Обратная связь
|
Анализ самости в работах Х.Кохута Нормальное психическое развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с ближайшим окружением. Интроекция образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство, величие, состоятельность. Травматические недостатки Я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям личности, таковыми являются люди с нарциссическим типом характера. Это - клиенты, которых нелегко было описать в терминах теории влечений, или Эго-психологии (в силу негибкости психологических защит), или теории объектных отношений (активизации внутренних объектов, от которых пациент неадекватно сепарировался). Вместо переполненности примитивными интроекциями они жаловались на пустоту - скорее на отсутствие внутренних объектов, чем на охваченность ими. У этих людей отсутствовали внутренняя мотивация, ориентирующие ценности и смысл жизни. Такие пациенты классифицировались как нарциссические личности, люди с внутренними сомнениями в собственной ценности и неустойчивым самоуважением. По впечатлениям аналитика, они отличались безразличием, скукой, неопределенным раздражением, обесцениванием психотерапевта, недооценкой или переоценкой. Х. Кохут сформулировал новую теорию собственного Я, объясняя возможные нарушения и особенности развития следствием взросления без объектов. Изменился подход к анализу личности. Центральным его элементом становится "Я", образы-Я (сэлф-репрезентации), самоуважение. С этих позиций стали рассматривать любого человека (а не только нарциссического) и отличать стремление к самоуважению, наличию чувства связанности, непрерывности. Защита стала рассматриваться не только как средство против тревоги, вызванной ID, Ego, Super-Ego, но и как способ поддержания непротиворечивого, позитивного чувства собственного "Я" (см. Хрестомат. 3.4).
Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж.Боулби, М.Малер)
Концепция Маргарет Малер развивалась на стыке психологии объектных отношений и эго-психологии. Процесс развития репрезентации себя представлен ею как взаимная связь между процессом разделения и процессом индивидуализации. Разделение - процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя в отличие от репрезентации матери. Индивидуализация - попытки построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.
- Процесс развития младенца был представлен Малер следующим образом:
- Аутистическая фаза длится в течение первого месяца жизни и является безобъектной физиологической фазой. Ее основная функция состоит в поддержании гомеостатического равновесия. Новорожденный живет в замкнутой монадической системе, напоминающей первичное внутриутробное состояние.
- Симбиотическая фаза возникает на втором и длится до 5 месяцев. Эта фаза является предобъектной. Мать выступает частичным объектом удовлетворения потребностей для ребенка. Границы между ними размыты, и ребенок как бы галлюцинаторно слит с матерью. Различий между внешними и внутренними воздействиями не проводится, все переживания ребенка относятся им к симбиотической структуре.
- Фаза сепарации-индивидуации соотносится Малер с феноменом "психического рождения" ребенка. Она длится от 5 до 30 месяцев и разделена на подфазы:
- Подфаза осознания отдельного существования и развития образа тела (5-9 месяцев). В этот период ребенок пытается дистанцироваться от матери, прибегая к различным моторным действиям (отклонению назад, отталкиванию руками и проч.). Дети активно исследуют окружающие их предметы. К восьми месяцам возникает тревога, вызванная, по Малер, недостаточной надежностью матери, либо резким осознанием процесса сепарации от нее.
- Подфаза упражнения (9-12 месяцев). В ней выделяют период раннего упражнения и позднего упражнения. В период раннего упражнения ребенок экспериментирует, отдаляясь от матери, а в более поздние периоды может доходить чуть ли не до полного ее исключения. Возвращение к матери бывает обусловлено необходимостью "эмоциональной подзарядки" ребенка посредством физического контакта.
- Собственно фаза упражнения (12-15 месяцев) характеризуется переходом к вертикальному положению тела, способностью быстро передвигаться, развитием автономных функций Я. Это фаза исследования, самостоятельного освоения мира.
- Подфаза нового сближения (15-24 месяца) сопровождается возрастающей когнитивной, моторной и эмоциональной дифференциацией. Процесс осознания отделения от матери, "психическое рождение" ребенка создают условия для нового сближения. В возрасте 21 месяца кризис воссоединения с матерью преодолевается.
- На подфазе консолидации индивидуальности и развития постоянства объектов (24-30 месяцев) у ребенка формируются внутренние репрезентации объектов и он способен, опираясь на эти внутренние образы, принять временную разлуку с матерью и оставаться спокойным.
Джон Боулби (1907-1990) находился под влиянием работ Мелани Кляйн и Анны Фрейд. Его работы хорошо известны в возрастной психологии. Предметом его исследования является поведение, обусловленное привязанностью. Боулби критиковал психоанализ за акцент на первичности базовой потребности младенца в пище и вторичности привязанности к матери. Он утверждает, что привязанность к матери первична и биологически обусловлена. Ребенок обладает пятью поведенческими реакциями (системами) - способностью сосать, плакать, улыбаться, цепляться и следовать, или ориентироваться. Если инстинктивные реакции пробуждены, а материнская фигура недоступна, возникает тревога разлуки, протестующие поведение, печаль, страдание. Идеи Боулби основаны на работе Г. Харлоу, который выступал против теории "корыстной любви" - ребенок любит мать как источник удовлетворения первичных потребностей. Харлоу провел эксперимент, в котором давал на выбор новорожденному детенышу макаки-резус 2 манекена: один - мягкий, приятный без еды; второй - проволочный, с молоком. Обезьянки ели на проволочном, но сразу же переходили к "мягкому", удобному. Вывод: телесный контакт и комфорт более важны, чем просто возможность поесть. Дж. Боулби описывает четыре фазы привязанности: 1) неразборчивая реакция на людей (от 0 до 3 месяцев); 2) фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев); 3) интенсивная привязанность и активный поиск близости (6 месяцев - 3 года); 4) партнерское поведение (3 года - окончание детства). (подробнее об этом см.: Крэйн У., 2002. С. 72; Хоффмайстер. М., 2002. С. 144). Аналитики были согласны с результатами Боулби о способности младенцев к привязанности, но возражали против теории двойственных инстинктов и утверждения Боулби о том, что младенец переживает горе так же, как и взрослый (см. Хрестомат. 3.3).
Перенос и сопротивление
Различия в моделях и техниках психоанализа тем не менее не снижают ценности многих базовых проблем глубинной психологии личности. Такими проблемами являются перенос и сопротивление. Перенос (трансфер) - процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами. В психологии это личности перенос (трансфер) трактуется как копия тех импульсов и фантазий, которые пробуждаются и осознаются в процессе психоанализа; для него характерна замена ранее знакомой личности личностью врача. Перенос встречается во всех человеческих отношений, он естественен. Постепенно Фрейд осознает это и определяет перенос как важную часть психоаналитического процесса. Общим знаменателем всех явлений переноса является повторение. Модель аналитического процесса у Фрейда выражена в триаде "воспоминание, повторение, проработка". В этом смысле перенос рассматривается как повторение, или новое "издание" старых объектных отношений, т.е. имеет место перемещение: импульсы, чувства и защиты по отношению к личности в прошлом перемещаются на личность в настоящем, т.е. из "там и тогда" в "здесь и теперь". Перенос возникает в случае способности пациента к регрессии (но при этом частичной и обратимой). Фрейд полагал, что психоанализ показан пациентам с неврозом переноса, т.е. со способностью регрессировать, но при этом жить в реальном мире (на это не способны нарциссические личности). Невроз переноса - совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента, и невротический конфликт оживает в аналитической ситуации. Невроз переноса разрешается путем анализа.
- Типичными проявлениями реакций переноса являются:
- Неуместность, т.е. неадекватность проявления реакции на объект в настоящем (30-летняя женщина ведет себя как 5-летняя девочка).
- Интенсивность - чрезмерность реакции рассматривается как свойство переноса в сочетании с неуместностью.
- Амбивалентность - сосуществование и чередование противоположных чувств (любви и ненависти, желаний и отвращений и др.).
- Непостоянность - неустойчивость, хаотичность, беспорядочность реакций (переменчивый характер реакций).
- Стойкость - длительность по времени осуществления.
Основными элементами переноса являются: объектные отношения, затрагивающие троих людей - субъекта, объект прошлого, объект настоящего; повторение, перемещение - смещение чувств, фантазий от объекта или образа в прошлом на объект или образ в настоящем; регрессия - осуществление повторения путем перехода на более ранние стадии развития объектных отношений.
- Клиническая классификация реакций переноса:
- Классификация З. Фрейда.
- Позитивный перенос - отношение, которое проявляется в реакциях симпатии, любви, уважения и сексуального желания к аналитику. Несексуальные, неромантические позитивные отношения способствуют рабочему альянсу.
- Негативный перенос - чувства, которые основаны на ненависти в любой из ее форм (гнев, враждебность, недоверие, презрение, зависть и др.).
- Классификация с точки зрения объектных отношений.
- Она включает в себя отцовский перенос, материнский перенос, перенос, в основе которого лежала фиксация на брате и т.д. Реакции переноса детерминированы бессознательными чувствами по отношению к отцу, матери и др. Наиболее трудными для анализа, согласно Ральфу Гринсону, являются - для женщин - примитивная любовь к матери, а для мужчин - примитивная ненависть к матери как случаи, противоречащие естественной диспозиции комплексов Электры и Эдипа.
- Классификация по критерию либидозных фаз:
- оральный перенос - сопровождается "поглощением" слов, фраз аналитика, страхом сепарации ("звук голоса напоминает запах кофе");
- анальный перенос - сопровождается реакцией на вопросы как необходимость что-то продуцировать (ответы), ассоциации свои оценивает как драгоценный материал, интерпретации аналитика как внедрение или облегчение. Переживания по поводу автономии, стыда, чистоплотности, скупости; фаллический перенос сопровождается инцестуозной любовью и кастрационным страхом.
- Перенос с точки зрения структуры психики:
- аналитик может представлять собой фигуру Супер-Эго (критический, отрицающий, негативный);
- Ид (пациент проецирует на аналитика желания Ид, воспринимая его как совращающего, агрессивного и др.);
- Эго (рассматривает его с точки зрения его с точки зрения реальности, задает вопросы "Что бы сейчас сделал мой аналитик?" "Что бы сказал в этой ситуации?").
Сопротивление - оппозиция анализу, это силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа. В работе З. Фрейда и И. Брейера "Об истерии" (1893-1895 г. г.) авторы (в первую очередь сам Фрейд) делаются открытия сопротивления и переноса. При лечении пациентки Элизабет фон Р. в 1892 г. был впервые употреблен термин "сопротивление". Фрейд объясняет этот механизм тем, что пациент "отгоняет прочь" несовместимые идеи. Причем сила сопротивления пропорциональна количеству энергии, с которой эти идеи пытаются проникнуть в ассоциации. В те годы Фрейд говорит о преодолении сопротивления с помощью давления на лоб, настойчивости и др. К 1904г. сопротивление становится одним из краеугольных камней его теории. Гипноз, внушение и отреагирование были устранены в пользу свободной ассоциации. Постепенно Фрейд перестает рассматривать сопротивление как помеху и приходит к идее о том, что сопротивление - источник глубоких знаний о пациенте, о его симптоматике. Современный психоанализ обобщает и развивает идеи Фрейда и его последователей, описывая клинические проявления сопротивления, виды сопротивления и технику его анализа.
- Клиническими проявлениями сопротивления являются:
- Молчание пациента, которое нередко рассматривается как повторением прошлого, где оно выступало основной реакцией на какое-либо травматическое событие. Аналитик может задавать вопросы: "Что может делать ничто в вашей голове?", "О чем ваше молчание?".
- Отсутствие у пациента способности рассказывать.
- Отсутствие эмоций в процессе рассказа, сухая, монотонная, невыразительная речь. Слова и чувства не соответствуют друг другу.
- Телесные зажимы, ригидность позы, скованность движений, противоречие между экспрессивным и вербальным поведением, сжатые руки, перекрещенные ноги.
- Фиксация во времени - пациент рассказывает только об одном времени - прошлом, настоящем и др.
- Фиксация на внешних, маловажных, незначительных событиях.
- Избегание тем.
- Ригидность, повторение одних и тех же слов, действий, например, каждый сеанс начинается с одной и той же темы, симптомов.
- Специфический язык - использование клише, технических терминов или стерильного языка (вместо "Я был взбешен" используется фраза "Я бы испытывал неприязненные чувства"). Примеры клише: "Действительно" и "верно", "Честно", "Я полагаю", "Вы знаете" и др.
- Опоздания, пропуски сеансов. Забывчивость при оплате.
- Отсутствие сновидений - сопротивление процессу воспоминаний. Сновидение - одна из наиболее важных форм подхода к бессознательному, к инстинктивной жизни пациента, и забывание сновидений - указывает на борьбу пациента с разоблачением его бессознательного.
- Действие вовне, когда пациент разговаривает о материале аналитического сеанса с кем-то еще помимо аналитика.
- Частные веселые сеансы. Во время встречи у пациента может возникать чувство удовольствия. Тем не менее психотерапевтический процесс - это скорее тяжелая работа, нежели приятное, комфортное времяпрепровождение, поэтому постоянное веселье рассматривается как признак сопротивления.
Классификация сопротивлений. Существует несколько вариантов классификации сопротивлений. Указываем лишь на одну из них. Сопротивление делят на чуждые Эго (Эго-дистонные) и знакомые Эго (Эго-синтонные). С Эго-дистонными сопротивлениями легко работать, они поддаются анализу и, как следствие, дают возможность установить рабочий альянс. Эго-синтонные сопротивления труднее опознать и аналитику, и пациенту, и поэтому труднее заключить рабочий альянс. В начале анализа работают с Эго-дистонными сопротивлениями, а после установления рабочего альянса - с Эго-синтонными.
Словарь терминов
1. Эго-психология
2. Идентичность
3. Эпигенез
4. Объектные отношения
5. Сепарация
6. Защитные механизмы
7. Привязанность
8. Перенос
9. Сопротивление
10. Базисный дефект
11. Нормальный аутизм
Вопросы для самопроверки
1. Каковы функции Я по Гартманну?
2. Какие защитные механизмы выделила А. Фрейд?
3. В чем заключаются отличия эпигенеза от преформизма?
4. По каким признакам определяют сформированность доверия на орально-сенсорной стадии развития?
5. Что такое компетентность по Эриксону?
6. Назовите и дайте определение защитным механизмам, которые, согласно М. Кляйн, возникают уже на первых стадиях развития ребенка.
7. Каковы основные стадии процесса отделения/индивидуации по М. Малер?
Список литературы
1. Адамс Э.К. Творчество Эрика Х. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 178-223.
2. Балинт М. Базисный дефект. М.: Когито-Центр, 2002. 256 с.
3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001.
4. Бессер Р. Жизнь и творчество Анны Фрейд // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 1-54.
5. Вальдхорн Г.Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 55-83.
6. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001.
7. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 368 с.
8. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
9. Ризенберг Р. Творчество Мелани Кляйн // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 84-124.
10. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
11. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115-244.
12. Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2002. С. 125-177.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
14. Шмидбауэр В. Вытеснение и другие защитные механизмы // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 289-295.
15. Штоцка Г. Остроумие и юмор // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 304-343.
16. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2001. С. 134-198.
17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 592 с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.
|
|