Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика бухгалтерского учёта с поставщиками и подрядчиками

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» относятся к VI разделу плана счетов «Расчёты». Счета этого раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчётов организации с различными юридическими и физическими лицами.

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров поставки, подряда, поручения, энергоснабжения и других. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчётов (условия платежей).

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, одновременно с ними либо авансом. Все платежи со счетов организаций производятся в порядке календарной очерёдности поступления в банк расчётных документов.

В соответствии с Планом счетов суммы выданных авансов и предварительной оплаты товаров (работ, услуг) также подлежат учёту на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

На счете 60 отражают расчёты с поставщиками и подрядчиками:

- за полученные товары;

- за товары, расчётные документы на которые не поступили (неотфактурованные поставки);

- за излишки товаров, выявленные при приёмке поступившего товара;

- по авансам и предварительным оплатам.

Аналитический учёт по счету 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» ведётся по каждому поставщику, договору, счёту.

Пассив баланса содержит показатели, отражающие в стоимостном выражении состояние расчётов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретённую продукцию, оказанные услуги, счета по которым не оплачены в установленном порядке. Указанные расчёты носят название кредиторской задолженности.



Кредиторская задолженность в бухгалтерском учёте организации отражается как следствие её гражданских обязательств, возникающих в результате определённой сделки. Сделка, оформленная договором, представляет собой определённое действие участвующих в ней юридических или физических лиц, результатом которого является возникновение товарных и денежных обязательств. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трёх или более сторон (многосторонняя сделка).

Целью учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками является обеспечение контроля состояния кредиторской задолженности.

Основными задачами бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками являются:

- обеспечение контроля правильности соблюдения форм расчётов, установленных в договорах, между контрагентами;

- правильное отражение синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учёте и отчётности;

- подтверждение суммы задолженности путём сверки расчётов с поставщиками и подрядчиками;

- своевременное выставление претензий в случае нарушений поставщиками условий хозяйственных договоров;

- оценка правильности формирования статей баланса, содержащих сведения о дебиторской и кредиторской задолженности.

Согласно мнению авторов Суглобовой А.Е., Жарылгасовой Б.Т., для целей бухгалтерского учёта используются следующая классификация кредиторской задолженности:

- по характеру обязательства, из которого возникла задолженность;

- по статусу кредитора, перед которым возникла задолженность;

- по валюте осуществления расчётов;

- по сроку погашения задолженности.

Отражая в учёте операции по поступлению товара, следует обратить внимание на условия договора, определяющие момент перехода права собственности на товар.

Признание обязательства по договору гражданско-правового характера происходит в момент подписания договора уполномоченными представителями сторон.

Существуют различные способы поступления товара (материалов): поступление товара с предварительной оплатой, поступление товара без предварительной оплаты, поступление товара (материала) с использованием счетов 15 « Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Чтобы учесть выданные авансы, к счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» открывают отдельный субсчет «Расчёты по авансам выданным». Выданные авансы, не погашенные на конец отчётного периода, отражают по строке «Дебиторская задолженность» Бухгалтерского баланса.

На рисунке 2 показана схема поступления товаров после предварительной оплаты.

  Платёжное поручение     Выписка Д 60 К 51   Поступление ТМЦ (ТТН, счёт-фактура) Д 41 К 60, Д 19 К 60   Запись в книгу покупок Д 68 К 19

Рис. 2. Схема поступления товара после его оплаты

Покупатель, который перечислил аванс, может принять к вычету НДС, не дожидаясь момента, когда поставщик отгрузит товар [2]. Это дает возможность быстрее принять налог к вычету, если перечисление аванса и отгрузка товара произошли в разных кварталах.

Учёт товара, поступившего без предварительной оплаты, осуществляется в следующей последовательности: товар поступает на склад организации по товарной накладной; на основании счёта-фактуры делается запись в книгу покупок; бухгалтер перечисляет кредиторскую задолженность используя платёжное поручение; банк списывает денежные средства со счёта клиента. На рисунке 3 показана схема поступление товара без предварительной оплаты.

  Поступление товара Д 41 К 60 Д 19 К 60   Платёжное поручение     Выписка Д 60 К 51   Запись в книгу покупок Д 68 К 19

Рис. 3. Схема движения поступления товаров без предварительной оплаты

Учёт приобретения товаров (материалов) можно вести с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Использование этих счетов должно быть предусмотрено учётной политикой организации. В этом случае товары (материалы) учитываются не по фактической себестоимости, а по учётным ценам. [21]

Учётные цены организация может определять по-разному:

- исходя из цены, указанной в договоре;

- по планово-расчётным ценам;

- по ценам предыдущего месяца и т.п.

Плановую стоимость организация разрабатывает самостоятельно на основе сложившихся цен поставщиков. Величину отклонения распределяют между проданными товарами (списанными материалами) и остатком товаров (материалов) на складе.

Коэффициент отклонений рассчитывается по формуле 1:

(1)

Сумма отклонений, подлежащая списанию на счёта бухгалтерского учёта, определяется по формуле 2:

, (2)

где сальдо начальное по счёту 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

- оборот по дебету (кредиту) счёта 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

- сальдо начальное по счёту 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

- оборот по дебету (кредиту) счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Порядок отражения в бухгалтерском учёте поступления товарно-материальных ценностей с использованием счёта 15 представлен в таблице 2.

Таблица 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.