Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА: НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: «Введение. Исследования как вид деятельности и их роль в практической деятельности человека. Задачи учебного курса «Основы исследовательской деятельности»»

 

Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач.

Данная дисциплина позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска накоплений, обработке научной информации и оформлении результатов исследования.

В результате изучения «Основ исследовательской деятельности» студент должен иметь представление:

о современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для практической жизнедеятельности человека;

Знать:

- методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);

- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;

- методы научного познания;

- общую структуру и научный аппарат исследования;

- приемы и способы поиска и накопления необходимой научной информации.

Уметь:

- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;

- определять объект исследования, формировать цель, составлять план выполнения исследования;

- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;

- формировать выводы и делать обобщения;



- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

М е т о д о л о г и я н а у ч н о г о и с с л е д о в а н и я (m_thodos —

путь исследования, теория, учения и l_gos — слово) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах исследовательской деятельности.

Обычно текст курсовой и дипломной работы состоит из следующих частей: введения, основной части (2—3 главы), заключения, списка литературы, приложения (Приложения 1—3).

 

Методологический аппарат исследования описывается во введении.

Возникает вопрос: как, в какой последовательности расположить

элементы методологического аппарата? Иначе говоря, каким должен

быть план введения? Традиционно этот план выглядит следующим

образом.

1. Методологическая часть:

а) актуальность исследования;

б) проблема;

в) тема;

г) объект исследования;

д) предмет исследования;

е) цели исследования;

ж) гипотеза;

з) задачи;

и) новизна исследования (теоретическая и практическая);

2. Процедурная часть:

а) логика (этапы) исследования;

б) методы исследования на каждом его этапе;

в) структура дипломной (курсовой) работы.

Последовательность элементов может быть и несколько иной.

В ряде случаев предмет исследования определяется исходя из его объекта, целей и гипотезы. Это позволяет изменить последовательность соответствующих элементов. Текст введения может завершаться информацией о новизне исследования. Важно, однако, чтобы все элементы методологического аппарата связывала внутренняя логика.

ЛЕКЦИЯ №2

Тема: «Понятие и сущность исследования как вида деятельности»

 

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, вид познавательной деятельности человека.

Это один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности человека, наиболее адекватно соответствующий социо-культурной миссии образования. В общественном сознании

существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Исследование— это тип деятельности, предполагающий извлечение чего-то «из следа», т. е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это есть принципиальная особенность организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. В отличие от проектирования, конструирования

и организации исследование — самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, главная цель которого — установление истины, наблюдение за объектом практически без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности и

навыков исследовательской деятельности является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий.

Источник исследования как вида деятельности — в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Можно согласиться с утверждением философов, что наука развилась из свойственного человеку инстинкта исследования окружающей среды, инстинкта непрерывного поиска, инстинкта уменьшения неизвестного, который заложен буквально в каждом человеке. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда

сопровождает его, независимо от способностей и социального статуса, служит мощным средством освоения действительности.

Но оно остается спорадическим (от греч. sporadik_s — единичный, отдельный), появляющимся от случая к случаю, неосознаваемым.

Только с возникновением науки, через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты.

С появлением науки выделяется профессиональная группа людей — ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование. В дальнейшем наука «приватизирует» исследование, и в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование как способ деятельности ограничивается сферой науки. В настоящее время исследование как тип деятельности теряет свою исключительную принадлежность к научной отрасли, оставаясь прочно связанным с ней в сознании большинства людей.

В этих условиях значительно сокращается количество людей, владеющих исследовательским типом мышления — одним из самых сложных и богатых его типов, что ведет к развитию репродуктивности восприятия окружающего, потреблению готовых форм, предлагаемых массовой культурой, развитию «клипового восприятия», когда воспринимаются лишь ограниченные по объему информационные массивы, что ведет к атрофии способностей

к анализу и выработке собственного мнения к содержанию информации.

Примерами проникновения «клиповой» культуры в учебную деятельность являются распространение «кратких изложений» произведений классиков литературы, отсутствие хотя бы фрагментов документов в учебниках по истории и обществознанию.

Вместе с тем давно поставлена проблема развития в образовании новых подходов, которые могли бы дать возможность не просто осваивать суммы готовых знаний, а использовать методы

освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества и актуальной необходимости для каждого человека осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности и т.д. Исследование как инструмент

освоения действительности в ближайшее время может занять в образовании центральную роль, стать главным предметом обучения.

Очень скоро научное исследование может стать главной формой организации обучения в сфере образования. Именно поэтому в учебном исследовании мы постоянно должны возвращаться

к науке, ее истории, методологии, чтобы «выстроить» культурную преемственность развития исследовательского типа деятельности.

Вместе с тем следует отличить и отграничить его от науки, что облегчает его институциализацию в сфере образования как давно известного способа освоения действительности и средства организации образовательной деятельности.

Все это заставляет сосредоточить усилия на проектировании способов вхождения исследования как типа деятельности в сферу образования с целью конструирования и организации этого

процесса путем разработки исследовательских образовательных технологий и развития инновационных сетей по их распространению в образовательных учреждениях.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Эта ценность непреходяща для исследовательского типа мышления. Существуют две особенности ценностной установки на истину в исследовательской деятельности.

П е р в а я о с о б е н н о с т ь — ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный, характер. Установку на истину нельзя вменить поучениями, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте. Иначе говоря, в исследовании

должно быть что-то установлено (или не установлено), обнаружено (или не обнаружено). Интересно в этой связи заметить, что само понятие истины, если провести небольшой этимологический анализ, тесно связано с понятием существования (бытия).

В т о р а я о с о б е н н о с т ь — непосредственное влияние установки на индивидуальный стиль. Составляющими ценностной установки на истину служат объективность, терпимость

к иному мнению, последовательность в действиях. Ценностью исследования определенно является его неизменно деятельностный характер. Исследовательская деятельность требует

непрерывного созидания идей, мыследеятельности, практической деятельности, которая служит критерием проверки выдвигаемых гипотез на предмет их истинности. Такая деятельность —

предметная основа для построения организованного процесса обучения. Необходимо отметить воспитательный аспект ценности деятельности: именно понимание, внутреннее чувствование человеком беспроигрышности, постоянной целесообразной деятельности в противовес пассивности, определяет активный склад личности, позволяющий человеку постоянно ставить перед собой новые цели и решать задачи. Это определяет и личностный успех, и реальный вклад человека в развитие общества.

С предыдущей ценностью связана ценность творческого подхода к решению проблем. Она предполагает готовность и способность человека при решении возникающих проблем двигаться

новыми, нестандартными, изобретательскими путями, не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами.

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕМА: НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.