Концепция жизни и ее художественное воплощение в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» Контрольная работа по курсу
«История русской литературы ХХ века»
Преподаватель: доцент кафедры русской литературы Н.Ю. Букарева
Задание: каждый студент пишет к.р., включающую две темы на выбор.
К.р. предполагает написание развернутых ответов на сформулированные вопросы.
На экзамене обязательно собеседование по к.р.
Тема №1
«На дне» М. Горького. Социальное и философское в пьесе.
Споры о смысле пьесы в критике и литературоведении
1. История создания и первой постановки пьесы. Приведите отклики современников на пьесу. Чем вы объясните разноголосицу мнений о драме?
2. Жанровое своеобразие. Обратите внимание на социальное происхождение ночлежников: разночинцы, рабочие, крестьяне. Попытайтесь смоделировать другую драматическую ситуацию, в которой можно было бы свести вместе горьковских персонажей. Вспомните, был ли Горький первооткрывателем темы «социального дна»? Играют ли определяющую роль в судьбе персонажей различия социального плана? К какой жанровой разновидности драмы вы бы отнесли пьесу Горького – к социальной или философской драме?
3. Основная проблематика пьесы «На дне». Как бы вы сформулировали основной вопрос пьесы? Кто из персонажей первым произносит его? Возникал ли он в прежних произведениях Горького? Какое понятие играет в пьесе роль основного лейтмотива? Как оно связано с проблематикой пьесы?
4. Система образов пьесы. Какова роль любовной интриги в пьесе? Сколько персонажей объединены этой интригой? Объясните, почему большая часть персонажей драмы не играют роли в развитии драматургической интриги. Костылевы –Наташа – Пепел. Каково важнейшее различие, разделяющее ночлежников на две группы? Вспомните, во что верят и на что надеются Актер, Анна, Наташа, Пепел, Настя. Есть ли вера у Бубнова, Барона, Сатина? Как складываются отношения «верующих» и «неверующих» в начале пьесы? Обратите внимание на то, как ведет себя Барон по отношению к Насте в 1 действии.
5. Образ Луки:
· отношения Луки с Анной, Наташей, Пеплом, Настей, Клещом, Актером; выдумывает ли Лука нечто свое, чтобы утешить этих людей, или поддерживает уже сложившуюся у каждого из них мечту?
· при каких обстоятельствах у Актера впервые возникает мысль о лечебнице? Сопоставьте высказывание Луки о лечебницах с его интерпретацией Актером;
· как вы поняли девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»?
· почему Лука не пытается «утешить» Бубнова, Барона, Сатина? Как он относится к человеку: любит ли он людей, верит ли в них?
· какова цель «утешительства» Луки, преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других людей вызвано иными мотивами?
· как вы истолкуете смысл притчи о праведной земле, рассказанной Лукой?
· как относятся к Луке герои пьесы? При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о Человеке, чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?
· в чем двойственность отношения Сатина к Луке, в чем разница позиций Сатина и Луки?
· правомерно ли сближение Луки и Данко современной Горькому критикой?
· различия в трактовке образа Луки в литературоведении 1960-1970-х гг.; как вы относитесь к интерпретациям, предложенным Б. Бяликом, с одной стороны, и сторонниками новой трактовки (Г. Гачев, Б. Костелянц и др.), с другой?
6. Охарактеризуйте важнейшие особенности сценического действия в пьесе. По какому принципу реплики персонажей связываются друг с другом (всегда ли последующая связана с предыдущей: отталкивается от нее, отвечает на нее или спорит с ней)? С пьесами какого русского писателя сопоставима драма Горького по своей композиционной организации?
7. Какова роль литературно-драматургических реминисценций в речевом строе пьесы?
8. Какие проблемы пьесы, на ваш взгляд, остаются актуальными для современности? Приведите, если сможете, примеры современной литературы, проблематика которых в чем-то созвучна проблематике пьесы Горького «На дне».
9. Какие аспекты проблематики и художественной формы пьесы, по вашему мнению, требуют дальнейшей разработки литературоведов?
Основная литература:
1. Бялик Б.А. Горький-драматург. М., 1977, с.91-110,142-152.
2. Гачев Г. Что есть истина? Прения о правде и лжи в «На дне» М. Горького // Театр, 1996, №12
3. Костелянц Б. Спор о человеке // Нева, 1968, №3
4. Муравьев А. «Старик - не шарлатан» // Литература в школе, 1980, №6
Дополнительная литература:
1. Бялик Б.А. Гуманизм подлинный и мнимый. Пьеса «На дне» сегодня// Знамя, 1978, №7, с.215-227
2. Михайловский Б. В. Драматургия Горького эпохи первой русской революции. М., 1955, гл.2,5,6
3. Сидоров Е. На пути к синтезу. М., 1979, с. 140-157
4. Юзовский Ю. «На дне» Горького. Идеи и образы. М., 1968
Тема №2
Концепция жизни и ее художественное воплощение в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1. Дайте краткую характеристику творчества И.А.Бунина 1910-х годов. Что нового вносит предоктябрьское десятилетие в творчество писателя? Как расширяется тематика его произведений? Докажите примерами, что проза Бунина 1910-х годов достигает большей, чем прежде, социальной остроты и большей философской обобщенности.
2. Какова связь рассказа «Господин из Сан-Франциско» с рассказами «Братья» и «Сны Чанга»? Каким образом рассказы дополняют и проясняют друг друга? Что явилось непосредственным толчком к написанию рассказа? Раскройте смысл эпиграфа, предпосланного рассказу.
3. Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско»:
а) «Атлантида» как модель человеческой цивилизации; гуманистические мотивы рассказа. Можно ли свести смысл рассказа, на ваш взгляд, только к антибуржуазному пафосу?
б) чем обосновывает свое право на удовольствия безымянный герой рассказа? Сравните подробно изложенные в рассказе планы господина и их реальное осуществление. Почему не сбываются ожидания героя рассказа, основанные на изучении рекламных проспектов?
в) истолкуйте «мистические» явления, свидетелем которых становится господин из Сан-Франциско. Почему он сам не в состоянии их истолковать?
г) концепция жизни и смерти в прозе И.Бунина. По какому «сценарию» проходит жизнь человека в рассказе Бунина? Почему смерть господина наступает внезапно, вдруг?
д) в каком освещении предстает в прозе Бунина человек: в одностороннем или многогранном? Как соотносится социальное, национально-историческое и общечеловеческое в персонажах писателя? Прокомментируйте соотношение социального критицизма и экзистенциальной проблематики в рассказе.
4. Каков авторский идеал и как он выражается в рассказе? Какое жизненное поведение представляется автору наиболее приемлемым в этом мире? Обратите внимание на поведение коридорного Луиджи, рыбака Лоренцо, хозяина повозки, перевозящей тело господина из Сан-Франциско. Чем можно объяснить внешнюю беззаботность их поведения? Прокомментируйте специфику использования автором собственных имен. Почему господин и члены его семьи остаются безымянными, в то время как периферийные персонажи – Лоренцо, Луиджи, Кармелла – наделены собственными именами? Каковы критерии ценности личности в рассказах писателя? Каким персонажам свойственно умение относиться к жизни как к драгоценнейшему дару, ощущение полноты жизни?
5. Художественное совершенство бунинской прозы:
а) композиционные приемы в рассказе. Заканчивается ли рассказ с завершением сюжетной линии господина из Сан-Франциско? Почему история главного героя оказывается лишь фрагментом рассказа? Есть ли в рассказе сюжетные линии, не относящиеся к жизни главного героя? Каково их содержательное наполнение? Каковы конкретно-исторические и локально-географические подробности происходящих в рассказе событий? Только ли «сюжетное» время значимо для понимания авторского отношения к ним? Каким образом пространственно-временные рамки расширяются?
б) предметная детализация в бунинской прозе; роль детали в рассказе. Объясните, почему так подробно описан в произведении распорядок жизни на пароходе? Проанализируйте описание туалета господина из Сан-Франциско. Каковы содержательные функции «избыточных» частностей? Не заслоняется ли общая картина мира в рассказе почти «микроскопическим» видением подробностей? Как сочетаются в рассказе крупный и общий план изображения? В чем стилевая уникальность бунинского использования деталей?
в) прием контраста в бунинском рассказе 1910-х годов, его содержательное наполнение. Приведите конкретные примеры использования контраста в рассказе «Господин из Сан-Франциско»;
г) бунинский пейзаж, своеобразие поэтического видения мира. Играет ли пейзаж вспомогательную роль в рассказе или имеет самостоятельную значимость? Приведите примеры пейзажных описаний из других произведений И.Бунина, которые, на ваш взгляд, дают почувствовать индивидуальность, неповторимое обаяние бунинской манеры письма;
д) элементы символики в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Может ли быть правильно воспринят рассказ Бунина без учета второго плана? Сравните использование символики Буниным и художниками декадентских течений. Как взаимодействуют в рассказе предметное и символическое значение образов? Существует ли граница между «символическими» и «несимволическими» образами?
е) какую роль в композиционном строении рассказа играет его ритмическая и звуковая организация?
6. И.Бунин как наследник классических традиций русского реализма Х1Х века. В чем сходство и различия в решении вопроса о смысле человеческой жизни между И.Буниным и Л.Толстым?
Основная литература:
1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. - М.: Просвещение, 1966.-С.212-227.
2. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. - М.: Наука, 1975.-С.133-138.
3. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. - М.: Современник, 1976.-С.165-172.
4. Сливицкая О.В. Фабула - сюжет - подробность бунинской новеллы // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Сб.4.-Калуга: Калужский гос. пединститут, 1973. - С. 39-50.
Дополнительная литература:
1. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.: Моск. рабочий. 1969. - С. 258-279.
2. Горелов А.Е. Три судьбы. - Л.: Сов.писатель, 1976 (глава «Звезда одинокая»).
3. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. - С. 272-318.
Тема №3
|