Возникновение и развитие философии науки. Перечень контрольных вопросов к кандидатскому экзамену
По истории и философии науки
(Часть 1)
Общие проблемы философии науки
1. Возникновение и развитие философии науки.
2. Предмет философии науки. Типология представлений о природе
философии науки.
3. Знание, познание и его формы.
4. Научное и вненаучное знание.
5. Наука как познавательная деятельность. Основные модели
процесса научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.
6. Особенности научного познания. Критерии научности.
7. Наука как специфический тип знания. Типы научной
рациональности.
8. Наука как социальный институт. Этос науки.
9. Основные концепции о взаимоотношении философии и науки:
натурфилософская, позитивистская, антиинтеракционистская,
диалектическая.
10. Философские основания науки.
11. Проблема классификации наук.
12. Проблема периодизации истории науки.
13. Проблема возникновения науки. Интернализм и экстернализм.
14. Античная наука.
15. Наука в европейском Средневековье.
16. Классическая наука.
17. Неклассическая наука.
18. Особенности постнеклассической науки.
19. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки.
Традиции и новации как выражение преемственности в развитии науки.
Дифференциация и интеграция науки.
20. Научные революции как коренные преобразования основных
научных понятий, концепций, теорий, как внедрение новых методов и
открытие новых «миров».
21. Проблема истины в научном познании. Основные концепции
(корреспондентная, когерентная, элиминационный подход) и критерии
истины.
22. Метод и методология в научном познании.
23. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и
субъективного.
24. Классификация методов.
25. Особенности эмпирического исследования.
26. Специфика теоретического познания и его формы.
27. Структура и функции научной теории.
28. Закон как ключевой момент теории.
29. Гипотеза как форма и метод научно-теоретического знания.
30. Научные методы эмпирического исследования.
31. Научные методы теоретического исследования.
32. Общелогические методы и приемы познания.
33. Основные черты постпозитивизма как современной стадии
развития философии науки.
34. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.
35. Концепция смены парадигм Т. Куна.
36. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
37. Плюрализм в эпистемологии П. Фейерабенда.
38. Классический и неклассический идеалы научности.
Философские проблемы медицины
1. Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика.
2. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и
здравоохранения.
3. Системная структура знания в философии медицины.
4. Специфика медицины как науки. Объект и предмет медицины.
5. Классификация медицинских наук как философская и
методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских
знаний.
6. Особенности развития медицины в ХХ веке.
7. Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств,
методов и целей.
8. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины.
9. Философия медицины как теория и метод.
10. Философские категории и понятия медицины (количество и
качество, мера и норма, целое и часть, структура и функция), их
методологическое значение в философии медицины.
11. Теория отражения и современные научные представления об
эволюции форм отражения в живой природе.
12. Мозг и психика. Происхождение и сущность сознания. Проблема
идеального.
13. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Проблемы
критерия истины в философии и медицине.
14. Методы познания в медицине.
15. Диалектика социального и биологического в природе человека.
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека.
16. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и
болезни.
17. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к
его изучению.
18. Идеалы научности современного медицинского знания.
19. Биоэтика как наука о самоценности жизни, ее содержание.
20. Современные тенденции развития медицинского знания.
(Часть 1)
Общие проблемы философии науки
Возникновение и развитие философии науки.
Создавая образ философии науки как направления западной и отечественной философии, следует четко определить ее исторические границы, корни и условия возникновения. В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине XIX в. в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира. Развитие данного направления связано с деятельностью оригинальных мыслителей и с множеством авторских концепций, сосредоточивших свое внимание на феномене "наука" и предлагавших ту или иную модель развития научного знания Концепция "позитивной науки" представлена Огюстом Контом (1798-1857). Он считал, что наука, как третья стадия эволюции, сменяет предшествующие ей теологическую и метафизическую, заменяющую сверхъестественные факторы развития сущностями и причинами. Условно — вт. половина XIX в.: поток н. публикаций, посвящённых проблеме строения. Предпосылки возникновения философии науки: -Рост масштабов н. деятельности, -Содержание н. исследований. -Развитие прикладных исследований, кроме того расширяется сеть научных учреждений, исследовательских лабораторий, растет число ученых. Происходит расщепление культуры на 2 типа: гуманитарная культура и естественнонаучная. К концу XIX-началу XXв. — кризис механического мировоззрения, сл-но, развитие основания физики. В начале 19 века со строго логическим изложением математического анализа выступает франц. математик Коши, затем Бальцано. В работах Пуанкаре, Дюринга и др. обсуждалось, что такое научная теория. Эрнст Мах (австрийский физик, механик и философ-позитивист.) пытался осмыслить ключевые понятия физики. Существует 2 пустых класса знаний и мнений. Махизм — психологическая установка в н. познании. Махизм формулирует и решает те методологические проблемы, которые стихийно формулируются в естествознании во 2-ой ? 19 в. (проблема места, статуса механики в философии природы и проблема фундаментальных понятий механики, таких как пространство, масса, сила). По мнению Маха, все человеческие верования и представления можно разделить на 2 класса. 1. верования и представления, которые имеют твердые основания. Именно эти представления выступают как знания. 2. верования и представления, которые имеют предположительный характер, рассматриваются как мнения. Неокантианство Марбургской школы (Коген, Наторп, Касирер) антипсихологическая установка. Математика лежит в основе физических наук. Неопозитивизм (30-40-е гг. XX в.) (Карнап, Нейрат, Рейхенбах). Наука должна быть основана на строго логическом стандарте: факты>метод>теория. Постпозитивизм (к. 50-60-е гг. XX в.) Куайн, Кун, Лакатос. Нет единого метода н. познания. На сегодняшний день философия науки является отдельным направлением философии, самостоятельной философской дисциплиной. Философия науки является как направлением исследований природы науки, так и предметом высшего профессионального образования. Этому современному состоянию предшествовал процесс его становления, понимание которого, является условием возможности свободного и целесообразного формирования стратегий образования в будущем. Становление философии науки как направления исследований имело в качестве своей предпосылки оформление философия науки в качестве части философии, части определённых философских учений. Философия науки как часть философии является процессом и результатом применением всего интеллектуального потенциала философии к освоению феномена науки. В этом качестве философия науки возникает там и тогда, где и когда философия относится к науке систематически как к уникальному ареалу опыта бытия человека-в-мире. Как отдельное направление философии, философия науки сложилась приблизительно во второй половине XIX века в связи с необходимостью решения методологических проблем бурного развития науки и была ориентирована на выявление роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. Таким образом, основным предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания, взятого в его историческом развитии и рассматриваемого в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее еще называли, «метафизической», проблематики. Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению «метафизических» проблем. Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII—XVIII вв. возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной «метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта, «первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального, отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру, — все это стало возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем, что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания, и приписывания всему остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к делению философов на эмпириков и рационалистов. Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием. Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в. Гегель противопоставил «отрицательной метафизике» XVII—XVIII вв. строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть «положительная», или «разумная», метафизика. На практике реализация тезиса о «разумной метафизике» приводила к философской спекуляции. Из философской системы Гегеля современные ему естествоиспытатели восприняли не столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического метода мышления, сколько спекулятивные результаты, которые не могли быть приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом. На основании изученной научной и учебной литературы перейдем к рассмотрению и анализу основных этапов развития философии науки, которая формируется в контексте эволюции позитивистской, неопозитивистской и постпозитивистской философии, в центре внимания которых находится феномен науки.
|