Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
«Обществознание и право»
Присваиваемая квалификация
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва, 2015
Программа педагогической практики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Цель и задачи педагогической практики
Цель практики:закрепление полученных теоретических знаний и получение первичных профессиональных умений.
Задачи практики:
· закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
· осознание мотивов и ценностей в избранной профессии;
· усвоение методологических, методических и технологических основ решения профессиональных задач соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
· изучение различных сторон профессиональной деятельности педагога: образовательной, психологической, воспитательной, социальной, гигиенической, и пр.
· приобретение первичных навыков научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики:
Общекультурные:
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
Общепрофессиональные:
готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
Профессиональные (по видам деятельности):
педагогическая деятельность:
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);
готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
исследовательская деятельность:
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12);
В результате прохождения практики будущий исследователь, преподаватель-исследователь должен:
знать:
· теоретические основы педагогической деятельности;
· современные педагогические технологии, средства и приёмы обучения соответствующие психофизиологическим характеристикам обучающихся;
· виды учебно-воспитательной работы, используемые в учебных заведениях всех ступеней (дошкольное, начальное, среднее) и специфику их организации.
уметь:
· собирать, анализировать, критически оценивать, систематизировать и обобщать эмпирический материал и сопоставлять его с результатами научных исследований в области педагогики и психологии;
· осуществлять отбор материала с учетом специфики направления и профиля подготовки;
· осуществлять отбор оптимальных методов преподавания и использовать их в своей деятельности.
· обобщать и анализировать образовательный процесс при выделении в нем педагогических задачи и определении способов их решения;
· вести систематические наблюдения за работой педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в группах обучающихся как в учебной, так и в во внеучебной деятельности;
· изучать особенности коммуникации и эмоционального взаимодействия учителя с учащимися (воспитанниками) и учащихся (воспитанников) между собой;
владеть:
· навыками самостоятельной работы с группами обучающихся на основе традиционных и новых методов;
· навыками межличностной коммуникации, публичной речи;
· навыками планирования и осуществления опытно-экспериментальной деятельности;
· навыками изучения индивидуальных и коллективных особенностей взаимодействия учащихся и педагога в рамках учебного процесса на основе использования различных тестовых методик.
Место педагогической практики в структуре ООП
Педагогическая практика (Б2.1) входит в обязательный блок 2 «Практики» учебного плана. Прохождение педагогической практики логически и методологически связано с изучением таких дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Физиология».
Формы проведения педагогической практики
Педагогическая практика является рассредоточенной.
Место проведения практики.
Сроки проведения практики
Педагогическая практика проводится во 2-м семестре.
Содержание и структура педагогической практики
№
п/п
| Планируемые формы работы (лабораторные, практические, семинарские занятия, лекции, внеаудиторное мероприятие)
| Количество часов
| 1.
| Первичное знакомство с базой практики: нормативно-правовая база деятельности, структура организации, особенности организации образовательно-воспитательного процесса и пр.
Планирование исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
|
| 2.
| Выбор темы, формулирование целей и задач, разработка плана и определение методики исследования.
Проведение наблюдений по теме исследования.
Разработка и проведение диагностических мероприятий (бланки собеседования, анкет, бланков наблюдения и т.д.).
Проведение повторной диагностики.
Разработка планов экспериментальных уроков или занятий.
Проведение опытно – экспериментальной работы.
Сравнение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов.
|
| 3.
| Изучение литературы и учебно-методических пособий по теме проводимого исследования освоение современных образовательных технологий.
|
| 4.
| Подготовка плана-конспекта проведения занятий и утверждение его у научного руководителя (руководителя практики).
|
| 5.
| Разработка дидактических материалов и оценочных средств по теме занятий.
|
| 6.
| Проведение занятий с учащимися.
|
| 7.
| Подготовка отчета о прохождении практики. Анализ материалов работы с учащимися.
|
| 8.
| Оформление отчета отражающего содержание опытно-экспериментальной и методической части практики.
|
|
8.Заполнение индивидуального плана педагогической практики
(Приложение 1)
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
В ходе педагогической практики используются традиционные образовательные технологии (ознакомительные лекции, мастер-классы и т.д.); информационно-коммуникационные образовательные технологии; мультимедийные презентации при проектном обучении; методика проблемного обучения. Активные формы проведения занятий (практические занятия) сочетаются с интерактивными (разбор конкретных ситуаций, обсуждение проблемы); используются различные формы внеаудиторной работы (экскурсии, культурно-массовые мероприятия).
10. Самостоятельная работа студентов в ходе педагогической практики
Самостоятельная работа студентов на практике реализуется в форме изучения теоретической литературы по отдельным аспектам методики преподавания в учебных заведениях разного типа, подготовки планов и конспектов занятий, обработки и анализа материалов наблюдений, самоанализа подготовленного урока и/или внеаудиторного мероприятия.
Возможно использование следующих форм контроля самостоятельной работы студентов: подготовка выступлений, самоотчётов, участие в работе круглых столов, собеседование, проверка составленных конспектов урока, проверка письменных отчётов.
|