Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Введение. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге рассказывается о важнейших проблемах классической и современной философской мысли. Она состоит из четырех разделов. Первый посвящен великим философам и их учениям о мудрой и пра­вильной жизни. Второй — проблеме человека, его сознанию и возмож­ностям познания мира. Третий — основным проявлениям духовной жизни человека: науке, религии и искусству. Четвертый раздел — об­ществу, социальной жизни в ее культурном и историческом аспектах. В конце каждой главы даются избранные тексты: выдержки из философ­ских трудов, относящиеся к той или иной теме. Автору хотелось, чтобы молодые люди могли почитать и вдуматься в эти отрывки, которые го­раздо сложнее текста учебника, — чтобы попробовать самим разобрать­ся в настоящем философском изложении (это не научная и не художест­венная литература, а специфический текст, который сочетает в себе и то, и другое) и почувствовать аромат истинно философской мысли. По­сле каждой главы автор обращается к читателям с рядом вопросов по теме — это приглашение к разговору, в ходе которого можно высказать свое понимание и свое отношение к проблемам, поднятым в главе.

Вслед за Эпикуром автор считает, что философию можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенно­го труда ума и души, поскольку философия не передает какой-то стро­гий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.

 


Введение. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ

Философия — греческое слово и в переводе на русский язык озна­чает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость — это умение удив­ляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, по­скольку постоянно нужно выбирать между добром и злом, между че­стью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения отно­сительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы не философствовали. Но чаще всего мы фи­лософствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житей­ской интуицией, которые нас часто подводят.



Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относи­тельно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое соб­ственное место и предназначение в обществе и место человека в миро­здании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают — изучение этих дисциплин делает человека специали­стом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть ум­ным — значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без фило­софии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, кото­рые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как мо­жет человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающее малой величиной в сравнении с ее величием. Без этих поисков человеческое общество пре­кратило бы развиваться.

Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы про­исхождения и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как воз­никла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он, язык, говорит нами и через нас. Но философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно заведенному автомату, марионетке в чужих руках, а хочет сам докопаться до сути своего дела, своих отношений с другими людьми, хочет быть само­бытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь.

Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: ду­май, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них — общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не подда­вайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно вы­ковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а бла­гими намерениями вымощена дорога в ад.

Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди лю­дей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.

Не только философия учит человека быть человеком, этим же зани­маются литература, живопись, музыка, этим же занимается религия, вос­питывая человека и смягчая его нравы. В отличие от них, философия пы­тается найти методы познания природы и общества, обобщить духовный опыт человечества и выявить в его истории некоторые закономерности. При этом философия пытается выразить свои прозрения и откровения через понятия, систему категорий, и здесь она уподобляется любой кон­кретной науке, такой, например, как физика или биология, и это часто дает повод называть философию наукой. Но если понимать под наукой наличие строгих и четких, логически связанных и верифицируемых (про­веряемых на опыте) понятий и законов, то философия, конечно, совер­шенно особая область знания. Большинство философских положений опытом не доказываются и из опыта не вытекают: нельзя доказать опыт­ным путем, что жизнь и разум возникли из развивающейся природы, нельзя доказать, что Бог есть основа мира, нельзя доказать, что человече­ская свобода с необходимостью вытекает из человеческой природы и т.д.

Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда.

Такими главными философскими вопросами великий немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?

На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая эпоха их решает по-своему, и каждый человек пытается на них по-свое­му ответить. Если физика со времен античности ушла далеко вперед в разгадке тайн материи, то философия снова и снова возвращается к этим «проклятым» вопросам, и только мучаясь над ним и пытаясь на них ответить, человечество продолжает существовать.

Попытки построения философии, — считал другой, не менее вы­дающийся немецкий философ А. Шопенгауэр, — были столь долго без­успешными потому, что ее пытались создать на пути науки, а не искус­ства (в данном случае имеется в виду искусство не как художественная деятельность, а как искусство жить, искусство познавать, искусство де­лать добро). Для философа категории и понятия — то же самое, что мрамор для скульптора, но так как всякое изложение в понятиях есть знание, то в этом смысле философия — наука: собственно говоря, счи­тал Шопенгауэр, она есть нечто среднее между искусством и наукой или, вернее, нечто, объединяющее и то, и другое.

В той мере, в какой философия пытается быть наукой, подражать нау­ке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носите­лем знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или иных философов, знаем основные понятия и категории, в которых пытались выразить свои идеи античные или средневековые мыслители. В той мере, в какой философия является искусством, она является носителем тайны.

Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процес­сы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.

Основной вопрос философии

Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Они много, по тем временам, знали из области математики, физики, астрономии и в том числе занимались философскими вопроса­ми. По мере роста конкретных знаний, когда их уже стало невозможно держать в одной голове, науки отпочковывались от философии, становились самостоятельными. Физика и математика, прежде всего геометрия, были первыми самостоятельными науками. В Новое время появились как отдельные науки биология, химия. Этот процесс шел до XX века. Во многих западных странах до сих пор в дипломе физика или биолога пишется — «бакалавр философии», хотя к философии эти науки уже не имеют никакого отношения. Последними науками, отделившимися от философии, стали психология и социология.

Что же осталось на долю философии, если все науки от нее отпоч­ковались? Остались проклятые вечные вопросы, и среди них самый главный — что такое человек? В чем смысл его существования? В срав­нении с этим вопросами, говорил лауреат Нобелевской премии фран­цузский мыслитель и писатель Альбер Камю, все научные, технические и социальные достижения и изобретения являются детскими игрушка­ми. познай самого себя» — главный призыв всей философии.

Но познать самого себя не означает узнать, сколько у меня фермен­тов в желудке или нейронов в коре головного мозга. Познать самого себя — значит открыть свою истинную природу, которая не сводится ни к ферментам, ни к нейронам, ни к нашей физиологии, ни к психологии. Истинная человеческая природа — это природа сверхчеловеческая. По­добным образом рассуждает любая религия — чем человек ближе к Бо­гу, тем более он человек, а чем ближе к животному — тем меньше в нем человеческого. Бог в этом смысле — идеальный человек, недостижимая вершина человеческого развития.

Точно также и для философии — чем больше в человеке сверхчелове­ческого, тем больше в нем человеческого. Философия начинается, как счи­тал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества — совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода — никак не вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии, ни из психологии, то есть они никак материально, естественно не обусловлены. Нет таких зако­нов в мире, по которым мы должны любить друг друга или делать добро. Нет естественных причин для любви — я люблю, потому что не могу не любить; нет естественных причин для добрых поступков, я их совершаю, потому что я добр. Но всегда есть причины для поступков злых, подлых, коварных (я украл, потому, что был голоден, убил, спасая свою жизнь, и т.д.). С этой точки зрения всех истинно человеческих качеств, делающих нас людьми, — добра, совести, любви и т. д. — не должно было бы быть вообще, — а они есть. Они как туман, который нельзя измерить, потро­гать, испытать, это не физические или физиологические процессы, но если нет этих человеческих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.

Проблема зеркала

Философию невозможно изучать вообще, подобно математике или физике, поскольку физика и в Африке и в Австралии одинакова. Но по­стижение философии сильно зависит от национальной и культурной специфики познающего человека, от того, как он видит и ощущает мир. «Сумрачный германский гений», выросший из густых лесов и средневековых замков, из маленьких городов-крепостей с красными черепичными крышами, из органной музыки и вздымающихся кверху остроконечных церквей, породил в XIX веке величественную философ­скую картину мира, в которой могучий космический дух переплавляет косную природу в гармоничное и стройное целое.

Остроумный и сверкающий «галльский дух» д'Артаньяна и Жанны д'Арк, рожденный из искристого вина и из рыцарской доблести, посто­янных поединков, войн, революций, в XVII-XVIII веках привел к воз­никновению французской философии, подчеркивающей величие чело­века, его центральное место в мире, его хрупкость и его могущество. Необъятность русских просторов и русской души, ее бесшабаш­ность и смиренность, цепкость ума и вера в судьбу, удивительная лите­ратура, по которой учились жизни, к концу XIX века привели в России к возникновению оригинальной и самобытной философии. Она стала раз­виваться настолько стремительно, что к началу XX века Россия стала в этой области выходить на первое место в мире: нигде не издавалось столько философских журналов, не переводилось такое количество фи­лософских книг, не было такого обилия философских школ и направле­ний. К сожалению, все это продолжалось недолго и рухнуло под удара­ми революции. В 1923 году в Праге вышел последний номер некогда знаменитого международного философского журнала «Логос»: в нем приводились фамилии более ста русских мыслителей, погибших в рево­люцию и гражданскую войну.

Можно сказать, что разбилось зеркало. Когда-то было большое зер­кало, называлось оно Россией, или русской культурой, или русской ду­шой. Можно было быть блестящим гвардейским офицером, жуликова­тым купцом, юродивым на паперти, — ты все равно отражался в этом зеркале. Если ты, к примеру, юродивый, то в зеркале за тобой видна была церковь, потом город, потом вся огромная страна, и все это орга­нично обрамляло тебя и придавало тебе смысл и значимость.

А потом зеркало разбилось вдребезги на мелкие кусочки, и у каж­дого остался лишь маленький зазубренный осколочек, в нем почти ни­чего не было видно — как в кошмарном сне, когда человеку снится, что он смотрит в зеркало, а в нем никто не отражается. Увидеть в таком ос­колке что-нибудь действительно серьезное — свыше человеческих сил. Поэтому философия в России постепенно захирела — не осталось никаких сил и духовных возможностей увидеть мир. Поскольку разбилось это зеркало, то многие самоочевидные другим вещи стали для нас непо­нятными: почему главной ценностью является свобода? почему человек должен быть целью и не может быть средством? почему в мире должны господствовать любовь, честь и совесть?

И сейчас, изучая философию, пытаясь понять ее смысл и значение, мы не просто становимся образованными, — мы пытаемся спасти наше будущее. Может быть, из разбитых осколков нам удастся склеить то огромное зеркало, вглядевшись в которое, мы снова станем великим народом.

Поговорим о прочитанном:

1. Можете ли вы привести пример какой-либо тайны (таинственного, непонятного события, необъяснимого явления), с которой вы столк­нулись в жизни?

2. Считаете ли вы, что в детстве, еще до школы, вы были другим чело­
веком? И если да, то вспоминаете ли вы о том, другом человеке с со­жалением или радуетесь, что вышли из детства, стали взрослыми?

3. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подоб­ны узникам в пещере — они связаны, сидят спиной ко входу и видят
только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти
тени на стене люди считают за единственно возможный мир. На ваш
взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

4. Часто ли вам бывает скучно, и если да, то как вы боретесь со скукой?
Считаете ли вы, что скука — ненормальное состояние, от которого
надо как можно быстрее избавиться, или это неизбежный и постоян­ный спутник нашей жизни?

5. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший
смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь
существенного в жизни?

6. Какое детство, по вашему мнению, лучше: детство безмятежное или
трудное, когда надо постоянно преодолевать препятствия и закалять
волю?

7. Как вы понимаете вышеприведенную фразу: «Человек — сверхъесте­ственное существо»? Ведь обычно под сверхъестественным понима­ют нечто сказочное, фантастическое, а философия утверждает, что
любой человек — сверхъестественен.

8. Выше было написано: «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны
философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то я
не человек?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.