Типы организационных структур управления Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи: - линейные (административное подчинение), - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения), - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: - линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - матричная; - дивизиональная; - множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.15).
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 15. Функциональная структура управления
На рис. 15 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 16).
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.
Рис. 16. Линейно-функциональная структура управления
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 16 функциональные начальники составляют штаб директора).
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 17. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Рис. 17. Дивизиональная структура управления
Матричная структура (рис. 18, 19) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Рис. 18. Матричная структура управления, ориентированная на продукт
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
К общим законам управления относятся:
- закон специализации управления;
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени.
Закон специализации управления .
Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.
Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
Закон интеграции управления.
Интеграция, т.е. объедение, в менеджменте – это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие.
Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
Закон экономии времени.
Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.
Принципы менеджмента
Управляющие структуры в своих действиях относительно подчиненных структур, исполнителей опираются на выработанные практикой и узаконенные основные правила или принципы управления.
Принципы менеджмента —это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.
К наиболее общим относятся следующие принципы:
- социальной направленности;
- законности в управленческой деятельности;
- объективности;
- системности;
- комплексности;
- гласности;
- соединения коллегиальности и единоначалия.
1. Принцип социальной направленности в управленческой деятельности предусматривает безусловную ориентацию органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений на интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп.
2. Принцип законности в управленческой деятельности состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права. Принцип законности утверждает подзаконный характер управленческой деятельности, обязанность каждого субъекта управления действовать в пределах предоставленных ему прав и полномочий. Все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) должны опираться на требования закона. Никакие ссылки на необходимость, местные условия, интересы дела и т. п. не могут оправдать отклонения от закона. Явно незаконные управленческие решения субъекта управления могут не выполняться, причиненные незаконными актами убытки компенсируются за счет субъекта в установленном законом порядке. Законность в управлении обеспечивается системой организационно-правовых мер, в том числе административной, гражданской и уголовной ответственностью.
3. Принцип объективности требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов. Принцип объективности позволяет управляющей системе использовать знания объективных законов для достижения практических задач управления. Он направлен против субъективизма, своевольных решений, поспешных действий, которые не учитывают реальных ситуаций и противоречий.
4. Принцип системности предполагает, что субъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все те изменения, которые осуществляются в окружении, в пределах которого функционирует и развивается данная система управления.
5. Принцип комплексности в управлении заключается в том, что в каждом достаточно сложном явлении необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические. Игнорирование принципов системности и комплексности в управлении, как и неумение их применять, не позволяет эффективно решать поставленные задачи, приводит к узковедомственному, некомпетентному подходу и серьезным проблемам в управленческой деятельности.
6. Принцип гласности предполагает обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения. Гласность включает в себя правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации. Гласность — выражение доверия и уважения руководителя к людям, их способности разобраться в текущих событиях, выработать правильные решения, сознательно принимать участие в их осуществлении.
В системе управления принцип гласности становится инструментом реализации прямых и обратных связей между руководителями и сотрудниками. Применение этого принципа в управленческой деятельности связано с некоторыми основными направлениями ее развития на практике.
|