Обратная связь
|
Исторически сложившиеся формы натурализма Основные идеи и принципы натурализма как методологии социально-гуманитарного познания
Натурализм (лат. naturalis – природный, естественный) – парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Специфической особенностью натуралистического подхода к изучению человека, общества, культуры является отождествление социальных, культурных процессов с природными явлениями, распространение принципов и методов естественных наук на область социально-гуманитарного познания. Можно выделить три типа натурализма: радикальный (крайний) натурализм, отождествляющий природу и общество, природу и культуру; умеренный натурализм, квалифицирующий природу как порождающую основу культуры; частичный натурализм, объясняющий социокультурные процессы как процессы, обусловленные природными факторами.
Обозначим основные принципы и исследовательские процедуры натуралистического подхода.
Исходный принцип натуралистического подхода к исследованию человека, общества, культуры – принцип натуроцентризма, утверждающий человека, общество, культуру как подсистемы системы природы. В рамках натурализма социальные, культурные явления и процессы с точки зрения методологической задачи качественно идентифицируются с природными явлениями. Как природное существо рассматривается человек. Натурализм основан на убеждении, согласно которому в обществе, человеке, культуре нет ничего того, чего нет в природе. Природные, социальные, культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы.
Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма – сведение социологических, культурологических, антропологических закономерностей к законам живой или неживой природы. Натурализм универсализирует принципы и методы естественных наук, экстраполирует способы исследования, применяемые в естествознании на сферу культуры и общества. Главный тезис натуралистического редукционизма: природные, социальные и культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы.Таким образом осуществляется сведение социокультурного анализа к выработке обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентирами для прогнозирования социокультурных явлений.
Натурализм базируется на идее синкрезиса (нерасчлененного единства) естественных наук и наук социально-гуманитарных, соответственно, он отказывает социокультурному и гуманитарному познанию в специфичности, следовательно, отбрасывает метод понимания как ненаучный, абсолютизируя методологию объяснения, генерализации, номотетические процедуры.
Натуроцентристская научная картина мира, основанная на идее абсолютизации природы, исключает любого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных природных явлений и процессов, метафизические идеи как ненаучные. В рамках натурализма декларируется идея демаркации науки и метафизики. Натуралистическое, объектно-вещное рассмотрение культуры, общества, человека, нивелирует субъективный аспект объекта социально-гуманитарного познания. Оно не принимает в расчет то немаловажное обстоятельство, что социальная реальность отличается от природной тем, что в обществе действуют люди, обладающие сознанием, волей, способностью осуществлять заранее намеченные цели. Соответственно, социальные, культурные, гуманитарные ценности и смыслы определяются как эпифеномены - явления, по определению вторичные, производные от природных феноменов.
Исторически сложившиеся формы натурализма
Натурализм (лат. naturalis – природный, естественный) – парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Натурализм как парадигма социально-гуманитарного познания внутренне неоднороден. Существует множество единодушных в понимании фундаментальных натуралистических принципов и идей, разновидностей натурализма. Наиболее известные из них: механистический подход, расово-антропологический подход, географический подход, экологический подход, социал-дарвинистский подход, этологический подход, бихевиористский подход.
1) Механистический подход основывается на идеях физикализма или механистического детерминизма как формы натуралистического редукционизма. Механицисты рассматривали общество, культуру как статические агрегаты, подчиненные общим, единым для всей материи законам.
2) Расово-антропологический подход отталкиваетсяот идеи биологического детерминизма, сводящего культуру к телесной организации индивида.
3) Географический подход. Согласно географическому детерминизму, определяющее значение в историческом развитии общества и культуры играют географический, климатический, геологический и т.п. факторы.
4) Социал-дарвинистский подход формируется в результате приложения эволюционной теории Чарльза Дарвина к социальным исследованиям.
5) Биоорганический подход – разновидность натуралистического редукционизма, в рамках которого общество и культура выступают как аналоги биологического организма, а общественная жизнь объясняется посредством проекции биологических закономерностей. Одним из сторонников такого подхода можно считать русского социолога Пауля Лименфельда.
6) Психоаналитический подход к исследованию культуры, человека и общества основал австрийский философ, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). В работах «”Я” и “Оно”», «Три статьи о теории полового влечения», «Тотем и табу», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности» и др. он сформулировал теорию пансексуализма. Фрейд определяет две полярные силы, два принципа, управляющие человеком: «принцип влечения к сексуальному удовольствию - Эросу» и «принцип стремлением к смерти – Танатосу». Помимо этого Фрейд полагает, что люди склонны к истязанию и разрушению. Исходя из этих положений, ученый конструирует модель личности, складывающуюся из следующих элементов: бессознательное Оно – сущностное ядро личности, кипящий котел инстинктов; сознательное Я – посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью культурной и природной; Сверх-Я - сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. Сверх-Я выступает как связующее звено между культурой и личностью. Главный тезис теории пансексуализма: блокированная культурой сексуальная энергия обретает выражение в психической патологии - отсюда неврозы, истерия, жестокость, склонность к насилию; или в сублимированных социокультурных формах, в которых вытесненные бессознательные импульсы и антисоциальные желания получают символическое удовлетворение.
7) Этологический подход.Этология – наука, описывающая поведение животных в естественных условиях. Этология человека возникает в результате междисциплинарного синтеза этологии, этнологии, физиологии и психологии. Ключевой принцип этологического подхода – принцип генетической преемственности «разумной» твари и человека, а также принцип биологической природы разума.
8) Бихевиористский подход (англ. вehaviour – поведение) – направление в социально-гуманитарных исследованиях, возникшее в конце XIX – начале XX века, в основании которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций на воздействие окружающей среды. Определяя в качестве основного предмета исследования поведение человеческого организма в среде, бихевиоризм позиционирует культуру, общество как совокупность биологических реакций организма на внешние раздражители.
9) Бихевиористский метод практикует Ральф Линтон (1893-1953 гг.) - один из лидеров американской культурной антропологии. В работе «Изучение человека» он позиционирует общество и культуру как совокупность форм поведения, общих для большинства членов социальной общности и усваиваемых ими в процессе воспитания. Культура разделялась на внешнюю – поведение и скрытую – установки, ценности. Линтон разработал концепцию статусов и ролей. Статус – место индивида в структуре, роль – динамический аспект статуса.
Юридический натурализм
Натурализм – методология познания права, в основе которой лежит идея объяснения и обоснования права посредством апелляции к законам природы. Природа выступает в таком контексте как сущностное основание права и как критерий справедливости существующих норм права. Натурализм в юридической науке – явление неоднородное. Существует различные виды натурализма, выделим важнейшие.
Юснатуралим. Наиболее распространенной формой натурализма в познании права является юснатурализм или школа естественного права, сформировавшаяся в юридической науке XVII - XVIII веках. Представители классического юснатурализма Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, и др. Под естественным правом понимали совокупность прав, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства. Природа в теоретических построениях сторонников юснатурализма выступает как главный авторитет в защите идеи равноправия людей и критике существующих форм права. Обращение к природе как сущностному основанию права, в представлении юснатуралистов, открывало возможности превращения правоведения из знания умозрительного в знание научное.
Географический подход - позиционирует географические, климатические, геологические факторы как определяющие в историческом развитии права. Французский правовед Жан Анри Боден (1530-1596 гг.) был одним из первых, кто изучал влияние земной природы на историю человечества. В сочинении «Метод легкого изучения истории» он отмечал огромное разнообразие людей, их сообществ, нравов и считал, что физические условия, климат, высота над уровнем моря, сила ветра, играют значительную роль в формировании этого разнообразия.
Биоорганический подход заключается в квалификации государства и права как организмов подобных биологическому организму. Таких воззрений придерживался, например, швейцарский юрист И. Блюнчли. Элементы органцизма присутствуют в учениях Ф.К. Савиньи и других представителей исторической школы права.
Психобиологический подход обосновывает возникновение и существование права теми или иными свойствами человеческой психики. В видении основателя этого подхода австрийского психолога и философа Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.) государство и право создаются для подавления агрессивных влечений людей, вызванных сексуальными инстинктами.
В целом, натурализм как методологическая позиция познания права мало популярен, что связано с пониманием ущербности редукционизма как исследовательского приема сводящего законы существования одной сферы бытия к другой.
|
|