Рисование отдельных предметов быта НХП, декорированных орнаментом Время на работу 24 часа. Размер 40х30. Композиция горизонтальная. Материалы бумага, карандаш.
Пластическая и конструктивная форма простых предметов быта. Характерные особенности различных видов форм предметов быта, близким по форме геометрическим телам (цилиндрическая, прямоугольная, коническая, шаровидная форма). Композиционное решение рисунка отдельных предметов быта, нахождение размера и места изображения в заданном формате. Нахождение внешних и внутренних пропорций элементов изображения. Конструктивное построение видов предметов различной формы, нахождение геометрических закономерностей их строения. Светотеневое решение, определение светотеневой границы, проработка формы в свету, работа силуэтом в тени, степень интенсивности рефлексов. Различия локальной окраски предметов, их фактуры. Тональное решение, количество темного и светлого в изображении. Обобщение.
Цель задания:изучение предметов различной конструкции, близких по форме геометрическим телам, геометрические тела, как формы предметов.
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5) Определение основных пропорций, линейно конструктивное построение предметов.
6)Уточнение внутренних пропорций предметов
7)Нанесение орнамента на объемную форму предметов
8)Светотеневое решение рисунка, определение масс света и тени.
9)Уточнение пропорций предметов и орнамента
10)Продолжение работы над тональным решением рисунка и проработка орнамента
11)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально
Рисунок натюрморта с включением предметов быта НХП и драпировок, декорированных орнаментом.
Время на работу 24 часа. Размер 40х50. Композиция вертикальная Материалы бумага, карандаш.
Приступая к работе нужно усвоить, что рисунок следует начинать и вести без нажима и продавливания линий, легким касанием карандаша. Это позволяет. Во-первых, легко исправлять ошибки, неизбежные на первых этапах ведения рисунка, во-вторых, сохранять поверхность и фактуру бумаги неповрежденными, что поможет избежать в дальнейшим технических трудностей и сохранит рисунку свежесть.
Для того, чтобы успешно решать изобразительные задачи, обучающийся должен вести работу в определенной последовательности.
Особенности выполнения рисунка натюрморта с включением орнаментальных мотивов. Основные задачи натюрморта. Принципы рисования орнаментов на объемной форме. Композиционное решение, определение места и размера изображения в заданном формате листа. Определение пропорций предметов, составляющих натюрморт по отношению друг к другу и внутренних пропорций. Построение предметной плоскости в перспективе. Постановка предметов и драпировок в предметную плоскость. Построение предметов в единой конструктивной среде. Понятие направленного источника света и распределения светотени на предметах и на постановке в целом. Определение меры прорисовки орнаментального украшения предметов НХП. Определение границы светотени. Светлотное содержание постановки. Тональная организация натюрморта. Обобщение, выявление главного и второстепенного в постановке.
Поиски единства стилистического решения декоративно-графического изображения постановки, включающей предметы различного характера и предметы, украшенные орнаментом. Применение пятна, линии и точки при графической трансформации формы. Роль и мера включения орнаментальных украшений предметов НХП в декоративно-графическое решение натюрморта. Выявление композиционного центра, определение светлотного содержания постановки. Силуэтное решение. Решение в два тона – черный и белый. Решение в три тона – черный, белый, с добавлением серого. Обобщение, достижение общего единства.
Цели задания:усвоение технических понятий и правил композиции, построения светотени и декоративно-графического изображения сложного натюрморта с включением предметов НХП.
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально
Дисциплина «Академический рисунок»
Рабочих недель, количество академических часов 64
Курс, 6 семестр
1.Рисунок гипсовой головы Аполлона.
Время на работу 20 часов. Размер 50х40. Композиция вертикальная Материалы бумага, карандаш.
Принципы натурного изображения гипсовой головы человека. Композиция – размер и место изображаемого объекта в заданном формате листа. Пропорции гипсовой головы человека. Пластическая анатомия. Строение гипсовой головы человека, лицевой и мозговой отделы, соотношение их размеров. Опорные точки, принцип парности форм головы. Конструкция головы, срединная линия, горизонтальные оси. Понятие ракурса, наклон горизонтальных осей. Строение частей головы – конструкция глазниц, скуловых костей, носа, рта, подбородочного выступа. Светотеневое решение рисунка гипсовой головы человека. Определение линии светораздела. Лепка формы тоном. Обобщение, завершение работы.
Благодаря широкому обобщению и четким деталям гипсовая голова с античного слепка – ценное учебное пособие на младших курсах художественного вуза. Рисование ее помогает учащемуся разобраться в построении сложного объема во взаимосвязи его основных частей.
Эта работа приучает к точности изображения, тренирует зоркость глаза, дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус.
При работе с гипсом учащемуся не надо отвлекаться на решение тональными отношениями поверхностей различной окраски, как это происходит при изображении живой натуры, где работа тоном усложняется из-за необходимости передать цвет глаз, волос, движение головы и другое; на гипсовой же модели этого нет.
Цель задания:работа над натурным изображением гипсовой головы человека.
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально
Рисунок натюрморта с включением гипсовой головы античного слепка (Венера, Диана, Гермес)
Время на работу 24 часа. Размер 40х60. Композиция вертикальная Материалы бумага, карандаш.
Как продолжение предыдущего задания, для закрепления полученных навыков и умений, ставится натюрморт с гипсовой головой.
Уяснив смысл и характер задания, обязательно следует выполнить предварительный набросок, эскиз или короткий вступительный рисунок в избранном формате. Другие с выбранной ими точки зрения и горизонта начинают рисовать без предварительных поисков.
Процесс работы с натуры имеет отдельные стадии, на первой из которых определяется положение головы в пространстве при помощи при помощи срединной линии – поворот, наклон, берется ее размер по отношению к листу. Разместив изображение головы на плоскости, намечают размеры основных частей лица: от теменной кости до надбровных дуг (высота лба); от надбровных дуг до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка – нижняя лицевая часть.
Местонахождение глазных впадин, обрамленных надбровными дугами, верхними краями скуловых костей, проверяется от переносицы, далее намечаются височные кости, лобные бугры, слуховые отверстия и т.д.
Цель задания:работа над натюрмортом с включением натурного античного слепка гипсовой головы человека.
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально
Рисунок головы натурщика или натурщицы.
Время на работу 20 часов. Размер 50х40. Композиция вертикальная Материалы бумага, карандаш.
Уяснив смысл и характер задания, обязательно следует выполнить предварительный набросок, эскиз или короткий вступительный рисунок в избранном формате. Другие с выбранной ими точки зрения и горизонта начинают рисовать без предварительных поисков.
Процесс работы с натуры имеет отдельные стадии, на первой из которых определяется положение головы в пространстве при помощи при помощи срединной линии – поворот, наклон, берется ее размер по отношению к листу. Разместив изображение головы на плоскости, намечают размеры основных частей лица: от теменной кости до надбровных дуг (высота лба); от надбровных дуг до основания носа, от основания носа до нижнего края подбородка – нижняя лицевая часть.
Местонахождение глазных впадин, обрамленных надбровными дугами, верхними краями скуловых костей, проверяется от переносицы, далее намечаются височные кости, лобные бугры, слуховые отверстия и т.д.
Изменение ширины лицевой части, носа, рта, скуловых костей, размеры верхней и нижней челюстей непосредственно связывают с поворотом головы по вертикали, при этом как детали общего объема все они перспективно сокращаются. Такую закономерность легко проследить в натуре, линейно сравнивая части переднего и дальнего планов. С низкого горизонта можно наблюдать, как вертикальные лба, носа, скул, челюстей сокращаются. В то же время горизонтальные плоскости: под подбородком, у основания носа, свода глазниц увеличиваются.
Цель задания: работа над натурным изображением живой головы человека
Работа ведется в несколько этапов:
1)Анализ постановки с различных сторон и выбор точки зрения.
2) Выполнение предварительных эскизов, в которых продумать наилучшую компоновку. Варианты композиционного решения.
3) Выполнение тонального эскиза, конструктивный анализ формы изображаемых объектов, их расположение в пространстве.
4) Эскизы утверждает преподаватель
5)Выполнение основного рисунка.
Соблюдение методических стадий последовательно:
1)Компоновка в определенном формате на основе выполненных эскизов.
2)Конструктивное построение изображаемых предметов, анализ формы и пропорции.
3)Легкая светотеневая проработка. Объем изображаемых объектов, передавать при помощи света и тени.
4)Детальная тональная проработка рисунка, обработка формы изображаемых объектов, выявление конструкции. Точное определение тональных отношений в диапазоне от самого светлого до самого темного.
5)Завершение работы. Поверка общего впечатления от натуры и изображения. Объекты, находящиеся в центре поля зрения, сделать более подробно и детально, а на периферии рисунка менее детально
|