Л.Андреев «Жизнь Василия Фивейского» 1. Неудачи литературоведческих примерок: почему термины "реализм", "романтизм", "неореализм" и т.д. плохо подходят для описания творчества Л.Андреева? К каким "измам" примеривался сам Л.Андреев?
2. Историко-культурный фон повести "Жизнь Василия Фивейского". Ветхозаветная Книга Иова в роли текста-попутчика и текста-оппонента андреевской повести. С какой целью Л.Андреев выстраивает свою повесть по сюжетной модели Книги Иова? Какова роль библейских аллюзий в повести? Чем главный герой повести напоминает библейского Иова и в чем главные различия этих образов? Какова роль календарных подробностей в сюжете повести? Выявите наиболее важные эпизоды, связанные с практикой праздничных христианских богослужений.
3. Проблематика веры/неверия, богоискательства/богоотступничества: как эта проблематика повести соотносится с андреевской концепцией человека? Какая пара персонажей повести объединена мотивом избранности? Что общего и различного в обосновании этими действующими лицами собственной исключительности? Какой сюжетный эпизод становится переломным в переходе отца Василия от смирения и покорности к несогласию и бунту?
4. Элементы летописно-житийной манеры в повести. С какой целью автор стилизует ряд фрагментов повести под житийную литературу? Опишите позицию повествователя. Как соотносятся эпически-спокойные ("библейские") и лирически-взвинченные ("андреевские") отрезки текста? Какова эволюция общего тона повествования по мере развития действия?
5. Предметный мир повести. Экспрессивная деталь Л.Андреева: как она создается? Приведите примеры "пейзажных" и "портретных" описаний в повести. Сопоставьте образы двух сыновей священника. Как проявляется авторская позиция в контрасте портретных характеристик детей? Какую роль в психологической характеристике героя играют пейзажные описания? Какое время суток чаще всего «аккомпанирует» решительным сдвигам в сознании персонажа? В чем смысл серии образных параллелей, использованных по отношению к главному герою (бабочка, одинокое дерево, цыпленок и др.)? Пофантазируйте: опишите "по-андреевски" окрестности факультета, внешний облик обитателей Ярославля.
6. Особенности речи персонажей: можно ли говорить о речевой индивидуализации в повести Л.Андреева? Чья воспринимающая и описывающая оптика обеспечивает высказывания персонажей? Докажите, что речевой строй повести монологичен. Почему отец и оба его сына (погибший и родившийся), жена и дочь священника носят одинаковые имена?
7. Подберите наиболее выразительные примеры экспрессивности:
ритма (повторы, слова-лейтмотивы);
лексики (цепочки развернутых сравнений, символизация);
цвето-светового фона действия (пиротехнические эффекты громов, молний, ночных вьюг, метелей).
8. Произведения Л.Андреева в категориях пределенности/неопределенности. Насколько велик разброс интерпретаций андреевских произведений? Сопоставьте рецепцию этого и других произведений Блока, Мережковского, Волошина (задание для содокладчиков, готовится отдельными студентами).
9. «Андреевская нота» в русском и мировом искусстве последующих десятилетий: какие ассоциации протягиваются к центрально-европейскому экспрессионизму (Кафка), западноевропейской «драме абсурда» (Ионеско, Беккет), театральной стилистике Брехта, современной русской прозе («Жизнь с идиотом» Вик. Ерофеева, «Время ночь» Л.Петрушевской)?
Основная литература:
1. Книга Иова. - Библия, Ветхий Завет (любое издание).
2. Швецова Л. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму. - В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца ХIX - начала ХХ века. - М.,1975. - С.252-265.
3. Муратова К. Л.Андреев. - В кн.: ИРЛ: В 4-х т. Т.4. - Л., 1983. - С.330-341.
Дополнительная литература: (для докладчиков)
1. Иезуитова Л.А. Творчество Л.Андреева. 1892-1906. - Л., 1976. С.106-150.
2. Блок А. О реалистах. - Собр. соч.: В 8-ми т. Т.5. - М., Л., 1960-1965. - С.104-107.
3. Волошин М. Некто в сером. - В кн.: М.Волошин. Лики творчества. - Л., 1989. - С.457-463.
4. Мережковский Д. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве). - В кн.: Мережковский Д. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. - М., 1991. С.12-24, 37-39.
Тема №5
Лирика А.Блока
1. По предложенному плану дать анализ стихотворений А.Блока «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Россия» и одного из перечисленных стихотворений по выбору студента: «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «О, весна, без конца и без краю», «на железной дороге», «Превратила все в шутку сначала», «Ночь, улица, фонарь, аптека».
2. Общий план анализа:
· Реальные впечатления, отразившиеся в стихотворении;
· Место стихотворения в лирической трилогии Блока;
· Связь с предшествующими и последующими стихотворениями цикла;
· Композиция стихотворения;
· Образный строй, звукопись, ритмика;
· Лексика и символика;
· Связь с литературной традицией.
3. Анализ стихотворения «Незнакомка»:
· Время написания и реальная биографическая основа стихотворения;
· Жанр и лирический сюжет;
· Контрастность как одна из важнейших особенностей поэтики Блока. Как катастрофичность жизни, противоречивость сознания и мира отразились в композиции стихотворения?
· Характер и функции деталей первой части стихотворения. Какими средствами создается представление о жизни страшного мира? Как передано отношение лирического героя к этому миру? Приведите примеры гротескной образности в первой части стихотворения.
· Средства звукописи в первой части. Использует ли Блок в этой части «Незнакомки» ассонансы? Каков характер аллитераций?
· Какими ритмическими средствами создает автор ощущение застойности, неподвижности мира в первой части «Незнакомки»?
· Как меняется настроение лирического героя при переходе ко второй части стихотворения? Какие детали создают атмосферу любви и тревожной красоты в этой части «Незнакомки»? Приведите примеры высокой романтической лексики;
· В чем новизна традиционной романтической коллизии в стихотворении Блока? Серьезным или ироническим смыслом наполнена реплика лирического героя в заключительной строфе «Незнакомки»?
· Сопоставьте средства звукописи в первой и второй частях стихотворения. Почему во второй части используются ассонансы, как меняется характер аллитераций?
· Образ Незнакомки в стихотворении; смысловые грани символики. Можно ли дать однозначную интерпретацию образа?
· Смысл концовки стихотворения.
4. Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…»:
· Сопоставьте стихотворение с пушкинским «Я помню чудное мгновенье», определите сходства и различия художественных решений;
· В каком художественном пространстве разворачивается лирический сюжет? Земным или идеальным смыслом наполнен драматизированный монолог? Ощущается ли в стихотворении двоемирие?
· Почему стихотворение можно назвать целым романом человеческой жизни? Как переданы в нем этапы судьбы человека?
· Каковы художественные средства создания женского образа? Как достигается сплав земного и идеального в стихотворении?
· Символический смысл образа «синего плаща» в стихотворении; синий цвет и символика других цветов в лирике Блока;
· Композиционное обрамление стихотворения; смысл финала, его многозначность: подлинная или кажущаяся?
· Особенности звукописи и ритмического строя стихотворения.
5. Анализ стихотворения «Россия»:
· Тема России в лирике Блока. Выясните, каким лирическим циклом предваряется стихотворение «Россия» в сборнике «Ночные часы». Почему стихотворение начинается словом «опять»?
· Традиции лермонтовской и некрасовской поэзии в стихотворении. Как они определяют общественную позицию поэта? Какие ассоциации с художественным миром Гоголя возникают при чтении стихотворения?
· Мотив дороги в стихотворении. Какова композиционная роль этого мотива в стихотворении?
· Художественное воплощение реальных наблюдений поэта в стихотворении. Из каких деталей складывается образ России? Есть ли в произведении развернутый пейзаж, развернутая портретная характеристика?
· Как сливаются в стихотворении образы женщины и России? Каков смысл этого сближения?
· Романтические контрасты стихотворения. К какому из поэтов-классиков восходит такая традиция изображения России? Как она определяет новые черты мироощущения Блока?
· Своеобразие звукописи и ритмики стихотворения.
Основная литература:
1. Долгополов Л. А. Блок. Личность и творчество. – Л., 1980
2. Жижина А.Д. Стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» // Литература в школе, 1980, №5, с.21-24
3. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. – Л., 1978, с.35-44, 56-58.
4. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1975, гл.1.
5. Подольская И. Россия А. Блока // Литература в школе, 1980, №5, с.14-20
Дополнительная литература:
1. Минц З. Блок и русский символизм //Литературное наследство, т.92, кн.1. М., 1980
2. Орлов В. А. Блок М., 1956, гл.7.
3. Скатов Н. Россия у А. Блока и поэтическая традиция Некрасова // В мире Блока – М., 1981, с.85-114.
Тема №6
|