Тема 2. Экономические ресурсы торговых организаций АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
Для направления подготовки 38.03.06 Торговое дело
Москва 2013
Пояснительная записка
Практические занятия являются необходимым элементом учебного процесса в высшей школе. Они предназначены для приобретения студентами практических умений и навыков по дисциплине.
Целью практических занятий по дисциплине «Экономика организации» является формирование у студентов умений и навыков анализа, планирования и прогнозирования показателей деятельности предприятий торговли.
Содержание сборника заданий охватывает все темы программы и включает задачи расчетного и аналитического характера, задания по экономическому обоснованию прогнозных и плановых показателей развития предприятий розничной и оптовой торговли, контрольные вопросы и тесты.
Сборник заданий предназначен для проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
Тема 1. Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики
Предпринимательство в рыночной экономической среде
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под предпринимательской деятельностью?
2. Какие условия необходимы для развития предпринимательства?
3. Охарактеризуйте виды и формы предпринимательства.
Понятие и основные признаки организации
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте хозяйствующие субъекты рыночной экономики.
2. Раскройте сущность понятий «предприятие», «организация», «фирма».
3. Каковы основные признаки предприятия как юридического лица?
4. Охарактеризуйте предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности.
5. В чем заключаются движущие мотивы развития экономики организации?
6. Каковы цель, задачи и принципы деятельности предприятия?
7. Какое влияние оказывает внешнеэкономическая среда на деятельность организации?
3. Роль организации в социально-экономической жизни страны
Контрольные вопросы:
1. Каковы функции организации в рыночной экономике?
2. В чем заключается роль предприятия как основного звена экономики?
3. Какое значение имеют малые предприятия для экономики страны?
4. Почему стремление предприятия к получению прибыли не противоречит интересам общества?
Структура организации и ее характеристика
Контрольные вопросы:
1. Что понимают под производственной структурой торговой организации?
2. Что понимают под организационной структурой предприятия?
3. Какова взаимосвязь между производственной и организационной структурой торгового предприятия?
5. Организационно-правовые формы организаций
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику различных организационно-правовых форм организаций.
2. В чем заключаются главные различия между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами?
3. В чем заключаются основные различия между производственным и
потребительским кооперативом?
4. В чем заключаются основные различия между кооперативом и
акционерным обществом?
5. Каковы преимущества и недостатки предприятий различных
организационно-правовых форм?
6. Какие существуют ассоциации, союзы и каковы цели их создания?
7. От чего зависит выбор той или иной организационно-правовой формы
предприятия?
ТЕСТЫ
Выберите один или несколько правильных ответов (из числа предложенных):
1.Чертой рыночной экономики является:
£децентрализованное управление;
£директивное планирование;
£централизованное распределение ресурсов;
£свободное ценообразование.
2.Элементом рынка потребительских товаров не является:
£цена;
£конкуренция;
£предложение;
£спрос.
3. Характерными чертами предпринимательской деятельности являются:
£ самостоятельность субъектов;
£ рисковый характер деятельности;
£ инновационная активность;
£ участие в деятельности некоммерческих организаций;
£ использование наемного труда;
£ стремление к максимизации прибыли;
£ собственные основные фонды;
£ использование кредитов.
4.Для развития предпринимательской деятельности необходимы следующие условия:
£наличие платежеспособного спроса на товары и услуги;
£свободный рынок средств производства, сырья и материалов;
£развитость рыночной инфраструктуры;
£достаточно высокий уровень безработицы в стране;
£высокий уровень инфляции;
£наличие законодательных актов, регулирующих и стимулирующих предпринимательскую деятельность;
£государственное планирование предпринимательской деятельности.
5. Учредителями коммерческих организации могут быть:
£только физические лица;
£только юридические лица;
£трудовые коллективы;
£физические и юридические лица;
£предприниматели.
6.Организационно - правовая форма предприятия – это:
£муниципальное унитарное предприятие;
£общество с ограниченной ответственностью;
£малое предприятие;
£совместное предприятие;
£публичное акционерное общество;
£потребительский кооператив;
£некоммерческое предприятие.
7.Некоммерческими организациями являются:
£общественные и религиозные организации;
£потребительские кооперативы;
£производственные кооперативы;
£учреждения;
£полные товарищества;
£государственные и муниципальные унитарные предприятия;
£ассоциации и союзы.
8.Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью формируется за счет:
£паевых взносов участников;
£стоимости вкладов участников;
£выпускаемых обществом акций;
£прибыли, получаемой от хозяйственно-финансовой деятельности;
£добровольных имущественных взносов.
9.Основными признаками юридического лица являются:
£обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;
£эффективное использование факторов производства;
£имущественная ответственность по своим обязательствам;
£выступление в гражданско-правовом обороте от своего имени;
£инновационная активность;
£получение прибыли;
£уплата налогов;
£самостоятельный бухгалтерский баланс.
10.Критерием отнесения предприятия к малым является:
£выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
£производственные площади;
£стоимость основных фондов предприятия;
£численность работников;
£количество договоров с поставщиками экономических ресурсов.
11.Производственная структура предприятия зависит от:
£организационно-правовой формы предприятия;
£количества учредителей;
£технологии производства;
£степени развития специализации и кооперации;
£конкуренции;
£объемов деятельности предприятия.
12.На организационную структуру управления влияют следующие факторы:
£отраслевая принадлежность предприятия;
£объемы хозяйственной деятельности предприятия;
£финансовые возможности предприятия;
£производительность труда работников предприятия;
£наличие территориально обособленных структурных подразделений;
£конкурентоспособность предприятия;
£место расположения предприятия;
£производственная структура предприятия.
Тема 2. Экономические ресурсы торговых организаций
Задача 1
Выполните анализ структуры и эффективности использования экономических ресурсов торговой организации на основе данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1
|