Раздел 6. ЧТО КОНКРЕТНО Я СОБИРАЮСЬ ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ После того как вы прояснили для себя вопрос о профессиональных целях (провели анализ целей), необходимо провести анализ наличия ресурсов для достижения целей. В процессе анализа надо выявить необходимые для достижения желаемых целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы). Ваша задача в данном разделе — провести анализ «цель — средство», в результате которого важно определить те конкретные шаги и действия, которые будут способствовать достижению ваших целей.
Рисунок 4. Процесс постановки целей.
Данный раздел включает три этапа.
1. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей за время учебы в вузе.
2. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей за первые 5 лет после окончания вуза.
3. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей в последующие 10 лет.
На первом этапе вам необходимо описать конкретные действия, которые вы планируете предпринять для достижения ваших целей за время учебы в вузе (стажировка за границей, практика в престижной фирме и т.д.).
Допустим, ваша цель на данном этапе — выучить английский язык. Поэтому за время учебы в вузе вы будете:
1) заниматься с репетитором два раза в неделю;
2) участвовать в олимпиадах по английскому языку, чтобы вас отметили, оценили и в числе лучших отправили совершенствовать английский язык за рубеж;
3) дома самостоятельно заниматься с кассетами и учебниками. Вы знаете, что по окончании вуза вы будете хорошо владеть английским языком.
Учитывая, что на далекий период планировать сложнее, описываемые способы достижения цели на втором этапе должны быть конкретнее, чем на третьем этапе, а первый этап нужно будет описать максимально конкретно. Если сопоставить эти три этапа со схемой «Профессиональные цели» в пятом разделе, то на первом этапе будут отражаться средства для достижения среднесрочных целей, а на втором и третьем этапах — долгосрочных целей.
Результаты должны быть представлены в следующей таблице.
Таблица № 3 Цели и средства
Профессиональные цели
| Анализ «цель — средство»
| | Необходимые средства
| Имеется в наличии
| Не имеется в наличии
| Практические цели (действия)
|
| ВРЕМЯ УЧЕБЫ В ВУЗЕ
|
|
|
|
|
| В ПЕРВЫЕ 5 ЛЕТ
| ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА
|
|
|
|
|
|
| | В ПОСЛЕДУЮЩИЕ 10
| ЛЕТ
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
При проведении анализа «цель — средство» в соответствии с предложенной схемой формулируются цели, которые записываются в 1-й столбик. Каждой цели должны быть сопоставлены средства, необходимые для ее достижения, которые заносятся во 2-й столбик. Определив необходимые средства, их надо сгруппировать на те, которые имеются в наличии (3-й столбик) и не имеются в наличии (4-й столбик). В 5-м столбце следует описать практические действия, необходимые для достижения отсутствующих средств, которые были определены на последнем этапе анализа «цель — средство».
Проводя анализ «цель — средство» каждой профессиональной цели таким образом, вы можете проанализировать долго-, средне-и краткосрочные цели карьеры и продемонстрировать их в данной таблице.
Раздел 7. САМОАНАЛИЗ
При работе над данным разделом вам необходимо возвратиться схеме в разд. 6 «Процесс постановки целей». Анализ целей был проведен в разд. 5 «Мои профессиональные цели», анализ «цель — средство» — в предыдущем разделе. Ситуационный анализ или анализ возможностей вы должны проработать в данном разделе.
Ситуационный анализ поможет выявить ваши слабые и сильные стороны и определить, какие сферы вы можете развить, над чем вам следует еще работать. Путем анализа своих способностей вы должны определить, что вы вообще можете совершить, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете.
Для человека важно распознавать свои возможности, развивать их, использовать шансы и отвечать за собственное будущее. Например, С. Герман так говорит об этом: «Куда лучше, чтобы вы сами выявляли и использовали свои сильные стороны и возможности, радовались им и двигались с их помощью вперед, нежели чувствовали себя как в инвалидном кресле, которое везут за вас другие».
Результаты работы вы можете отразить в следующей таблице.
Таблица № 4Ситуационный анализ
Про-фессио-нальные цели
| Ситуационный анализ
| Необходимые средства
| Имеется в наличии
| Не имеется в наличии
| Действия по их развитию
| ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
| СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
| КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
| Ранее выявленные цели карьеры нужно зафиксировать в первом столбце. Далее необходимо составить перечень качеств, нужных для достижения цели. При составлении списка нужных качеств следует еще раз просмотреть следующие книги:
1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1994.
2. Поляков В.А.Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
Далее определяют необходимые для достижения каждой цели набор качеств и заносят их во 2-й столбец в соответствии с определенной целью карьеры.
Ситуационный анализ личных качеств представляет своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем еще надо работать (слабые стороны).
Путем анализа своих способностей вы можете определить, каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете на данный момент. Результат проведенного анализа следует занести в 3-й столбец.
С другой стороны, вы должны ясно представить себе свои слабые места (4-й столбик), чтобы разработать действия, которые могут способствовать проявлению или развитию подобных качеств. Намеченные меры для восполнения недостающих качеств нужно занести в последний столбец таблицы (см. с. 207).
Вы должны провести ситуационный анализ ваших качеств для каждой цели и занести результаты анализа в таблицу.
6. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей.
7. Самоанализ.
При проверке работы основными критериями служат связанность разделов, краткость, конкретность.
Таблица №5
Ситуационный анализ
Профессиональные цели
| Ситуационный анализ
| Необходимые качества
| Имеется в наличии
| Не имеется в наличии
| Действия по их развитию
| Стать директором фирмы, работающей на рынке ценных бумаг
| 1.Умение рисковать
| 1. Умение рисковать
| 1.Способность к кооперации
| 1. Спортивные игры в команде
|
| 2.Лидерские и волевые качества,
способность к кооперации
| 2. Коммуникабель-ность, умение убеждать.
| 2 Рассудительность, творческий потенциал, логическое мышление
| 3. Чтение книг, игра в шахматы, логические игры.
|
| 3.Способности руководителя: умение убеждать, пробивная сила, рассудительность.
|
|
|
|
| 4. Интеллектуальные способности: рассудительность, творческий потенциал, логическое мышление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|