Обратная связь
|
Темы курсовых работ и рефератов 1. Имплицитные концепции интеллекта
2. Имплицитные концепции личности
3. Сновидение и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу
4. Архетип Трикстера и его особенности
5. Понятие Самости в работах Юнга
6. Компенсаторные возможности психики
7. Самоутверждение личности и его связь с типами превосходства по Адлеру
ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
- 3.1. Шесть принципов классического психоанализа
- 3.2. Эго-психология и ее представители
- 3.3. Психология объектных отношений
- 3.4. Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж. Боулби, М. Малер)
- 3.5. Перенос и сопротивление
Шесть принципов классического психоанализа
- Теорию Зигмунда Фрейда называют классической. Понятие "классический" можно определить двояко:
- Теорию, метод, совокупность представлений можно назвать классическими, если новые разработки и модификации сузили область ее валидности;
- Каждая форма или система обозначается термином "классическая", если по сравнению с последующими изменениями или более радикальными ответвлениями, она продолжает быть достоверной и валидной.
Термин "классическая техника лечения" принадлежит не Фрейду. Он впервые был употреблен тогда, когда возникли первые модификации психоанализа Фрейда. Ш. Ференци стал обращать внимание в терапевтическом процессе не на воспоминание, а на переживание. При этом, как считалось, неудовлетворительные предпочтения, которые отдавались в терапии воспоминаниям и интеллектуальным реконструкциям, в 20-х г. ХХ в. стали именоваться термином "классический". Коротко остановимся на классической теории драйвов Фрейда. Рассмотрим "психическое событие" в теории Фрейда с шести точек зрения: топографической, динамической, экономической, генетической, структурной и адаптивной.
1. Топографический подход (от греч. topos - место, личность; grapho - пищу) - анализ психологического пространства и взаимного расположения его частей. Этот подход определил место бессознательного, "глубинных" процессов в области психического. Бессознательное находится под влиянием "первичных" процессов - алогичных, стихийных, непосредственных, здесь нет места чувству времени, порядку, логике. Для них характерна концентрация (сгущение) и перемещение (смещение). Сознательное управляется вторичными процессами - мышление, рассуждение, внимание, контролируемое действие. Слова "первичный" и "вторичный" предполагают временной или генетический смысл, представляют собой два способа функционирования психического. Для бессознательного характерно стремление к разрядке и принцип удовольствия, для сознательного - накопление энергии, бегство от внешних возбуждений, принцип реальности.
2. Динамический подход предполагает, что ментальные феномены - результат взаимодействия сил, которые являются конкурирующими, находятся в обоюдной оппозиции. Этот подход позволяет выделить такие проблемы, как инстинктивные побуждения, защиты, интересы Эго, конфликты. Формирование симптомов, амбивалентность и переопределение - примеры динамик. Здесь обсуждаются проблемы первичности инстинктов (влечений), функции защит, проблемы замещения, переноса и контрпереноса.
3. Экономический подход имеет отношение к распределению, преобразованию и учету психической энергии. На нем базируются такие концепции, как связывание, нейтрализация, сексуализация, агрессивность и сублимация. Экономика - попытка проследить все превращения отдельных количеств возбуждения и подойти хотя бы к относительной оценке их величины. Конкретными проявлениями экономики являются - навязчивость невротического симптома, нарушение сексуальной разрядки или, наоборот, высвобождение "зажатых" аффектов (отреагирование), отделение представления от первоначально связанного с ним аффекта и др.
4. Генетический подход рассматривает происхождение и развитие психических феноменов. С этой точки зрения, человек проходит через последовательные фазы психосексуального, или либидинального, развития ("либидо" по латыни - желание, термин заимствован Фрейдом у А. Молля). Либидо трактуется им как "количественная (хотя в данный момент недоступная измерению) сторона энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь". Сексуальное влечение расположено на границе между телесным и психическим, а либидо - психический аспект или "динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни, поэтому развитие определяется тем, в каком месте на данной стадии происходит телесное напряжение.
5. Структурный подход предполагает, что психический аппарат может быть разделен на несколько устойчивых функциональных единиц. В работе "Я и Оно" Фрейд описывает три инстанции психического аппарата: Оно, Я и Сверх-Я.
6. Адаптивный подход применим к проблеме взаимосвязи между побуждением и объектом, т.е. достижением цели получения удовольствия путем нахождения объекта. Чаще всего в концепции Фрейда обсуждается идея поиска объекта любви или ненависти, поскольку именно эти два влечения - Эрос и Танатос считаются главными человеческими потребностями.
Теория Фрейда подвергалась серьезной критике. В частности, обсуждались проблемы несоответствия теории и практики психоанализа, неадекватности применения биологических принципов для объяснения психического, акцентирования бессознательных процессов и недооценки психосоциальных и социокультурных явлений. Серьезным замечанием к теории является подмена научного языка и научной интерпретации, метафорическим языком и обоснованием. Метафоры Фрейда - возбуждение, разрядка, катексис и др. обязаны своим происхождением нейрофизиологии XIX в. Безусловно, метафорический язык является неотъемлемой частью любой теории, однако было бы неправомерно подменять им научное объяснение и обоснование.
Эго-психология и ее представители
- 3.2.1. Хайнц Гартманн. Теория Я
- 3.2.2. Представления Анны Фрейд о функциях и развитии Эго
- 3.2.3. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Благодаря структурному подходу, предложенному З. Фрейдом в 20-х г. ХХ в., были выделены три инстанции - Оно, Я и Сверх-Я. Позднее, отмечая этот факт, Эрик Эриксон писал, что психоаналитики постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия, склоняясь то в сторону импульсов (Оно), то в сторону долженствования, совести (Супер-эго). Модификация классического психоанализа шла не за счет введения новых конструктов, а за счет уточнения и более глубокого изучения структурных аспектов ортодоксального психоанализа. Так, Эго-психология сосредоточилась на анализе строения личности, ее развитии и адаптации, автономии и свободе, на особенностях строения Я, его функционировании и взаимодействии с влечениями. Эго настроено на историческую действительность, обеспечивает целостность и самосохранение организма, использует когнитивные и перцептивные стратегии, т.е. заставляет человека воспринимать, решать, думать, рассуждать.
Хайнц Гартманн. Теория Я
Хайнц Гартманн (1894-1970) - выдающийся психоаналитик второго поколения, посвятивший свои труды психологии Я и адаптации. В отличие от бытующего в психологии мнения, что Я это личность, человек как целое, Гартманн предлагает различать Я как целое и Я как отдельную инстанцию этого целого. Я, по его мнению, нельзя приравнивать к личности или к индивиду, это не субъект, противопоставляемый объекту, не сознание и не чувство Самости. В психоанализе Я это особое понятие. Оно представляет собой частную область личности и определяется его функциями. Нередко в психоаналитических исследованиях, в частности в работах Фрейда, Я рассматривалась как инстанция, вовлеченная в интрапсихологический конфликт. Остальные функции Я, не связанные с конфликтом, не изучались. Именно Гартманн первым попытался прояснить некоторые из неисследованных областей психоаналитической теории. Возникновение и начало генезиса Я относится Гартманном к самому раннему детству. Это положение противоречило уже вполне устоявшемуся мнению о том, что Оно является источником развития Я. Ранняя дифференциация Я и Оно соотносилась с закономерностями процесса созревания как части биологического наследия организма. Этот процесс был соотнесен с реакцией индивида на воздействие влечений и конфликтов между ними. "Первичная автономия Я" определяется развитием восприятия, памяти, контроля за движениями, которые находятся под влиянием конституциональных факторов. "Из этих ядер Я в раннем Я развиваются такие функции, как понимание объекта, планирование, продуктивность, хватание, ползание, ходьба, мышление, речь и др. Они развиваются в основном без конфликтов и не включаются в конфликты. Для обозначения совокупности этих функций, которые всегда проявляются вне сферы психических конфликтов, Гартманн ввел термин "бесконфликтная сфера Я" (Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 63). Со временем часть механизмов, участвующая в конфликтах, может стать относительно независимой от них и использоваться для других целей, например, адаптации, синтеза, интеграции и др. Подобная смена функций приводит к формированию "вторичной автономии Я". Гартманн систематизирует разрозненные функции Я, выделяя наиболее важные из них. Это - организация и контроль восприятия и движения, защита от чрезмерных внешних и внутренних раздражителей, проверка реальности, сигнализация об опасности, антиципация, а также координирующая и интегрирующая тенденции, реализующиеся через синтетическую функцию. С инстанцией Я Гартманн связывал адаптацию организма. Кроме известных научному миру способов адаптации - аутопластические, т.е. изменения самого индивида, и аллопластические, т.е. переструктурирование окружения, Гартманн описывает третий путь адаптации - создание новой и более благоприятной среды для индивида. Нахождение новой среды может быть затруднено на таком социальном пространстве, где существуют жесткие ограничения и нормативы. Тем не менее реальная возможность создания нового в сочетании с изменением себя и переструктурированием среды рассматривались Гартманном в качестве важных элементов модели психического здоровья человека.
|
|