Обратная связь
|
Философия о единстве и многообразии мира
Никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Это многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений. Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Это многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира? Понятие «материя «в силу его предельной общности можно определить только через противопоставление другому предельно общему понятию, обозначающему нечто нематериальное. Таким понятием является сознание [5, с. 109]. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции. Субстанция (от лат substantia – сущность, то лежит в основе) – философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных веществ, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Субстанция – основа, сущность всех вещей и явлений; для материализма субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя, для идеализма – дух, идея. Объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанция есть обозначение внутреннего единства реальности безотносительно к ее многообразным внешним проявлениям. Субстанция – это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести понятие материи до понятия субстанции – значит доказать, что материя самоорганизуется и самодвижется, не нуждаясь во внешних источниках движения. Уже в античной философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла - земля, огонь, воздух и вода). Вообще впервые о субстанции заговорил родоначальник европейской науки и философии, математик Фалес из Милета (ок.625 - 547 до н. э). Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Преемник Фалеса Анаксимандр (ок.610 - после 540 до н. э) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову всего сущего он принял апейрон- неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно - движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. [7, c.154] Третий представитель Милетской школы - Анаксимен (ок.585 - 525 до н. э) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Т.о. все милетцы осуществили прорыв своими мировоззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: "Из чего все?". Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Античный философ Демокрит (ок.470 до н. э) все первоначало сводил к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Мир - это единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы, вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и абсолютной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Душа, согласно Демокриту тоже состоит из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось у него наравне с материальным - с единой субстанцией. Античный философ Аристотель (384 - 322 до н. э), воззрения которого являют собой грандиозную систему конкретно - научного и собственно философского знания, отождествлял субстанцию с первой сущностью, характеризуя ее как основу, неотделимую от вещи, ее индивидуальности. Он разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была "сущность", или "субстанция", а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: субстанцию, состояние, отношение. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определенность предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной субстанций, но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию.
Исходя во многом из учения Аристотеля Фома Аквинский (1225 - 1274) рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается, считал он, в единстве формы и материи. Материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность", ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский делил сущее на субстанции и акциденции. Акциденции, т.е. атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время и пр) являются определениями субстанции. В философии нового времени выделяются две линии анализа субстанции. Первая, связанная с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме английского философа Френсиса Бэкона (1561 - 1626) на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления субстанции с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции противостоят рационалистические воззрения Рене Декарта (1596 - 1650). Субстанция является фундаментальным понятием его учения. Декарт твердо и ясно установил два принципа научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего духовного мира необходимо рассматривать исключительно сточки зрения ясного рассудочного самосознания. Мыслитель отвергал одушевленность животных: душа по Декарту, присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Причем субстанция характеризуется как вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, которое самодостаточно в отличие, например от свойств, функций, отношений и т.п. По сути, под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций - духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами - мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них. Так, впечатления, воображение, желание, чувства - это модусы мышления. А фигура, положение, движение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Таким образом духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики (например, "две величины равные третьей, равны между собой). Эти идеи есть истины как воплощение естественного света разума.
В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций. Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции. Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношения субстанции были преодолены нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632 - 1677) на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность - не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама через себя. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию.
Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается в каких - либо других причинах. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами - протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление - лишь частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1645 - 1716) в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых субстанций, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы. Однако, Лейбниц "изъял" из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром. Вторая линия анализа субстанции - гносеологическое осмысление понятия субстанция, его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата английским философом Джоном Локком (1632 - 1704) в его анализе субстанции как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Также английский философ Дж. Беркли (1685 - 1753) вообще отрицал понятие материальной субстанции, допуская лишь существование духовной субстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной субстанций, видел в идее субстанции лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию.
Величайший философ Новейшего времени Иммануил Кант (1724 - 1804), развивая гносеологический анализ понятия субстанция, указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория субстанции, по Канту, - "... условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта... "[8, c.297]. В отличие от недиалектического понимания субстанции как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал субстанцию как нечто внутренне изменчивое.
Этот подход был развит немецким философом Георгом Гегелем (1770 - 1831), который выделял внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие. Однако диалектическая трактовка субстанции как субъекта, развертывающего свое содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него субстанция - ступень развития "идеи", а не бытия. Для современной западной философии характерно негативное отношение к категории субстанции и ее роли в познании. В различных течениях неопозитивизма понятие субстанция рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. Французский мыслитель А. Бергсон (1859 - 1941), критикуя механицизм и догматический рационализм, утверждал, в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена "вверх", а материя "вниз". Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром "твердых тел", оказывает сопротивление жизни и становлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой. В лингвистической философии понятие субстанция рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия субстанции существует ряд направлений идеалистической философии, которые сохраняют традиционную трактовку субстанции (неотомизм, неореализм). Диалектико-материалистическое учение о субстанции было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости. С точки зрения диалектического материализма категория субстанция - одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины ее изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому отрицанию категории субстанции марксизм подчеркивает ее необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Понимание материи как субстанции позволяет объяснить многообразие, оставаясь на позициях монизма, дает возможность вывести сознание из материи, сознанием не обладающим. Все объекты живой природы представляют собой системы, для которых характерно иерархическое соподчинение входящих в них элементов. На основании этого выделяют биологическую концепцию структурных уровней. В соответствии с ней, все живые системы делятся на следующие уровни:
1. Молекулярно-генетический (изучение физико-химических процессов, происходящих в живых организмах: обмен веществ и энергии);
2. Онтогенетический (изучение живых систем на уровнях клеток, тканей, органов, систем органов, организма);
3. Популяционно-видовой (изучение процессов микроэволюции);
4. Биоценотический (на уровне экосистем изучается экология);
5. Биосферный (вопросы глобальной экологии, биосферы, ноосферы) [3, с. 116].
Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития их духовную жизнь. Взаимодействие с окружающей природой, осуществляемое человеком в его практике, представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование опирается на законы развития мира и может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития. Большинство предметов и процессов искусственно созданной человеком «второй природы» не могут самопроизвольно возникать в нашей Метагалактике. Природа не создала ни колеса, ни автомобиля, ни ЭВМ, хотя какие-то, иногда отдаленные, их аналоги можно обнаружить среди объектов естественной природной среды. Самосборка автомобиля или счетной машины на полупроводниках в самой природе без человека неосуществима, но как воплощение в материал природы человеческих целей, как опредмечивание человеческого духа эти объекты обретают реальное бытие. Эволюция создаваемой человеком искусственной природной среды есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества. В человеческой жизнедеятельности как бы сталкиваются различные линии саморазвития материи: с одной стороны, естественная эволюция неживой и живой природы, с другой – искусственная, только в обществе реализуемая эволюция материи. Причем вторая, возникающая благодаря человеческой деятельности линия эволюции материи реализуется не только в формах развивающейся предметной среды, которую создает человек в процессе производства, но и в форме развития самого человека, который развертывает свои природные возможности, строит новые разнообразные формы общения и социальных отношений и в этом процессе изменяет самого себя. Понимание истории человечества как особого этапа грандиозного развития материи ставит интереснейшие мировоззренческие проблемы возможности существования иных цивилизаций, путей их развития, космического будущего человечества. Эти проблемы имеют общекультурный смысл и обсуждаются в философии.
Заключение
Итак, подведем итоги. Понятие материи – сложнейшая философская абстракция, которая раскрывается, с максимально возможной полнотой, только всей системой понятий философии. Проблема соотношения материи и сознания в философии является основополагающей, так в зависимости от ее решения происходит деление на основные течения в философии – материализм и идеализм.
Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних до современных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития. Говоря о материи, можно отметить, что материя может быть определена через отношение к сознанию, как все то, что существует вне сознания и независимо от него
Сноска с литературой
1.Введение в философию / Авт. Колл. Фролов И.Т. и др. – 3-е издание переработанное и дополненное. – М. Республика, 2004.
2.Орлов В.В. Общая философия – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001
3.Спиркин А.Г. Философия. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002
4.Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М.: ЭКСМО, 2003
5.Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2006
6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ. 2004 7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. С. 154.
8.Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.С. 297.
|
|