Рабочих недель, количество академических часов 64 КОНСПЕКТ МИНИ-ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Академический рисунок»
По направлению подготовки
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Санкт-Петербург
Курс, 2 семестр
Рисунок простого натюрморта из трех предметов и драпировки
Время на работу 20 часов. Формат 40х50 см Композиция горизонтальная. Материалы карандаш, бумага.
Рисунок натюрморта, состоящего из простых бытовых предметов, близких по форме геометрическим телам ведется по тем же правилам и в той же последовательности, что и рисунок гипсовых геометрических тел.
Натюрморт, или изображение окружающих человека предметов, составленных в единые по замыслу группы, необходим на начальном этапе обучения. Задачи, которые решаются в натюрморте, подготавливают учащегося к изображению интерьера, пейзажа и даже человека.
Начало работы над натюрмортом ставит перед учащимся новую проблему, с которой он сталкивался в какой-то мере и раньше, но которая не имела тогда такого решающего значения - проблему композиции. Даже рисуя один предмет, художник вероятно замечал, что, если он расположит его не в центре листа, а с краю, рисовать становится труднее: взгляд не охватывает всего листа, то есть не видит его так же цельно, как натуру. Поэтому сравнивать рисунок с моделью и делать его на нее похожим сложно. Необходимость целостного восприятия картинной плоскости, на которой работает рисующий, составляет одно из основных условий создания реалистического изображения. Только сумев увидеть лист бумаги и изображение на нем как единое целое, можно быть уверенным в точности рисунка. Натюрморт, в котором изображается не один, а несколько предметов, дает возможность научиться как целостному видению натуры, так и основным законам композиции.
Компоновку следует начинать с общего вида натуры. Задача состоит, как и в предыдущих заданиях, в том, чтобы зрительно уравновесить рисунок в листе и найти оптимальное соотношение размеров рисунка и листа. Зная, что у некоторых из учащихся это вызывает определенные трудности, предлагаю воспользоваться компоновочной рамкой (отверстием в листе бумаги, соответствующим по масштабу с листом рисунка).
Выполняются предварительные эскизы, в которых продумывается наилучшее композиционное решение. Выполняются тональные эскизы, в которых производится конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве. Определяется предметная плоскость, линия горизонта, постановка предметов на предметной плоскости, направление источника света и распределение светотени на предметах и на постановке в целом, граница светотени, тональная организация натюрморта в целом. Эскиз утверждается преподавателем.
При рисовании натюрморта следует соблюдать методические стадии последовательно:
1. Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2. Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3. Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4. Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5. Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально.
2.Рисунок простого натюрморта из трех предметов быта НХП и драпировки, декорированной орнаментом.
Время на работу 20 часов. Размер 40чх50. Композиция горизонтальная. Материалы карандаш, бумага.
Особенности выполнения рисунка натюрморта с включением орнаментальных мотивов. Основные задачи натюрморта. Принципы рисования орнаментов на объемной форме. Композиционное решение, определение места и размера изображения в заданном формате листа. Определение пропорций предметов, составляющих натюрморт по отношению друг к другу и внутренних пропорций. Построение предметной плоскости в перспективе. Постановка предметов и драпировок в предметную плоскость. Построение предметов в единой конструктивной среде. Понятие направленного источника света и распределения светотени на предметах и на постановке в целом. Определение меры прорисовки орнаментального украшения предметов НХП. Определение границы светотени. Светлотное содержание постановки. Тональная организация натюрморта. Обобщение, выявление главного и второстепенного в постановке.
Поиски единства стилистического решения декоративно-графического изображения постановки, включающей предметы различного и предметы украшения орнаментом. Применение пятна, линии и точки при графической трансформации формы. Роль и мера включения орнаментальных украшений предметов НХП в декоративно-графическое решение натюрморта. Выявление композиционного центра, определение светлотного содержание постановки. Силуэтное решение. Решение в два тона – черный и белый. Решение в три тона – черный и белый с добавлением серого. Обобщение, достижение общего единства.
Цели задания:усвоение технических понятий и правил композиции, построения, светотени и декоративно-графического изображения сложного натюрморта с включением предметов НХП.
Работа ведется в несколько этапов:
1. Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2. Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3. Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4. Эскизы утверждает преподаватель
5. Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1. Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2. Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3. Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4. Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5. Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально.
3. Рисунок натюрморта из трех предметов различных фактур и двух драпировок мягкими рисовальными материалами.
Время на работу 24 часа. Размер 40х50. Композиция горизонтальная. Материалы бумага, сепия.
Цели задания: познакомиться с техническими понятиями и правилами композиции построение светотени и тонального изображения натюрморта, а также освоение различных технических приемов, использование мягкого материала (сепии) по сухому, мокрому, тонированной бумаге с использованием мела, способы закрепления изображения на бумаге.
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально.
Дисциплина «Академический рисунок»
рабочих недель, количество академических часов 64
Курс, 4 семестр
1.Рисунок орнаментальной драпировки.
Время на задание 16 часов. Размер 40х30. Композиция вертикальная. Материалы бумага, карандаш
Поиск единого решения изображения драпировки, декорированной орнаментом. Композиционно-пластический отбор деталей, количества форм, размеров, градации тона, фактуры. Способы использования контраста в качестве доминанты. Мера интенсивности и количества использования тона. Ритм в изображении складок и орнамента. Достижение общего единства изображения.
Зависимость стилистики изображения элементов от характера формы (угловая, продолговатая, симметричная, асимметричная, объемная, плоская) складок ткани. Поиск единого стилистического решения изображения орнаментального декора. Композиционно-пластический отбор элементов декора, количества форм складок, размеров, градаций тона, фактур. Способы использования контраста в качестве доминанты. Использование силуэта и орнаментальных мотивов. Ритм в изображении складок и орнаментального декора. Ритмическая организация при выстраивании декоративных элементов изображения на картинной плоскости. Достижение общего единства изображения.
Ключевые понятия:складки, фактура, орнаментальный декор, градации, контраст, доминанта.
Цель задания:понимание закономерной пластики формы складок ткани и орнаментального декора на них, композиционной и тональной организации сложной формы изображаемого объекта.
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально
|