Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Русско-японская война 1904-1905 гг.

И кризис внешней политики самодержавия

Поражения России в войне с Японией наглядно демонстрировали кризис внешней политики самодержавия. Полуфеодальное государство было не в состоянии успешно выполнять великодержавные внешнеполитические задачи, требовавшие модернизации общественного строя и государственного управления. (Подробнее см. ТЕМУ 47)

К тому же военные реформы 1870-х гг. - самого последовательного из преобразований Александра II - нуждались в продолжении. Их результаты уже не отвечали требованиям, предъявлявшимся к армии начала нового столетия, без которой наша страна не могла оставаться среди великих мировых держав.

Выступления в армии и на флоте

С началом непопулярной русско-японской войны, а особенно после первых военных неудач начались волнения в армии и на флоте. Их было немного, но важно, что проходили оно в армии, считавшейся оплотом самодержавия.

В нескольких частях были организованы митинги и демонстрации. В 45 населенных пунктах новобранцы выступили против отправки на фронт. Наиболее значительным стало вооруженное восстание моряков в Севастополе в ноябре 1904 г.

Выводы

9.1. Общенациональный характер кризиса.Кризис охватил все слои общества. В движении протеста одновременно взаимодействовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, национальное движение. Такого сочетания не знала Западная Европа, где крестьянский вопрос был решен задолго до возникновения рабочего, а национальный вопрос там, где он существовал, имел иной характер.

Затронуты были все сферы общественной жизни, в том числе внешняя политика.

Таким образом речь шла об общенациональном социально-политическом кризисе.



9.2. Итоги кризиса.В условиях, когда внутренняя политика самодержавия лишь усугубляла общественные противоречия, а уступки были незначительны, кризис такого размаха не мог не привести к вспышке массового революционного движения. В результате 9 января 1905 г. началась первая российская революция.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. В 1897-1901 гг. работало Особое совещание о нуждах дворянского сословия, искавшее путей, чтобы вернуть дворянству преобладающее значение в судьбах государства. Совещание сопровождалось спорами и выявило значительные разногласия в среде поместного дворянства. Результаты совещания, несмотря на благожелательное отношение Николая II были незначительными: единственный серьезный закон О насаждении дворянского землевладения в Сибири так и не начал выполняться. Связано ли само совещание и его итоги с социально-политическим кризисом в России? Прокомментируйте свой ответ
  2. Почему в России, в отличие от Западной Европы, левые (неонароднические и социал-демократические) партии возникли раньше либеральных и правонационалистических партийных организаций?
  3. Как вы думаете почему в России в забастовочном движении активнее участвовали рабочие с более высокой заработной платой, чем низкоооплачиваемые малоквалифицированные пролетарии?
  4. Чем можно объяснить то что вне зависимости от имущественного состояния крестьяне вместе, единой общиной выступали против помещиков, за раздел их земли?
  5. Чем можно объяснить желание Николая II сохранить поземельную крестьянскую общину?
  6. Какую революционную организацию прошлого напоминала РСДРП, создававшаяся на основе устава, принятого на II съезде? В чем было сходство?

ЛИТЕРАТУРА

  1. История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. - М., 1994. - Гл. 1;
  2. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. Учебник для 10-11 кл. - М., 1997. - Гл. 2-3;
  3. Партия социалистов-революционеров // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 433-437;
  4. Российская социал-демократическая партия // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 516-519.
  5. Союз Освобождение // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 575;
  6. Союз земцев-конституционалистов // Политические партии России. Конец XIX-первая треть XX века. Энциклопедия. - М., 1996. - С. 574;
  7. Степанов С.А. Черная сотня в России / 1905-1914 гг. - М., 1992. - С. 9-49;
  8. Федоров В.А. История России XIX начала ХХ в. Учебник для вузов. М., 1998. С. 461-466, 474-492.

 

 

Тема 47. Внешняя политика России

В конце XIX В.-1905 Г.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-1905 ГГ.

Условия и задачи

Российской внешней политики

1.1. Международное положение.В конце XIX-начале ХХ в. сложилась новая система международных отношений. Великие державы поделили третьи страны на сферы политического влияния, были созданы колонии и полуколонии. Началась борьба за экономический раздел всего мира. Возросла конфликтность в отношениях между ведущими странами. Все чаще происходили локальные войны за передел сфер влияния. Россия также участвовала в этой борьбе, но, несмотря на выгодное геостратегическое положение, не обладала достаточно развитой промышленностью и финансами, отставая в этой области как от союзников, так и от конкурентов.

1.2. Стратегические внешнеполитические задачи России были связаны с двумя регионами.

1.2.1. В Европе Россия стремилась предотвратить установление военно-политическую гегемонию Германии в регионе, прекратить экспансию Австро-Венгрии и Германии на Балканах и установить контроль над средиземноморскими проливами, против чего активно выступала Англия.

1.2.2. В Азии российская дипломатия направляла свои усилия на то, чтобы остановить расширение влияния Англии в Персии и Китае, противодействовать экспансии германии на Ближнем Востоке, противостоять японскому продвижению на континент, прежде всего в Корее, а затем окончательно утвердить российское господство в Персии, Северном Китае, установить контроль над тихоокеанским побережьем Азии.

1.3. Внутриполитические задачи внешней политики. Основные направления внешней политики страны подчинялись вышеуказанным задачам. Но при этом руководители страны, в том числе Николай II осознавали зависимость внешней политики от внутриполитических задач.Главной непосредственной цельюроссийской внешней политики в конце XIX-начале XX в. являлось

- обеспечение международных условий для быстрого экономического развития страны и

- обеспечение социально-политической стабилизации в стране, охваченной кризисом, что с одной стороны порождало мирные инициативы царизма, а с другой, толкало его на военные авантюры.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА СОЮЗОВ

2.1. Союз с Францией.В 90-е гг. XIX в. укреплялся союз с Францией, по соглашению с которой 1892 г. Россия обязалась вступить в возможную франко-германскую войну. Россия не была готова к серьезной войне и не имела возможности подготовиться к ней в ближайшие годы, но разраставшийся англо-германский политико-дипломатический конфликт из-за колоний угрожал вылиться в европейскую войну. Российская дипломатия стремилась при помощи такого шага развеять иллюзии некоторой части германских руководителей в отношении легкой победы над Францией и предотвратить или по крайней мере, отдалить военное столкновение великих держав.

2.2. Отношения с Германией. В отличие от политической сферы, во внешней торговле главным партнером России на рубеже веков оставалась Германия, с которой в 1894 г. был заключен торговый договор. Но в начале нового века российско-германские торгово-экономические отношения усложнились. Германия увеличила свои претензии, Россия в ответ приняла в 1903 г. антигерманский таможенный тариф. В 1904 г. торговая конвенция между двумя странами все же была подписана, но взаимные претензии не исчезли.

В то же время Россия стремилась сохранить отношения и с Германией, проводя политику лавирования. Это обусловливалось не только экономическими и династическими связями (Николай II и Вильгельм II были кузенами), но и главной внешнеполитической задачей, имевшей жизненно важное для России значение поддержание мира в Европе.

2.2. Мирная конференция 1899 г. 6 мая 1899 г. по инициативе России и лично Николая II в Гааге (Нидерланды) с участием 27 государств открылась конференция по ограничению вооружений. Начало конференции было приурочено к дню рождения Николая II. Секретная инструкция, ставила перед российской делегации задачу поиска пути предотвращения войны и облегчения экономического бремени, возлагаемого на государства современными вооружениями. Предложения России о сокращении европейских армий не нашли отклика, но удалось договориться о неприменении в войне ядовитых газов, разрывных пуль, и условиях содержания военнопленных (Гаагская конвенция).

Конференция заложила некоторые основы для разработки принципов мирного решения конфликтов в далеком будущем. Так, возник Гаагский международный суд, действующий поныне. Но для разрешения международных проблем тех лет ее значение было небольшим.

2.3. Соперники России. Противоречия назревали не только в самой Европе. Конец XIX-начало XX в. характеризовалось возросшим соперничеством великих европейских держав, к которым присоединились США и Япония, в третьих странах. Внешняя политика России во многом была увязана с ее взаимоотношениями с ведущими мировыми государствами. Главными конкурентами России являлись Германия, Австро-Венгрия и Япония. С Англией отношения постепенно смягчались после раздела сфер влияние в Средней Азии (1895 г.), развития англо-французского сотрудничества и обострения англо-германских противоречий. В Европе постепенно складывались два блока.

ВОСТОЧНАЯ политика России

Российская дипломатия проявляла наибольшую активность на Балканах и в странах Азии. Ее усилия направлялись на то, чтобы сдержать продвижение соперников к границам империи и опередить их в захвате новых сфер влияния. В этом проявлялись две основных тенденции внешней политики нашей страны на всех ее географических направлениях.

3.1. Балканы Россия традиционно считала зоной своих интересов в связи со значительным православным населением и под воздействием идей панславизма. Но главным фактором, хотя и менее декларируемым, являлось важность проливов Босфор и Дарданеллы для российской внешней торговли, особенно вывоза хлеба (через проливы провозилось свыше 80% экспорта российского зерна). Огромную важность для России имело военно-стратегическое проливов.

Но на рубеже веков Россия желала лишь стабилизации положения на Балканах, не переходя к активной наступательной политике в регионе. Министр иностранных дел А.Д. Лобанов-Ростовский сформулировал задачу так: необходимо поставить Балканы под стеклянный колпак, пока не закончится конфликт на Дальнем Востоке.

России на Балканах противостояла Германия, укреплявшая свое влияние в Болгарии, Австро-Венгрия и Англия. С Австро-Венгрией, также переживавшей внутренний кризис, в 1897 г. Россия заключила соглашение о сохранении существующего в регионе положения (статус-кво), а в 1903 г. - Мюрцштегское соглашение, также направленное на предотвращение обострения балканской ситуации. Основная борьба с Германией развернулась в соседних регионах.

3.2. Ближневосточная политикаРоссии была тесно связана с ситуацией на Балканах.

3.2.1. Османская империя (Турция). Переговоры с Германией о будущем признании российского контроля над принадлежавшими Турции проливами в обмен на нейтралитет России в отношении возраставшего немецкого влияния в Турции потерпели неудачу. В пику Германии удалось добиться соглашения с Турцией о российском преимущественном праве на строительство железных дорог на южном побережье Черного моря. В Турции российско-германские отношения продолжали обостряться по мере роста влияния обеих стран.

3.2.2.ВПерсии (Иране) ситуация была иной. Здесь Россия действовала наиболее современными методами - усиливая финансовую зависимость шахского режима. Крупные займы шаху, создание российского российского Учетно-ссудного банка Персии, имевшего право чеканки монеты, обеспечили подписание соглашений 1890 и 1901 гг. В результате Россия смогла успешно воспрепятствовать не только попыткам Германии распространить свое влияние на эту страну, но и стремлению Англии поделить Персию на сферы влияния.

3.3. Дальневосточное направление с конца XIX в. приобретало все большее значение в российской внешней политике. Не имея сил для коренного изменения положения в балканско-ближневосточном регионе, отечественная дипломатия проявляла наибольшую активность в Китае.

3.3.1. Экономическая экспансия стала основной формой расширения влияния России на Дальнем Востоке. Вдохновителем мирного захвата территорий стал министр финансов С.Ю. Витте. Он предложил начать продвижение в Северный Китай со строительства Транссибирской железной дороги (1891-1903 гг.) и активизации торгово-финансовой деятельности. Россия, по образцу своей персидской политики, выдавала Китаю займы в обмен на согласие китайского правительства на строительство в Маньчжурии экстерриториальной (т.е., находившейся на территории Китая, но неподвластной китайским властям) Китайской восточной железной дороги - КВЖД (1896-1901 г.), расширение влияния Русско-китайского банка, получение ряда концессий.

В итоге Россия укрепилась на Дальнем Востоке, но даже с учетом этих достижений, реальное экономическое освоение Маньчжурии требовало значительно бo льших средств и времени, и главное, могло иметь успех лишь в условиях мирного развития отношений с Японией и Китаем.

3.3.2. В русско-китайских отношениях это условие в основном сохранялось. Россия действовала экономическими методами, поддерживала Китай в его попытках противостоять нажиму Японии. После подавления европейскими державами китайского восстания 1900 г. русский воинский отряд первым был выведен из центральных районов страны на Север для последующей эвакуации в Россию.

3.3.3. Отношения с Японией развивались иным путем. Российская дипломатия ошибочно продолжала считать своим главным непосредственным соперником на Дальнем Востоке Англию. Растущая агрессивность Японии, быстро превращавшейся в крупную экономическую державу, недооценивалась. После японо-китайской войны 1894-1895 гг. и получения Японией по Симоносекскому договору с Китаем прав на Корею и Ляодунский полуостров, Россия в союзе с Германией и Францией добилась отказа Японии от Ляодуна, но возникла новая военно-политическая ситуация.

Николай II избрал путь обострения отношений с Японией. В 1896 г. был подписан оборонительный антияпонский договор с Китаем. В 1897 г. русская эскадра заняла Порт-Артур на Ляодуне, а в 1898 г. Россия добилась аренды Квантунского полуострова (южной части Ляодуна) на 25 лет с правом строительства железной дороги.

Император, мечтавший о присоединении Манчжурии и Кореи, поддался влиянию придворной группировки во главе с отставным гвардейским ротмистром А.М. Безобразовым, близким царю. Эвакуация войск из Манчжурии была приостановлена. Вопреки возражениям Витте и министра иностранных дел В.Н. Ламздорфа, царь санкционировал курс на скорую войну с Японией, которая, по его мнению, не имела настоящей армии. Под давлением клики Безобразова в 1903 г. Витте был уволен с поста министра финансов. Ламсдорф подал в отставку, которая не была принята императором.

Безобразов имел успех у Николая II не только в связи с близостью его идей авантюристическим мыслям императора, но и благодаря поддержке министра внутренних дел Плеве, считавшего, что маленькая победоносная война с Японией смягчит социально-политический кризис в стране.

В 1902 г. Япония, завершив военную подготовку и построив флот, технически и численно превосходящий русскую Тихоокеанскую эскадру, получила кредит от США и заключила союз с Англией. В 1903 г. Япония выдвигала все более жесткие требования к России в отношении Кореи и Манчжурии. Россия оказалась неготовой к войне (не завершилось строительство Транссибирской дороги и укреплений Порт-Артура, не заготовлено было достаточно боеприпасов, на Дальнем Востоке размещалось лишь 100 тыс. российских солдат), и постепенно шла на уступки, оттягивая начало войны.

31 декабря 1903 г. Япония предъявила ультиматум о признании ее исключительного права на Корею и Манчжурию. Посланная 22 января телеграмма с ответом, содержавшая уступки по большинству требований, была задержана японцами и дошла до российского посла в Токио уже после объявления Японией войны.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.