию.
1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации);
2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках;
Билет
Типология соц. Коммун. По критерию соотношения источника и получателя.
16 типов:
- личность
- группа
- организация
- масса
Личность-группа: слова человека в кругу друзей
Личность-орг-я: обращение с заявлением в суд
Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека
Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе
Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат
Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа
Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту
Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов
Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями
Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа
Масса-личность: выборы
Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды
Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам
Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)
В том случае если и S и R один и тот же субъект, то имеет место т.к. внутриличностная коммуникация.
Массовая коммуникация (применяется в рамках Т.К.) – любой формат взаимодействия соц.субъектов, в котором в качестве S и(или) R выступает массовая общность
Билет
Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. Примеры.
1. По типу сообщения:
-когнитивные (знания 90%)
- эмотивные (эмоции 30%)
- конативные (поведение 10%-побуждение к действию)
- содержательные(передают инф.)
- ритуальные (фактические – поддержание комм. не передают инф. – воинское приветствие)
2. По типу канала:
А.
- массовые
- организационные
- личностные
Б.
- вербальные
- невербальные
В.
- непосредственные
- опосредованные (посредник или техника)
Г.
- внешние (сми)
- внутренние (каналы организации)
Д.
- горизонтальные(подчиненный – подчин.)
- вертикальные (начальство – подчин.)
3. По эффекту:
А.
- отрицательный
- положительный
Б.
- конструктивный (поддержание, усиление)
- деструктивные (разрушение комм.)
Дополнительные критерии:
1. По предметной направленности:
- экономич
- политич
- соц
- культурн
2. По сфере:
- бытовые
- деловые(1 или 2 участника выполн. обязанности)
3. По характеру обратной связи:
- односторонние
- двусторонние
- транзакционные (равноценные)
4. По хар-ру взаимод. между источ. и получ.:
- симметричный
- ассиметричный (взаимовыгодный обмен или нет)
Билет
Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера. Понятие и типология коммуникативных шумов.
Цель: узнать как можно улучшить точность и эффективность процесса информационного взаимодействия.
Идеальная коммуникация, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.
Коммуникатор выбирает сообщение из набора доступных ему возможных сообщений – пространства информационных выборов. Цель коммуникации – уменьшение уровня неопределенности у получателя.
Важное отличие от модели Лассвела – функциональное разделение в процессе коммуникации коммуникатора и передатчика, приемника и рецепиента.
Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.
Ш-В первым предложили классическую классификацию коммуникативных шумов.
Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения качества коммуникации и потерю информации.
Виды шумов по Ш-В:
- Механические. Мех.шум (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)
- Семантические. Сем.шумы – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах источника и получателя.
Семантический шум при кодировании менее опасен, чем шум при декодировании.
Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.
Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.
Недостатки:
1. Ограниченность качества коммуникации, так как содержание уделяли малое внимание.
2. Исключительно односторонний характер.
3. Не предусмотрена возможность обратной связи, влияния реципиента на источник.
Билет
Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина
Описывает как межличностную, так и массовую коммуникацию, раскрыта роль массмедиа. Рассматривает все возможные каналы удовлетворения потребности создания аттитюда.
1. Ситуация исчерпывается прямым наблюдением объекта (Оз) субъектом (В), нет нужды вступать в социальную коммуникацию.
2. Субъект лично наблюдать не может, прибегает к непостредственной коммуникации (с субъектом (А), который лично наблюдал объект). Они могут не прийти к единому мнению, тогда модель Ньюкомба.
3. Субъект лично наблюдать не может, не может прибегнуть к непостредственной коммуникации - прибегает к опосредованной коммуникации (Обращается к субъекту, «информационному посреднику», медиа). Медиа выполняет функции отбора, фильтрации и ограничения информационного потока от мира объектов к миру субъектов.
Модель предусматривает возможность наличия обратной связи. К примеру: письма читателей в редакцию, звонки телезрителей.
Билет
|