Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Системный анализ объекта исследования.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МАГУ)

Выполнил(а) студент(ка)

_______________________

Специальности «Социология»,

очной формы обучения

Научный руководитель:

_________________________

_________________________

 

 

Мурманск

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

1. Теоретико-методологические основания изучения самосохранительного поведения 9

1.1 Понятие самосохранительного поведения в социологических теориях. 9

1.2 Структура и факторы формирования самосохранительного поведения. 21

1.3 Специфика самосохранительного поведения студенческой молодежи. 31

2. Особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи (на примере студентов МГГУ) 42

2.1 Методические основания исследования самосохранительного поведения студентов МГГУ.. 42

2.2 Анализ самосохранительного поведения студентов МГГУ.. 48

Заключение. 70

Список литературы.. 74

Приложение 1. Логическая структура анкеты

Приложение 2. Одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты

Приложение 3. Таблицы сопряженности кластеров респондентов с практикуемыми ими видами поведения в отношении здоровья

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования.Актуальность социологического осмысления самосохранительного поведения обусловлена тем, что в настоящее время проблемы здоровья населения приобретают особую значимость. Здоровье является интегрированным показателем биологических, социокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе. Его роль велика в развитии как отдельной личности, так и общества в целом. Актуальность вопросов, связанных с формированием самосохраниетльного поведения населения России, обусловлена рядом обстоятельств, приобретающих в нашей стране особую значимость.



Во-первых, несмотря на общемировые тенденции роста продолжительности жизни, в России этот показатель остается достаточно низким, зачастую сопоставимым со странами «третьего» и «четвертого» мира.[1]

Во-вторых, наряду с низкими показателями продолжительности жизни в целом в России крайне низкие показатели жизни, свободной от инвалидности и хронических заболеваний. Это требует увеличения расходов, направленных на программы обеспечения социальной безопасности и медицинской помощи, и приводит к увеличению коэффициента демографической нагрузки на общество, что ложится тяжелым бременем на экономику.[2]

В последние десять лет в России наблюдается рост числа хронических заболеваний среди населения, только за период с 2000 по 2012 год общее число впервые установленных диагнозов возросло на 7%.[3] В том числе увеличилось число заболеваний, опосредованных особенностями образа жизни, например, за указанный период с 2000 по 2012 год число болезней органов пищеварения увеличилось на 8,5%, болезни органов дыхания – на 15,8%, болезни системы кровообращения - на 11,6%.[4]

Общее ухудшение здоровья населения затронуло и молодежь: увеличилось общее число впервые установленных диагнозов среди детей, которые представляют собой завтрашнее трудоспособное население (с 2000 по 2012 год увеличилось на 11%[5]). На фоне данных ухудшений можно говорить о наличии в России нисходящей динамики здоровья молодежи, обусловленной рядом причин.

Во-первых, это влияние «социальной воронки», т.е больные рожают больных. Во-вторых, на протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья у детей выше средней, а проблемы заболеваемости перемещаются из групп престарелых в группу детей и молодежи. В-третьих, здоровье каждого последующего поколения ниже предшествующего: здоровье детей хуже здоровья родителей, здоровье внуков еще меньше, чем состояние наших детей. В-четвертых, социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека. Развитие индивида должно продолжаться до 35-летнего возраста, тогда как в конце 70-х годов «пик» здоровья отмечался в 25 лет, к концу 80-х он снизился до 16 лет, а в конце 90-х - человек оставался с тем потенциалом, с которым он приходил в этот мир.[6]

На этом фоне остро встает необходимость формирования позитивных форм самосохранительного поведения, ассоциируемых, прежде всего, с ведением здорового образа жизни, среди молодежи, особенно среди студентов, которые представляют собой важный популяционный и экономический капитал общества в самом ближайшем будущем.

Степень научной разработанности темы исследования.Основания изучения данной проблематики заложены в западных исследованиях поведения в отношении здоровья. Теоретико-методологическими основами данных исследований явились теории здоровья и болезни, получившие развитие в рамках социологии и социальной психологии, особое внимание здесь на себя обращают структурно-функциональный анализ, социально-бихевиористский подход и ценностно-мотивационный подход. В первом случае особой наиболее распространена концепция роли больного Т. Парсонса, по мнению которого определенный уровень здоровья является необходимым условием существования общества. В рамках социально-бихевиоистской традиции исследования проблемы поведения в сфере здоровья ведутся по нескольким направления: уточняется содержание базовых понятий (поведение в сфере здоровья или поведение, связанное со здоровьем), выделяются и характеризуются теоретические модели, описывающие типы поведения в области здоровья и определяющие их факторы. К данным теориям относятся модель убеждения в пользе здоровья (И.Розенсток, М.Беккер), модель параллельных реакций (Х. Левенталь, Т. Прохаска, Р.Хиршман), модель стадий самоизменений, модель обоснованных действий (И.Айзен, М.Фишбейн).

Проблематика самосохранительного поведения разрабатывалась в отечественной в рамках ценностно-мотивационного подхода социологии в работах А.И. Антонова, стоявшего у истоков изучения самосохранительного поведения в России, а также Медкова В.М., Журавлевой И. В., Шиловой Л.С., Ковалевой А.А. и Назаровой И.Б.

А.И.Антоновым в работе «Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов)» категория самосохранительного поведения рассматривалась в рамках социологии семьи, выявлялась связь между установками на долголетие и семейными характеристиками индивидов. В. М. Медков делал акцент на связи самосохранительньго поведения и демографической структурой общества. И. В. Журавлева в работе «Отношение к здоровью индивида и общества» рассматривает данную категорию в качестве одного из элементов другого более широко понятия – отношение к здоровью индивида. А.А. Ковалева в статье «Самосохранительное поведение в системе факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья» рассматривает данное поведение в качестве одного из факторов, опосредующих состояние здоровья индивида и общества. И.Б.Назарова уделяет внимание рассмотрению самосохранительного поведения индивида в связи с его экономическими характеристиками, такими как занятость на работе, условия труда (работы «Здоровье и самосохранительное поведение занятого населения России», «Субъективные и объективные оценки состояния здоровья населения»). Л.С.Шилова в своей работе («Трансформация самосохранительного поведения») занималась рассмотрением трансформации самосохранительного поведения россиян после 90-х годов, связи самосохранительного поведения с понятием культуры самосохранения.

Изучению характера и особенностей самосохранительного поведения в молодежной среде так же посвящен ряд исследований. Федоров А.И. в своей работе «Поведенческие факторы здоровья и физической активности подростков: гендерный аспект» уделяет внимание исследованию основных факторов, опосредующих здоровье представителей молодежи, Елистратова М. И., Житникова Л. М., Яковлева Л. Я. – необходимости информирования молодежи о возможностях сохранения своего здоровья и формирования здорового образа жизни.

В. Я. Ушакова Я. В. и Ивахненко Г. А. в своих работах представили социологический анализ самосохранительного поведения студенческой молодежи, Плотникова Ю. С. изучила связь данной категории и установок на долголетие. И. С. Вялов в работе «Особенности формирования и управления самосохранительным поведением студентов: на примере студентов Российского университета дружбы народов» рассмотрел особенности формирования самосохранительного поведения студентов и управление им.

Объектом дипломной работы является самосохранительное поведение как социальный феномен.

Предмет дипломной работы составляет самосохранительное поведение студенческой молодежи.

Цель дипломной работы – выявить особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Рассмотреть понятие самосохранительного поведения в социологических теориях.

• Проанализировать структуру и факторы формирования самосохранительного поведения.

• Охарактеризовать специфику самосохранительного поведения студенческой молодежи

• Исследовать характер самосохранительного поведения студентов Мурманского государственного гуманитарного университета.

Методологическим основаниемизучения самосохранительного поведения стали работы отечественных социологов И.Б. Журавлевой, А.А.Ковалевой, А.И. Антонова, Л.С. Шиловой, работающих в рамках ценностного подхода, а также западных основоположников исследования данной проблематики (Т.Парсонс, И.Розенсток, М.Беккер, И.Айзен, М.Фишбейн, Х. Левенталь, Т. Прохаска, Р.Хиршман).

Эмпирическая база дипломной работы представлена данными, полученными в результате социологического исследования, проведенного среди студентов Мурманского государственного гуманитарного университета. Социологическое исследование выполнялось в рамках количественной стратегии (методом анкетного опроса).

Структура дипломной работы определяется задачами и логикой исследования.Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введениидано обоснование актуальности избранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи и исследования, изложены теоретико-методологическая и эмпирическая база. В первой главерассматриваются теоретико-методологические основания изучения самосохранительного поведения: понятие самосохранительного поведения в социологических теориях, его структура и факторы формирования (компоненты самосохранительного поведения, показатели и эмпирические индикаторы), а также специфика самосохранительного поведения студенческой молодежи.

Вторая глава включает в себя программу и анализ эмпирического исследования. Во второй главе «Особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи (на примере студентов МГГУ)» даются основные положения программы социологического исследования, направленного на выявление характера самосохранительного поведения студентов МГГУ, представляются результаты социологического исследования. В конце главы приводятся выводы по эмпирическому исследованию. В заключении дипломной работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы. В приложениях представлены логическая структура анкеты исследования, одномерные распределения ответов респондентов на вопросы анкеты, а также таблицы, использованные для описания результатов кластерного анализа.

ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГГУ)

 

2.1 Методические основания исследования самосохранительного поведения студентов МГГУ

Описание проблемного поля исследования.В настоящее время остро стоит проблема состояния здоровья молодежи как экономического и демографического ресурса общества. В последние годы зафиксирован рост количества хронических заболеваний среди представителей молодежи, что в дальнейшем непременно скажется тенденциях смертности и заболеваемости.

На сегодняшний день политика в сфере здравоохранения направлена, в первую очередь, на улучшение качества предоставляемых медицинских услуг, но в последнее время получило развитие и направление, в рамках которого пропагандируется необходимость индивиду принимать меры по сохранению и заботе о своем здоровье (здесь и введение обязательной медицинской диспансеризации населения, и активное продвижение в СМИ социальной рекламы о негативных последствиях рискованного поведения, и продвижение ценности здорового образа жизни).

Студенческая молодежь в контексте данной проблемы привлекает интерес потому, что ее представители стоят на пороге входа в структуру профессиональных и семейных отношений. Именно от их здоровья во многом зависит экономическая и демографическая структура общества, к которому они принадлежат.

Несмотря на перечисленные меры, студенты традиционно отличаются достаточно беспечным отношением к состоянию собственному здоровью. Студенты, как правило, постулируют свою приверженность здоровому образу жизни, но на практике не имеют систематического позитивного самосохранительного поведения.

Студенческая молодежь Мурманска в данном случае представляет интерес, прежде всего, в силу региональных, экономических и природно-климатических особенностей местности. Среди населения Мурманской области наблюдается рост числа заболеваний, обусловленных особенностями образа жизни, число одних только болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушений обмена веществ за год с 2011 по 2012 год увеличилось почти на 5%.[7] Также в Мурманской области в последние годы наблюдается отток населения (только в период с 2011 по 2012 год миграционная убыль населения увеличилась более, чем на 2 промилле [8]), число жителей, уехавших в другие регионы, возросло на 4428 человек, причем отрицательная динамика по данному параметру сохраняется с 2009 года.[9] Таким образом, в Мурманской области в будущем может возникнуть дефицит трудовых ресурсов, поэтому целесообразным представляется пропаганда позитивных форм самосохранительного поведения среди молодежи, что позволит говорить о трудоспособности завтрашнего населения.

Проблемная ситуация заключается в том, что несмотря на просвещение студентов в рамках учебно-воспитательного процесса о важности сохранения своего здоровья, достаточно часто встречаются факты, свидетельствующие об отсутствии ориентации части студентов на свое здоровье, поэтому для увеличения эффективности проводимой профилактической работы среди студенческой молодежи важно знать особенности реализации ими практик самосохранительного поведения.

Объект исследования - студенты очной формы обучения Мурманского государственного гуманитарного университета.

Предмет исследования - практики самосохранительного поведения студентов МГГУ.

Цель– исследовать особенности практик самосохранительного поведения студентов МГГУ.

Задачи исследования:

1. Изучить информированность студентов в отношении своего здоровья;

2. Определить место здоровья в системе ценностей студентов;

3. Определить специфику заботы о здоровье среди студентов в зависимости от оценки важности проблемы здоровья;

4. Выяснить, какие причины опосредуют специфику заботы о здоровье;

5. Определить наличие связи между полом респондента и характером его обращаемости за медицинской помощью;

6. Определить характер доминирующих установок в заботе о здоровье;

7. Определить основные формы заботы о здоровье среди студентов с различной спецификой заботы о здоровье;

8. Проследить, насколько объективно респонденты оценивают свой образ жизни в зависимости от смысла, вкладываемого ими в понятие ЗОЖ.

Теоретическая интерпретация основных понятий.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.[10]

Самосохранительное поведение – система действий и отношений личности, опосредующих здоровье и продолжительность жизни данного индивида.

Позитивные формы самосохранительного поведения – все виды действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, продление сроков жизни.

Негативные формы самосохранительного поведения - все виды действий, связанные с сознательным или неосознаваемым предпочтением смерти или условной перспективе неполноценной с точки зрения индивида жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни, предполагающий соблюдение режимов труда и отдыха, сбалансированность питания, отказ от вредных привычек, физическую активность, соблюдение профилактических мероприятий, своевременно обращение к врачам в случае болезни и т.д. [11]

Студенты - специфическая социальная группа, временно принадлежащая к системе образования, осуществляющая свой профессиональный выбор.

Доминирование установки о преимущественном влиянии на здоровье внешних условий (условий жизни) – определение в качестве главных условий, опосредующих состояние здоровья, состояние системы здравоохранения, климата, окружающей среды, наследственности, возраста.

Доминирование установки о преимущественном влиянии на здоровье внутренних условий (собственных усилий)– определение в качестве главных условий, опосредующих состояние здоровья, особенностей поведения: наличия вредных привычек, стрессов, питания, физической активности, соблюдения режима труда и отдыха.

 

Ценность здоровья
Место здоровья в системе жизненных ценностей
Важность проблемы здоровья
Эмпирическая интерпретация понятий.

 

Самосохранительное поведение
Забота о здоровье
Пользование услугами медицины
Особенности образа жизни
Информированность о медицинских показаниях: · О перенесенных заболеваниях · О наличии или отсутствии противопоказаний лечения · О наличии или отсутствии хронических заболеваний  
Характер обращения за медицинской помощью: · Поведение при болезни (ситуация обращения к врачу, причины отказа от обращения) · Прохождение профилактических осмотров, их периодичность  
· Мнение о составляющих ЗОЖ · Субъективная оценка своего образа жизни · Вредные привычки (курение, употребление алкогольных напитков): их наличие, частота · Занятие спортом, физической культурой, частота занятий · Формы заботы о здоровье (конкретные меры, специфика, причины наличия/отсутствия) · Доминирование установок в заботе о здоровье (на внешние условия, на собственные усилия)  


Системный анализ объекта исследования.

Студенты МГГУ.

1. Пол.

2. Самооценка состояния здоровья.

Гипотезы исследования:

1. Большинство студентов считают, что осведомлены о параметрах своего здоровья (наличии/отсутствии хронических заболеваний, противопоказаний, о перенесенных заболеваниях).

2. Здоровье является одной из доминирующих ценностей у студентов вне зависимости от самооценки их здоровья.

3. Специфика заботы о здоровье зависит от важности проблемы здоровья для студента.

4. Главной причиной, по которой студенты проявляют постоянную заботу о здоровье, является желание быть физически сильными и здоровыми.

5. Пол респондента обуславливает характер обращения за медицинской помощью.

6. В большинстве случаев студенты склонны оценивать в качестве доминирующих факторов, влияющих на здоровье, собственные усилия.

7. Основными формами заботы о здоровье вне зависимости от специфики заботы о нем респондента выступают избегание вредных привычек и занятия спортом.

8. Как правило, респонденты объективно оценивают свою приверженность здоровому образу жизни.

Описание метода сбора социологической информации. В качестве метода сбора социологической информации выбран метод анкетного опроса. Инструментом сбора информации выступает анкета, состоящая из 23 вопросов.

Все вопросы разделены на несколько групп, решающих определенные задачи: вопросы, направленные на описание выборки и объекта исследования; вопросы, направленные на изучение ценности здоровья; вопросы, направленные на изучение информированности студентов в отношении своего здоровья; вопросы, направленные на изучение практик самосохранительного поведения.

Описание выборки. Была использована доступная выборка, опрошены 105 студентов МГГУ очной формы обучения специальностей «Социология», «Библиотечно-информационная деятельность», «Математика и компьютерные науки», «Организация работы с молодежью», «Прикладная математика и информатика», «Сервис в индустрии моды и красоты». Среди респондентов 21,9% - мужского пола, 78,1% - женского, 58,1% в возрасте от 17 до 19 лет и 41,9% в возрасте от 20 до 23 лет.

 

 

2.2 Анализ самосохранительного поведения студентов МГГУ

 

 

Для начала следует осветить основные моменты, характеризующие самосохранительное поведение опрошенных студентов.

Установлено, что большинство студентов оценивает состояние своего здоровья как «удовлетворительное» (61,9%), примерно треть (35,2%) – как «хорошее» и только небольшой процент студентов (2,9%) считает, что обладают «плохим» здоровьем (см. приложение 2). Полученные оценки, в принципе, характерны для представителей молодежи, которые в силу молодости, как правило, обладают лучшим самочувствием и состоянием здоровья.

Большая часть респондентов (80%) проявляет заботу о своем здоровье только при необходимости (ухудшении самочувствия, болезни и пр.), значительно меньше опрошенных (18,1%) постоянно заботятся о своем здоровье и только 1,9% никогда не предпринимают никаких мер по заботе о воем здоровье (см. Приложение 2). Отсутствие постоянной заботы о здоровье можно интерпретировать как показатель отсутствия сформированной культуры самосохранительного поведения.

Главной причиной-побудителем для проявления внимания к своему здоровью для большей части респондентов (83,5%) служит ухудшение самочувствия (см. рис.1). Также значительное количество студентов в качестве причин указали желание быть физически сильным, здоровым (60,2%) и информацию, полученную от медиков (44,7%). То есть большая часть опрошенных не придерживается профилактической заботы о здоровье, задумываясь об этом только в случае необходимости.

 

Рис. 1. Причины проявления заботы о здоровье

 

Среди компонентов понятия «здоровый образ жизни» студенты в первую очередь называют физическую активность, занятия спортом и физкультурой (80%), избегание вредных привычек (76,2%), правильное питание, соблюдение диеты (75,2%), что соответствует общепринятому пониманию данной категории. Соблюдение режимов труда и отдыха, иногда также включаемое в понятие здорового образа жизни указали меньше трети респондентов (см. Приложение 2).

При этом большая часть студентов (51,4%) считает, что скорее ведет здоровый образ жизни, значительное количество опрошенных (29,5%) скорее не придерживаются ЗОЖ (см. рис.2).

 

Рис. 2. Мнение респондентов о ведении ими здорового образа жизни

 

Как правило, студенты обращаются за медицинской помощью в случае, если в течение нескольких дней плохо себя чувствуют (61,9%), меньшее количество (32,4%) – при тяжелой болезни. Совсем не обращаются к врачам только 3,8% респондентов, как правило, по причине сложности доступа к медикам (большим очередям, талонам к врачам-специалистам), недоверия к врачам, надежде на способность своего организма справиться с болезнью без помощи врачей и умению самостоятельно справляться со своими болезнями (см. Приложение 2).

Большая часть респондентов не обращается в медицинские учреждения в профилактических целях, а та часть, что проходит профосмотры (37,1%), как правило, делает это раз в год, вместо рекомендованных двух раз (см. Приложение 2).

Негативные формы самосохранительного поведения среди студентов МГГУ проявляются в виде употребления алкогольных напитков и курения. Более четверти опрошенных студентов (28,6%) курит (см. Приложение 2). С употреблением алкоголя ситуация сложнее: только 31,4% опрошенных полностью отказывается от алкоголя. Однако следует отметить, что употребляющие алкоголь студенты, делают это достаточно редко: 47,2% - раз в несколько месяцев, 40,3% - 2-3 раза в месяц (то есть примерно раз в неделю).

К позитивным формам самосохранительного поведения относятся занятия спортом и физической культурой, их практикует 81% студентов, причем значительная часть (63,5%) делает это 2-3 раза в неделю.

Информированность студентов об основных параметрах своего здоровья представлена на рис. 3-5. Большинство респондентов считают, что осведомлены об основных показателях своего здоровья (о наличии/отсутствии хронических заболеваний и медицинских противопоказаний лечения, о перенесенных заболеваниях), что подтверждает первую из выдвинутых гипотез. Следует отметить, что подобные показатели можно двояко интерпретировать: с одной стороны, их можно считать индикатором того, что большая часть студентов проходила тщательный медицинский осмотр, и в соответствии с полученной информацией может в дальнейшем выстраивать практики самосохранительного поведения, с другой же стороны, чрезмерная уверенность в собственной информированности по вопросам здоровья может негативно сказаться на медицинской активности индивида.

 

Рис. 3. Мнение респондентов об осведомленности о наличии/отсутствии у них хронических заболеваний

 

Рис.4. Мнение респондентов об осведомленности о наличии/отсутствии у них медицинский противопоказаний лечения

 

 

Рис.5. Мнение респондентов об осведомленности о перенесенных заболеваниях

 

По итогам исследования подтверждено, что здоровье занимает верхние позиции в иерархии ценностей опрошенных студентов, если точнее, то по средней оценке по десятибалльной шкале, оно на втором месте после счастливой семейной жизни, опережая интересную работу и самоуважение. При этом значение медианы для оценки ценности здоровья составляет 10, то есть, как минимум половина опрошенных респондентов поставила данному параметру наивысший балл. Учитывая достаточно малое значение стандартного отклонения (1,76), можно сказать, что средняя оценка здоровья респондентами (8,95) объективно отражает тенденцию, демонстрирующую важность данной ценности для студентов.

Для выявления наличия или отсутствия связи между ценностью здоровья для респондента и самооценкой здоровья десятибалльная метрическая шкала оценки здоровья была преобразована в порядковую с меньшей дробностью (при этом ответы респондентов, затруднившихся оценить состояние своего здоровья, были исключены) (см. таблицу 1). В соответствии с новой шкалой, «высокая» степень ценности здоровья складывается из ответов респондентов, поставившим ему 9-10 баллов (72,4%), «средняя» - из поставивших от 7 до 8 баллов (20%), «низкая» - от 1 до 6 баллов (7,6%).

 

Таблица 1.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.