Государства – основные субъекты МП. Постоянно нейтральные гос-ва. Международное право: понятие и предмет регулирования.
Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.
Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:
· между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;
· между государствами и международными межправительственными организациями;
· между государствами и государствоподобными образованиями;
· между международными межправительственными организациями.
МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.
1) Нормы МП создаются в основном государствами и международными организациями на основе соглашения
2) Международные отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции государства – предмет МП.
Объекты международных отношений:
1) Вопросы, которые по своей сути являются международными и не могут относиться к внутренней компетенции государства: вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)
2) Другие вопросы, которые могут быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)
3) Вопросы, которые входят во внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).
Соотношение МП и внутригосударственного права.
Проблема возникла в конце 19в.
2 теории: 1) Монизм: МП и внутригосударственное право – это единое целое. 2 подвида: - доминанта МП над государственным правом - доминанта государственного над МП (Гегель). 2) Дуализм: МП и государственное право – это две автономные правовые системы, взаимодействующие и взаимовлияющие. Соотношение МП и государственного права регламентируется государственными актами.
Способы:
1) Государство может предусмотреть в законодательстве положение о непосредственном действии норм МП на его территории (Франция, Бельгия, РФ, Нидерланды). Пример: Конституция РФ ч. 4 ст. 15.: «Общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется правила международного договора».
2) Государство может трансформировать нормы МП в нормы государственного права путем принятия нового нормативного акта или внесения изменений в нормативные акты – дуалистические государства (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство).
Субъекты МП: пон-е, виды. М/н правосубъектность инд-дов.
Субъекты МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.
Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государствоподобные образования (Ватикан). Их свойства: они могут создавать нормы МП; могут вступать друг с другом в дипломатические отношения.
Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, комитет красного креста и полумесяца, ЮЛ, ФЛ), так как:
1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека
2) ФЛ может нести международную уголовную ответственность, но оно не может заключать международные договоры.
Особенности субъектов МП:
1) В МП нет недееспоспособных субъектов.
2) Правосубъектность в МП – это объем прав и обязанностей, закрепленных в нормах МП.
3) Правоспособность в МП (ст. 6 ВК о праве международных договоров 1969г.) – каждое государство обладает правоспособностью.
Виды субъектов:
По происхождению:
1) Основные (первичные): государство, нации и народы, борющиеся за независимость – они являются самостоятельными, их правосубектность не зависит от чьей-либо воли.
2) Вторичные (производные): международные межправительственные организации, государствоподобные образования, нетрадиционные субъекты МП:
- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.
По объёму прав и обязанностей:
1) правосоздающие (традиционные) = правореализующие
2) правореализующие (нетрадиционные).
Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.
Государства – основные субъекты МП. Постоянно нейтральные гос-ва.
С точки зрения современного МП, государство - образование, обладающее:
- суверенитетом
- определенной территорией
- населением
Государство обладает универсальной правоспособностью
Государства как участники МО равны.
Права и обязанности:
- основные ПиО – обусловлены основными принципами МП
- производные ПиО – вытекающие из основных ПиО
- индивидуальные ПиО – двусторонние или трёхсторонние договоры.
Постоянно нейтральное государство – то государство, которое добровольно приняло на себя обязательство путём заключения международного договора или в одностороннем порядке соблюдать постоянный нейтралитет, т.е.:
· не вступать в военные союзы;
· не допускать военного присутствия на своей территории других государств в мирное и военное время;
· не участвовать в вооруженном конфликте между государствами;
· воздерживаться от политики, которая могла бы привести к вовлечению в войну.
Постоянный нейтралитет не влечёт утрату государством права на самооборону в случае нападения на него, у государства могут быть свои вооруженные силы.
Сегодня: Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджи, Мальта, Туркменистан.
Признание государств.
Способы образования государств:
1) В результате коренных изменений в экономическом и политическом строе.
2) Объединение нескольких государств в одно.
3) Разделение одного государства на несколько государств.
4) В результате отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельных государств.
5) Образование нового государства на месте бывшей колонии.
Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.
Теории:
1) Конструктивная теория – только после признания всеми (большинством) существующими государствами.
2) Декларативная теория – с момента провозглашения.
Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.
Способы признания государства:
1) Де-Юре (полное) – установление дипломатических отношений с новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.
2) Де-Факто – заключение международных договоров по различным вопросам.
|