Модель социальной коммуникации Ньюкомба.
Главная задача коммуникации обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной относительно предмета коммуникации, а также ориентацией друг относительно друга.
А и В испытывают потребность в ориентации и выработке аттитюдов по отношению к внешнему объекту Х и друг относительно друга
Аттитюды могут быть позитивными и негативными
Условие начала коммуникации – наличие некоторого предварительного знания субъектов о друг друге и объекте Х.
В любой момент времени ориентация может быть симметрична (аттитюды совпадают по направлению) и асимметрична
Симметрия – центральное понятие. Коммуникативная ситуация имеет устойчивую тенденцию к симметрии.
Возможные эффекты коммуникации:
1. Предельная симметричная ситуация
2. Предельная ассиметричная ситуация
3. Объективные аттитюды не совпадают, но субъекты симпатизируют
Переубеждение (Изменение одного аттитюда)
Достижение псевдосимметрии 1(Показывает что меняет аттитд)
Достижение псевдосимметри 2 (Убеждает себя, что удалось переубедить)
Негативная симметрия (межсубъектный аттитюд становится негативным)
Толерантное согласие с фактом асимметрии
Но модель не объясняет процесс коммуникации, а скорее рассматривает ее эффекты.
Билет
Трансакционная модель социальной коммуникации.
1. Рассматривает коммуникацию как систему элементов (источник, сообщение, канал) и видов поведение (кодирование, декодирование, целеполагание)
2. Все сообщения носят ярко-выраженный целенаправленный характер.
3. Коммуникация инициируется источником, чтобы получить какую-то реакцию у получателя.
4. Трансакционный характер. Источник и получатель попеременно меняются местами.
5. Изменение любого компонента ведет к изменению всей коммуникационной системы
6. Коммуникация носит объективный характер. Восприятие, кодирование и декодирование зависят от культуры источника и получателя.
Восприятие и культура являются необходимыми элементами рассматриваемой модели, поскольку именно они определяют какие сообщения, почему и как будут отправлены.
Безупречная коммуникация – когда одновременно равны объемы отправленной и полученной информации и когда отправленный смысл эквивалентен смыслу полученному.
Шум как любой источник искажения объема и смысла информации.
Источники шумов
1. Источник. Правильность использования языка и селективность восприятия.
2. Канал.
3. Получатель. Избирательное внимание, избирательное восприятие, избирательное запоминание.
16 билет. Модель коммуникации Гербнера
Простейшая модель имеет два измерения.
1. Горизонтально измерение – восприятие. Первый этап формирования сообщения отбор некоторого события.
2. Вертикальное измерение – значение и контроль. Анализ доступности и возможностей использования средств создания и передачи коммуникативных месседжей.
Сильные стороны модели
1. Универсальность(междичностная, групповая, организационная или массовая коммуникация )
2. Более точное выделение факторов, влияющих на характер взаимодействия
3. Фиксация на параметрах культура субъектов, отбор, доступность, контексты.
Но
1. в ней не выявлены коммуникативные шумы.
2. Модель не обращается к процессу генерации значения
3. Сообщение структурируется и кодируется так, как реальное событие не структурируется и не кодируется.
Билет
Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.
Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения качества коммуникации и потерю информации.
Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум– это неправильное использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании (модель Шеннона и Вивера).
Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.
Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.
Билет
Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
Семиотический подход – взаимодействие людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Особенности: центральное понятие - знак;); более значимая роль декодирования; культурный контекст коммуникации; показывает не шаги и этапы, а отношения, смысл, значение. Предмет:процесс знакового инф. взаимодействия, средства реализации, каналы, процесс восприятия.
Теоритический фундамент – семиотика – комплекс научных теорий, исследующих природу, виды, функции знаков, свойства знаковых систем и знаковую деятельность человека.
Де Соссюр. Знак – основа построения языка (состоит из 3 феноменов: язык, речь, речевая деятельность: единство означающего (носитель значения, имя: обозначаемое по договоренности) и означаемого (само значение, смысл, содержание,). Дуальная двойствен. природа знаков. Знак социально обусловлен и конвенционален; двуединая сущность. Например, ОХ – форма одна, значений много (бык с английского, ноль и крест, восклицание) или парусное судно – значение одно, форм много (парусник, sailfish, саилфисх, вiтрильник).
Билет
Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.
Де Соссюр. Знак – основа построения языка (состоит из 3 феноменов: язык, речь, речевая деятельность: единство означающего (носитель значения, имя: обозначаемое по договоренности) и означаемого (само значение, смысл, содержание,). Дуальная двойствен. природа знаков. Знак социально обусловлен и конвенционален; двуединая сущность. Например, ОХ – форма одна, значений много (бык с английского, ноль и крест, восклицание) или парусное судно – значение одно, форм много (парусник, sailfish, саилфисх, вiтрильник).
Фреге. Треугольник АВС
Объект, денотат, референт (вершина А) – предметное значение имени – веселый щенок, другв глазах мальчика
Концепт, десигнат (вершина В) – осмысление имени, субъективное представление обо всем классе денотатов данного знака – обобщенное представлениео собаке, как о лишних затратах сил и денег.
Знак, слово, имя(вершина С) – собака
В зависимости от контекста ситуации при пользовании знаком субъект обращается либо к к концепту, либо к денотату. В ряде случаев этот дуализм вызывает коммуникативные барьеры.
20 билет
Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса.
Объект(денотат, референт) – называется именем (словом, знаком) и отражается в нашем сознании в виде смысла (концепта, десигната).
Смысл(концепт, десигнат) – выражается в имени (знак, слово)
Имя(слово, знак) – обозначает объект и выражает смысл.
Знак –материально-идеальное образованное неразрывное единство плана содерж. и выраж., выступающие в комм. как представитель, заменитель другого предмета, свойства, отношения.
Преимущество над треугольником Фреге в том, что Огден и Ричардс разграничивают материальную и идеальную форму знака.
Билет
|